Прямой эфир Новости спорта

Авиакомпаниям предложили наладить диалог с аэропортами, а не пытаться их угробить

Генеральный директор группы компаний "Верный капитал" привёл 10 доводов, которые объясняют ситуацию, сложившуюся в гражданской авиации Казахстана.

Управляющий партнёр и генеральный директор группы компаний "Верный капитал" Ерлан Оспанов прокомментировал жалобы авиаперевозчиков на высокие тарифы аэропортов. По его словам, группа компаний управляет аэропортом Караганды больше 10 лет, поэтому о проблемах воздушных гаваней он знает не понаслышке.

Ерлан Оспанов привёл 10 доводов, которые полностью объясняют ситуацию, сложившуюся в гражданской авиации Казахстана.

Во-первых, он развеял миф авиаперевозчиков о том, что якобы авиакомпания KLM отказалась возобновлять некоторые международные рейсы из-за высоких тарифов казахстанских аэропортов. Он представил данные международных воздушных гаваней и предложил сравнить их с отечественными.

"Тариф "взлёт-посадка" в евро за одну тонну взлётной массы: Амстердам – 7,4 (базовый аэропорт KLM); Стамбул – 7,14; Шереметьево – 2,6 для локальных, 8,6 для иностранных; Караганда - 4,4; Астана – 4,52; Алматы – 6,5. По другим – аналогично. Кстати, очень интересные споры по тарифу "Авиационная безопасность". Основные затраты здесь – это зарплата сотрудников и амортизация досмотрового оборудования", – написал Ерлан Оспанов в Facebook.

По его словам, неверно утверждение о том, что отечественные аэропорты не пускают иностранные авиакомпании.

"Простейшая логика: аэропорты конкурируют за авиакомпании и зарабатывают на пассажирах и самолетах. Чем их больше – тем лучше. Авиакомпании конкурируют за пассажира. Выгнал иностранца, забрал пассажира. Кто не пускает?" – недоумевает Ерлан Оспанов.

Также он не понимает, почему аэропорты обвиняют в высоких ценах на авиатопливо, ведь воздушная гавань не является его производителем. Более того, в Казахстане не хватает его, более половины требуемого объёма закупают в России.

"Цены на топливо никогда не регулировались и нельзя этого делать вообще. Это очень тонкая материя, это не B2C (розничный рынок). Всё встанет колом в момент, так что мало не покажется – коллапс вселенского масштаба. Здесь нужна максимальная гибкость. Регулированию подлежит только услуга по заправке. Это работа топливно-заправочного комплекса со всеми автозаправщиками. Очень серьёзная и ответственная работа. Тариф этот – сущие копейки – 10-20 долларов за тонну. Каждый заправщик стоит под 500 тысяч долларов. Ни один аэропорт не будет предлагать неадекватные цены на топливо, иначе клиент уйдёт. Бывают случаи, когда аэропорты заправляют в убыток и компенсируют другими услугами. Следует отметить, что Air Astana закупает годовой объём топлива напрямую у НПЗ, минуя аэропорты. Цена на топливо – вопрос совсем к другим участникам нашей экономики", – подчеркнул Ерлан Оспанов.

Также он ответил на жалобы авиаперевозчиков по поводу низкого уровня сервиса в аэропортах.

"Авиакомпании, приходя в аэропорт, говорят: сделай это, это и это, но тарифы поднимать нельзя. Тут, наверное, виновато наше советское прошлое. Не жили мы при капитализме. Не бывает бизнеса без инвестиций. И никто и никогда не инвестирует деньги без их возврата. Наверное, наши авиакомпании изобрели вечный двигатель. Спросите их про лизинговые платежи за их самолёты – пищать начнут! Это же инвестиции! Для хорошего сервиса в аэропортах нужно закупать оборудование и нанимать квалифицированных людей", – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что аэропортам удаётся защитить и изменить тарифы один раз в несколько лет. Авиакомпании же меняют цены на билеты несколько раз в год. Известные во всём мире авиалинии не сотрудничают с Казахстаном также не по вине аэропортов, уверен Ерлан Оспанов.

"Полёты иностранных авиакомпаний регулируются межправительственными соглашениями, где чётко написано: кто, когда и как может летать к нам и в какие аэропорты. Решения принимает Комитет гражданской авиации. Мы сражались два года, чтобы "Аэрофлоту" разрешили летать в Караганду. При этом и Air Astana, и SCAT, и все остальные отказывались летать из Караганды в Москву. Хотя, Air Astana является "назначенным перевозчиком" на этом направлении по межправительственному соглашению", – подчеркнул он.

По его словам, авиаперевозчикам "необходимо наладить диалог и сотрудничество с аэропортами, а не пытаться угробить их окончательно".

18 января иностранные и казахстанские авиакомпании выступили с требованием ввести регулирование тарифов аэропортов в Казахстане на обслуживание международных рейсов. Представители компаний огласили совместное заявление на пресс-конференции в Астане. Его поддержали такие авиаперевозчики, как Air Astana, Qazaq Air, SCAT, Uzbekistan Airways и организация ИАТА.

В июне 2017 года государство отменило регулирование тарифов аэропортов для международных рейсов. Это привело к резкому росту тарифов, в особенности в Международном аэропорту Нурсултан Назарбаев.

ТОО "Airport Management Group", под управлением которого находятся аэропорты Астаны, Кокшетау, Костаная, Петропавловска, Шымкента, Кызылорды, Актобе, Атырау, Павлодара, Семея и Усть-Каменогорска, ответило на требования авиакомпаний по введению регулирования тарифов аэропортов РК.

Ранее своё мнение высказывал руководитель крупнейшего аэропорта Казахстана – Алматинского. Он также категорически против того, чтобы государство регулировало тарифы аэропортов. По его словам, влияние этих тарифов на цену авиабилетов минимально.

Заявления казахстанских авиакомпаний о высоких тарифах на аэропортовые услуги председатель правления Карагандинского аэропорта "Сарыарка" Сарсенбек Кушкинов называет лукавством. Он отметил, что ранее тариф в аэропорту Караганды был утверждён в 2008 году. А последние изменения по ценам ввели с 1 декабря 2017 года – тарифы подняли на 8,5%. И эти цифры, подчеркнул он, не были взяты с потолка.

Популярное в нашем Telegram-канале
Новости партнеров