Какао-бобы беспрецедентно подорожали: повысит ли "ЛОТТЕ Рахат" цену на "Казахстанский" шоколад?

Шоколад "Казахстанский" / Фото Владимира Третьякова
Шоколад "Казахстанский" / Фото Владимира Третьякова
Компания ищет способы, чтобы сдерживать рост себестоимости продукции, которая стала национальным брендом.

Цена на плиточный шоколад за последние три года выросла более чем на 40%, при этом сокращения потребления в Казахстане не наблюдается. В последние годы рынок столкнулся с беспрецедентным ростом цен на основное сырьё – какао-бобы, сообщила компания "ЛОТТЕ Рахат" в ответе на запрос Informburo.kz.

В последнее время в казахстанских супермаркетах цены на плиточный шоколад популярных брендов приблизились к отметке в 1000 тенге, и иногда даже превышают её. Редакция Informburo.kz решила выяснить, подорожает ли визитная карточка страны – шоколад "Казахстанский", который производит АО "ЛОТТЕ Рахат".

Почему шоколад становится всё дороже? В компании назвали основные причины резкого роста цены на шоколад. По оценкам, мировое производство какао в 2023-2024 годах сократилось на 11% по сравнению с предыдущим периодом. Основные страны-производители, включая Кот-д’Ивуар и Гану, на которые приходится порядка 60% производства какао, испытывали трудности, вызванные неблагоприятными погодными условиями, старением плантаций и распространением заболеваний деревьев. Влияние этих факторов отразилось на наличии сырья и росте закупочных цен практически в три раза. 

"В текущем году цены на сырьё также показывали волатильность, а с 7 августа Гана объявила о повышении цен более чем на 60%, что в краткосрочной перспективе приведёт к росту стоимости какао-бобов. В целом на ситуацию негативно влияет не только ситуация на мировом рынке какао, но и другие факторы. Во-первых, валютный курс, так как основная часть сырья для производства кондитерских изделий приобретается за рубежом. Во-вторых, логистические расходы – перевозка и хранение за последние пять лет выросли практически вдвое. В-третьих, мы наблюдаем постепенное подорожание коммунальных услуг и упаковочных материалов", – сообщили в компании.

Там отметили, что в большей степени дорожают продукты с высоким содержанием какао-продуктов, например, горький шоколад, содержащий на 70–80% какао или тёмный, как "Казахстанский", с содержанием какао 45%. При этом в молочном шоколаде доля какао 25%, поэтому на нем рост цен отразится в меньшей степени. 

Подорожает ли "Казахстанский"? В компании "ЛОТТЕ Рахат" сообщили, что вынуждены реагировать на ситуацию, но не в тех масштабах, в которых дорожает сырьё. 

"Пока мы работаем на сырье, которые было закуплено ранее, поэтому говорить о повышении преждевременно. Сейчас мы прилагаем максимум усилий для диверсификации поставщиков какао-бобов и активно работаем над поиском более выгодных условий поставок, чтобы сдерживать рост себестоимости продукции. В рамках этой работы нами выработаны меры по оптимизации закупок и логистики прочего дорогостоящего сырья (сахар, жиры, орехи), ведутся переговоры с партнёрами по объёмам поставок и ценовым условиям", – говорится в ответе.

Продажи шоколада компании демонстрируют положительную динамику. АО "ЛОТТЕ Рахат" экспортирует свою продукцию в Россию, Азербайджан, Узбекистан, Киргизию, Таджикистан, США, Германию, Монголию, Китай. Доля экспорта составляет более 20%.

"Мы не нацелены на удешевление состава всеми любимых продуктов, при этом параллельно ведётся разработка трендовых и премиум новинок, которые соответствуют предпочтениям потребителей", – добавили в компании.

Рост цен – повод заместить импорт? По данным Минторговли, импорт шоколада за пять месяцев 2025 года составил 34,2 тысячи тонн на сумму 168,2 млн долларов, сократившись на 4,7% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. Основными странами импорта являются РФ – 69,3%, Украина – 11,4%, Турция – 6,7%, Германия –3,2%. Доля импортного шоколада от потребления составляет 56,3%.

В компании "ЛОТТЕ Рахат" прокомментировали вероятность замещения дорогих импортных шоколадок более доступными по цене аналогами казахстанского производства.

"Полное вытеснение импортного шоколада маловероятно из-за структуры рынка, предпочтений потребителей и производственных ограничений, но за счёт высокого качества продукта, понимания локального потребителя и развитой системы дистрибуции замещение части импорта возможно", – ответили в компании.

Там подчеркнули, что считают свой шоколад, и не только "Казахстанский", эксклюзивным продуктом. Компания анонсировала разработку новых продуктов – шоколада с новыми начинками, орехами и карамелью. 

НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ