Эксперты прогнозируют рост цен на бензин в Казахстане к апрелю 2016 года. Это связано с дефицитом отечественного сырья и подорожанием импортируемого российского топлива.

Аналитик нефтегазового рынка Сергей Смирнов считает, что повлиять на рост цен может несколько факторов. Прежде всего это понижение экспортной пошлины, благодаря которой экспортировать нефть выгоднее, чем поставлять её отечественным заводам.

"Это связано и с тем, что наши заводы производят недостаточное количество топлива, и с дефицитом высокооктанового бензина, – говорит Сергей Смирнов. – Все годы независимости у нас сохраняется зависимость от российского топливного рынка.   


Сергей Смирнов

Фото radiotochka.kz
Сергей Смирнов

 Ситуация там тут же отображается на нашем топливном рынке. С 1 марта в России понижают экспортную пошлину на 24%. Это приведёт к увеличению продажи топлива за границу и сокращению объёмов поставки для переработки на российских НПЗ. К тому же с прошлого года проводится большой налоговый манёвр. С 1 января акцизы уже повышали, с 1 апреля они в очередной раз повысят их. Естественно, хоть власти и заявляют, что это не отразится на цене топлива, российские эксперты в этом сомневаются. Всё это, скорее всего, приведёт к повышению цен на нефть".

Ситуация на казахстанском нефтяном рынке отражает российскую. В связи с девальвацией рубля модернизация нефтеперерабатывающих заводов нашему соседу обойдётся дороже. Это скажется на цене топлива.

"Ещё один фактор – это девальвация рубля. Российские производители с января этого года должны были уже перейти на выпуск топлива класса "Евро-5", – говорит Сергей Смирнов. – Но они не уложились в эти строки, а девальвация рубля привела к тому, что оборудование будет стоить дороже. Оно ведь всё импортное. Модернизация производства бременем ляжет на потребителей. Это фактор, который также может привести к подорожанию цен на топливо и у нас. 30% только бензина у нас завозится".

По мнению Сергея Смирнова, дефицит сырья в РК возник из-за отставания по программе модернизации нефтеперерабатывающих заводов. 

"Наши три завода ещё в прошлом году должны были быть полностью модернизированы и начать производить топливо класса "Евро-4", "Евро-5". Но этого не произошло, – рассказывает Сергей Смирнов. – Российские власти заставили ряд заводов провести модернизацию. Несмотря на то что они не принадлежат государству, а принадлежат "Лукойлу", "Роснефти" и так далее. Тем не менее, их заставили. У нас всего три завода, которые принадлежат государству. И государство само себя не может заставить провести их модернизацию".

По мнению экономиста, из-за тенденции к снижению объёмов нефтедобычи в Казахстане даже в случае успешной модернизации заводов мы не сможем обеспечить их достаточным количеством сырья. По его словам, сейчас мы перерабатываем 14 с небольшим млн тонн сырья в год, а после модернизации объёмы должны увеличиться до 18 млн тонн.  

"Но сейчас мы видим, что у нас идёт падение объёмов нефтедобычи, – говорит Сергей Смирнов. –  В 2013 году у нас был максимальный объём – 82 млн тонн сырья. В прошлом году 79 с половиной млн тонн добыто. В этом году при цене 40 долларов за баррель прогнозируется 77 млн тонн. А если стоимость барреля будет 30 долларов, то вообще 70".

А вот директор ТОО "OilGasProject", экономист Жарас Ахметов считает, что цены на бензин подрастут весной только в том случае, если Правительство не будет вмешиваться в ценообразование. По мнению эксперта, отечественный рынок нефтепродуктов всё ещё зависим от государственного контроля. 


Жарас Ахметов

Фото dalanews.kz
Жарас Ахметов

"Цены держатся примерно на одном уровне с сентября прошлого года, – говорит Жарас Ахметов. – Скорее всего, несмотря на заявление о переходе к рыночному ценообразованию, действуют скрытые формы государственного влияния на цены – другими причинами стабильность цен не объяснить. Предугадать решения Правительства – это всё равно, что попытаться выиграть в лотерею: можно, но маловероятно. Но недавно министр энергетики Школьник заявил, что цены на бензин необходимо поднимать. То есть, вполне возможно, их и поднимут. Но это всего лишь гипотеза. Если будет реальное рыночное ценообразование, то цены на бензин подскочат, а потом – рынок покажет".

Напомним, что госпрограмма модернизации отечественных НПЗ была принята в 2009 году. Три действующих завода: Павлодарский, Шымкентский и Атырауский к 2015 году должны были быть переоборудованы. Позже было объявлено о планах строительства четвёртого нефтеперерабатывающего завода в Мангистауской области. Однако осуществить модернизацию в сроки не удалось, и в ноябре 2015 года премьер-министр Карим Масимов объявил о переносе сроков модернизации НПЗ. 

А в 2015 году первый заместитель премьер-министра РК Бактыжан Сагинтаев объявил о том, что Правительство Казахстана приняло решение отказаться от сдерживания предельных цен на ГСМ. Это моментально вызвало рост цен на бензин на АЗС страны. 

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter