Директор компании Яна Гейла рассказал о впечатлениях от обновлённых улиц Алматы

Директор Gehl Architects Рикардо Марини отметил, что качество работы в первую очередь зависит от того, кто укладывает плитку на тротуаре, а не от чиновников.

Директор Gehl Architects, урбанист Рикардо Марини приехал в Алматы по приглашению Центра развития Алматы. Здесь он читал лекцию "На пути к доступному и комфортному городу для людей".

Архитектор поделился впечатлениями от обновлённых улиц Алматы. Он считает, что ускоренный темп реконструкции идёт в ущерб качеству работ.

"Я заметил, когда ходил, что плитка, например, где-то нормально уложена, потом 50 метров не очень, – поделился впечатлениями помощник Яна Гейла. – Видимо, там разного навыка люди укладывали плитку. Всё равно должен сказать, что с 2014 года стало меньше ступенек, ям на тротуарах. Появилось много спусков, по которым коляски могут спокойно ехать. Но осталось много проблем. Проблема в скорости, настолько всё быстро делается".

Рикардо Марини сообщил, что неоднократно говорил властям Алматы о темпах реконструкции.

"Я много комментариев давал властям по ускорению процесса и качеству. Эти вещи взаимосвязаны, всё так быстро делается. Объём работ... невероятно просто. Невозможно поддерживать качество в таком масштабе, – считает он. – Я говорил это в прошлом году, когда первые проекты начались. Когда показывали количество проектов по трансформации, мы сказали: "Это нереально, это слишком много".

Марини по-прежнему считает, что ускорение процесса мешает полноценной реконструкции города.

"В Великобритании, Северной Америке, Дании такие проекты за 4-5 месяцев не делают. В Москве примерно похожая ситуация была. В итоге какие-то шаги пропускают, которые должны быть", – сказал урбанист.

Директор Gehl Architects отдельно остановился на работе городских управлений:

"С двумя акимами города (Ахметжан Есимов и Бауыржан Байбек. – Авт.), с которыми мне удалось поработать, говорили про то, что у различных управлений нет между собой коммуникаций. Я как раз присутствовал, когда аким сказал заместителям, что им нужно работать вместе, чтобы не получилось такого, что в одном районе делается что-то одно, а в другом – другое, и это стратегически не взаимосвязано. Я работал в Лондоне, там то же самое происходит: департаменты транспорта и градостроительства в разных направлениях идут. А у нас работа такая, что подход всеобъемлющий, мы такие проблемы видим. Мы видим, что есть какие-то проблемы, и бывает, что деньги потрачены впустую. А те, кто в конкретном управлении работают, считают, что делают всё правильно".

Он пояснил, что рекомендовал властям Алматы сделать поверхность тротуаров такой, чтобы было и удобно для людей, и полезно для окружающей среды.

"Мне нравится что-то или нет, это не важно. Подходит ли оно – вот это важно. Подходит ли это в плане того, что хватает ли навыков и опыта правильно всё сделать. Я прогулялся по Жибек жолы, Абылай хана, Абая, Назарбаева, Тулебаева и по другим улицам и создалось впечатление, что везде всё абсолютно разное, что, на мой взгляд, не соответствует концепции".

Урбанист несколько шокирован от того, что велодорожки и тротуары в некоторых местах неожиданно упираются в барьеры, например, в виде деревьев.

"Позволять, чтобы на тротуаре или велодорожке остались неожиданные препятствия, – для меня это всё равно, что взять деньги и сжечь, – считает Рикардо Марини. – Даже если бы аким сам знал всё на свете, и все его сотрудники знали всё на свете, слабость в том, кто конкретно укладывает эти дорожки. Понимает ли этот человек смысл работы, для чего он это делает. В результате дерево оказывается посередине велодорожки".

В ноябре 2017 года Рикардо Марини рассказал о первых итогах реконструкции улицы Панфилова.

4 сентября 2018 года Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев осмотрел реконструированные в этом году улицы.

В 2018 году реконструируют пешеходные зоны на проспектах Назарбаева, Абая, Абылай хана, на площади перед Дворцом Республики, улицах Желтоксан, Гоголя. На проект было выделено 578 млн тенге.