Прямой эфир Новости спорта

Караваны пойдут на Прорву

При строительстве в Каспийском море судоходного канала погибнет около 120 тысяч рыб осетровых пород, в зоне работ будет уничтожена кормовая база представителей ихтиофауны. Такие удручающие цифры озвучили на общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) данного проекта.

При строительстве в Каспийском море судоходного канала погибнет около 120 тысяч рыб осетровых пород, в зоне работ будет уничтожена кормовая база представителей ихтиофауны. Такие удручающие цифры озвучили на общественных слушаниях по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) данного проекта.

Заказчик проекта – «дочка» АО «НК «КазМунайГаз» – ТОО «ТенизСервис», известная атыраусцам как строитель базы реагирования на разливы нефти близ посёлка Дамба. Слушания проводились совместно с разработчиком проекта строительства – ТОО «Виттевеен+Бос Каспиан» и разработчиком проекта ОВОС – ТОО «Центр дистанционного зондирования и ГИС «Терра».

Проектировщики предлагают прорыть судоходный канал в северо-восточном секторе Каспийского моря в районе полуострова Прорва, чтобы не использовать обходные пути через порты Актау, Баутино и Атырауский речной порт. То есть с наименьшими для нефтяников финансовыми затратами и потерей времени.

Длина канала составит 71 км, глубина – до 5 м, ширина – 61 м с разворотным бассейном диаметром 300 м плюс 14-километровая подъездная дорога и другие объекты наземной инфраструктуры. Продолжительность строительства – 2 года. С введением в эксплуатацию искусственного морского пути по нему станут доставлять крупногабаритные модули для строительства третьего завода ТШО – так называемого Проекта будущего расширения (ПБР). Как проинформировал присутствующих директор ТОО «ТенизСервис» Газиз Кусайын, по этому поводу с компанией «Тенгизшевройл» уже имеется предварительная договорённость. А с завершением в 2020 году строительства ПБР канал предполагается использовать для поддержки нефтяных операций других морских месторождений. Стоимость проекта – порядка 1 млн долларов.

Заказчик («ТенизСервис») отметил его безусловные плюсы. В частности, это конкурентные преимущества Атырауской области, привлечение инвестиций, местных подрядных организаций, а также создание порядка тысячи рабочих мест на пике строительства и 128 постоянных мест по его завершении.

Но на всех тут же вылили ушат холодной воды.

По словам представителя «Центра дистанционного зондирования и ГИС «Терра» Татьяны Шмелёвой, землечерпалки неизбежно уничтожат фитопланктон, бентос и гидробионт, которые являются кормовой базой рыб, в том числе и осетровых пород. Более того!

– Произведённые расчёты привели к выводу, что погибнет 118 тысяч 420 штук осетров, – заявила Шмелёва и «успокоила», что заказчик проекта готов компенсировать гибель в виде выделения 116 млн тенге для «зарыбления водоёма рыбопосадочным материалом».

– В данный момент в законодательной базе Казахстана отсутствует такой механизм направления денежных средств, – подчеркнула она.

Проектировщики заверили, что стройка не повлияет на места гнездовий птиц, миграционные пути тюленьих стад. Между отвалами грунта строители намерены оставлять проходы, что позволит свободно передвигаться всем обитателям Каспийского моря.

В ходе обсуждения присутствующие подвергли серьёзному сомнению расчёты ущерба, который будет нанесён живой природе:

– Например, расчёт ущерба по гибели бентоса в аналогичном проекте по прокладке трубопровода Кашаган – Карабатан составил 5 млн долларов. И эту цифру надо умножить на три, так как период восстановления бентофауны составляет три года, – заметил заместитель начальника управления сельского хозяйства Атырауской области Ербулат Кадимов…

– Сегодня мы так и не услышали ответов на целый ряд ранее заданных вопросов, – заявила руководитель атырауского Центра эколого-правовой инициативы «Глобус» Галина Чернова. – Каково комплексное воздействие от строительства на всю биоту акватории северо-восточного Каспия? Как ударит гибель кормовой базы осетровых по всей популяции? Где математические расчёты, свидетельствующие о том, что отвалы грунта не повлияют на миграционные пути тюленей и осетровых? Мы уже имеем совокупное воздействие на гидродинамику моря от 37 островов Кашагана. А каким будет это воздействие от вашего канала с отсыпными валами? И как вообще проект отвечает концепции «зелёной экономики»?..

Слушания завершились традиционной резолюцией: «Предложения и замечания участников будут учтены при доработке ОВОС».

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров