Прямой эфир Новости спорта

Хоть и сушёный, но перец

Капусту, перец и помидоры можно не только закатать в банки, но и высушить. Курт можно сделать быстрорастворимым, конину – хрустящей, а корм для скота – тепличным. По мнению директора предприятия «Технопарк-2030» Чингиза Рысбекова, такие продукты должны производиться у нас в Казахстане.

Капусту, перец и помидоры можно не только закатать в банки, но и высушить. Курт можно сделать быстрорастворимым, конину – хрустящей, а корм для скота – тепличным. По мнению директора предприятия «Технопарк-2030» Чингиза Рысбекова, такие продукты должны производиться у нас в Казахстане.

Даже если перец с морковкой немного подвяли, их всё равно можно добавить в борщ. А опавшие яблоки пустить на компот. Чингиз Рысбеков считает, что продукты не должны пропадать зря.

– У меня во дворе яблони растут, – рассказал директор.– Сижу как-то, пью пиво на свежем воздухе, режу яблоки и складываю на сушку. Мой сосед спрашивает: «Зачем ты это делаешь? Вроде крутой, а падалицу во дворе собираешь». А мне жалко яблоки выбрасывать! Может, зимой из них компот детям сварим. Потом узнал, что мой товарищ, владелец яблоневых садов, падалицу скоту отдаёт. Вот и предложил ему сушить нетоварные фрукты. Так он жёстко надо мной пошутил: привёз целый КамАЗ! Я не знал, как этот объём переработать. Посадил работниц резать яблоки, но производительность была низкой. Тогда мы придумали и сделали яблокорезку. И за 4 часа прогнали через неё весь КамАЗ. Яблоки разложили сушить под открытым небом. Они уже почти готовы были. И тут пошёл дождь. Нужно было срочно делать промышленную сушилку. Тогда я решил переоборудовать склад. Стены утеплил пенопластом, поставил поддоны, печь на солярке. Разложил там яблоки и картошку с баклажанами бросил для эксперимента. Опыт удался. Но с яблоками пришлось завязать.

КУРТОВЫЙ ПОРОШОК И МЯСНЫЕ СУХАРИ

– Почему?

– Мне трудно конкурировать с Узбекистаном. Там фрукты в 4 раза дешевле, поэтому я ушёл от этой позиции. Как-то попросил знакомого узбека поделиться опытом. Спрашиваю: «Как сделать так, чтобы сушёные яблоки не чернели?». Так он взял старый аккумулятор, вылил оттуда кислоту в ёмкость с водой. И собрался там сушёные яблоки отбелить. Ну как можно этим людей кормить? Я взял пищевую соду, 20–30 минут вымачивал в ней яблоки и – на сушку. Вот попробуйте, какие у меня яблочные чипсы получились. Я на многие вещи смотрю, и меня задевает, что они производятся не у нас. Увидел как-то в Москве сушёную конину. Почему москвичи это делают, а мы – нет? Тогда я сделал свою сушёную конину. Это классная закуска под пиво…

Чингиз достал из шкафа баночку с сушёной кониной и насыпал немного в пиалку. Журналисты дружно захрустели пивным деликатесом.

– Я люблю пить сорпу и класть туда курт. Но пока он растворяется, сорпа остывает. И тогда я решил сделать быстрорастворимый курт (хозяин достал пакетик и насыпал мне на ладошку белые гранулы).

Так он в порошке?

– Да. И его производство рентабельно. У меня сейчас работает завод по переработке б/у шин в резиновую крошку для стадионов. Он обошёлся мне в 200 тысяч долларов. А строительство цеха по производству такого курта стоит 3 тысячи баксов. При этом прибыль получаешь 20% от завода по резиновой крошке. Такая же ситуация и с цехом по производству сухой конины.

– В Минобороны не предлагали свою продукцию?

– Предлагал. Но мои сушёные овощи не попадают под их требования. У меня спросили: «Может, вы галеты сделаете?». Это такое печенье, которое два года не портится. В Казахстане их никто не производит. Я сказал, что попробую, и забыл про этот разговор. Через месяц звонят, предлагают поучаствовать в тендере. Что делать? Посмотрел рецептуру в Интернете, сделал 20 пробных образцов. В короткие сроки подготовил все документы. Стал работать с пекарней по договору аутсорсинга. И теперь мы печём галеты для Минобороны.

ЧТОБ СТОЯЛО И НЕ МЁРЗЛО

– Тыквенные семечки тоже вы производите? – спросила я, глядя на тарелку с зеленоватыми семенами.

– Тыкву я сушу для компании «Беккер». Если манты делают из свежей тыквы, а потом их замораживают, то при варке начинка превращается в кашу. Поэтому им и нужна сушёная тыква. А тыквенные семечки остаются. Я иногда сижу по ночам за компьютером. Чтобы меньше курить, стал щёлкать тыквенные семечки. Ложусь спать, а уснуть не могу. Оказывается, тыквенные семечки – это природная «виагра». Они мужскую силу поднимают. А если по 50 граммов в день есть в течение месяца, то уходит простатит. Покупаю машинку, которая отделяет семечки от кожуры. Фасую и продаю как чудодейственный витамин. Вот и решена проблема…

Столы в кабинете Чингиза Рысбекова были заставлены не только тарелками с различной сушёной снедью. Гастрономический пейзаж дополняли микроскоп, электронные весы, компас и какие-то зёрна в лотках.

– Откуда такая любовь к экспериментам?

– Я с детства что-то изобретаю. Учился в политехе, на заводе давал рацпредложения. Даже две диссертации писал, но так и не защитил их. Недавно в Интернете прочитал, что россияне изобрели табачные дымовые шашки. Обычные серные шашки убивают всё живое в теплицах. А табачные шашки только тлю и листоверт. Задался целью и создал подобную. Когда сюда переехал, у меня дом был холодный. Специально для деревенских жителей создал материал для утепления чердаков и крыш – глинополистирол. Очень лёгкая и тёплая вещь. Увидел в продаже тёплую штукатурку. На рынке есть казахстанского, польского и финского производства. Сделал спектральный и химический анализ. Долго бился над тем, чтобы штукатурка не трескалась. Теперь мы вышли на рынок с тёплой штукатуркой. А этот материал для утепления пола. Килограмм стоит 200 тенге. На квадратный метр нужно около 3,5 кг. У нас и термокраска есть. Мой сын постоянно прижимался к холодной стенке во время сна, от этого болел. Я покрасил стенку термокраской, и проблема решилась…

СЕНОКОС В ТЕПЛИЦЕ

– На сегодняшний день засуха привела к тому, что стоимость сена достигает 600–700 тенге за тюк. Один килограмм стоит порядка 45-50 тенге. Выкормить скот за зиму нереально. Так вот калифорнийцы, у которых уже четыре года подряд засуха, давно применяют гидропонику…

Изобретатель пригласил нас во двор. Недалеко от дома на земле лежали «ковры» из проросшего ячменя, корни которого крепко сцепились друг с другом.

– Этот «коврик» прекрасно едят коровы. Здесь сырого протеина 25%, а витаминов больше, чем в обычном корме в 50 раз. К тому же этот ячменный пласт повышает удои на 20%. И если есть своя гидропонная фабрика, то такой корм обходится в 10 тенге за кило. Этот сэндвич весит 20 килограммов, на его производство было затрачено 4 кг ячменя. Я делаю гидропонные установки, с помощью которых можно выпускать от 100 кг до трёх тонн продукции. У меня уже заказали контейнер, который выпускает три тонны в день. А вот так проращивается ячмень. Здесь, конечно, есть коммерческие тонкости. Но гидропоника решает проблему с кормами. И не надо бояться, что гидропоника – это дорого: установка окупается всего за полгода. Сейчас Китай активно осваивает СУАР и повышает забор воды в Или. Уже в этом году между аграриями были драки за воду. На горных пиках практически нет снега. По прогнозам учёных, засуха будет длиться ещё лет десять. А у нас не привыкли экономить воду.

Капельное орошение дорогое и сложное. Я же собрал барабанную дождевальную установку за 8–10 тыс. долларов. Импортная стоит 30–40 тысяч. Можно пустить их производство на поток. Например, проект по гидропонике мы делаем совместно с областным акиматом в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП). Если государство что-то не просчитало, я просчитаю. Государство будет строить завод за 5 млн долларов и три года. Я же потрачу 200 тысяч и сделаю всё гораздо быстрей.

Государственное реагирование на проблемы засухи будет долгим и неэффективным, здесь необходимо ГЧП, которое в короткие сроки поможет решить проблемы с кормами…

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров