Либерализация уровня тарифов за аэропортовые услуги, проведённая в Казахстане в августе 2017 года, послужила причиной выступления в СМИ представителя казахстанского офиса ИАТА (международная ассоциация воздушного транспорта – международная неправительственная организация, осуществляющая свою деятельность за счёт средств своих членов – авиаперевозчиков) Джордана Карамалакова.
4 декабря 2017 года он высказал мнение, что система формирования цен на услуги аэропортов в Казахстане не является прозрачной и что "проблема состоит не в том, что цены повышаются, а в том, что отсутствует порядок, прозрачность и консультации с перевозчиками насчёт этих цен".
Считаем, что это фарисейство, выдаваемое за мнение эксперта. Для Карамалакова проблема именно в повышении тарифов аэропортов, грозящем дополнительными расходами для перевозчиков. Иначе не было бы и его выступления.
Обратимся к фактам. До августа 2017 года тарифы на монопольные услуги аэропортов устанавливались Комитетом по регулированию естественных монополий Министерства национальной экономики РК (далее – КРЕМ) исходя из фактических затрат аэропортов. При этом ключевые казахстанские аэропорты подвергались сверхрегулированию в части ценовой (тарифной) политики на свои услуги. К примеру, в Алматинском аэропорту уровень тарифов не повышался с 2004 года, и любые попытки повышения нерентабельных тарифов безжалостно пресекались КРЕМом.
Это было на руку авиакомпаниям, но сильно отражалось на развитии аэропортов. Только 5 из 20 аэропортов Казахстана являются прибыльными. Остальные аэропорты убыточны, что связано с низким пассажиропотоком, малым количеством авиарейсов и тарифами, недостаточными для развития.
Находясь фактически на конкурентном рынке международных аэропортовых услуг, аэропорты не имели возможности применять гибкую ценовую политику, что вело к значительным финансовым потерям как в результате занижения стоимости услуг и их предоставления ниже реальной себестоимости, так и в результате потерь, из-за невозможности менять цены в ответ на ценовую политику конкурентов.
По данным Европейского подразделения ACI (Международный совет аэропортов), в настоящее время подавляющее большинство аэропортов в мире фактически вышло из положения естественных монополий и действует на международных и внутренних рынках с разной степенью либерализации (Airports Council International, Policy Brief 2017/01).
Согласно отчёту ЕБРР, в отдельных аэропортах Европы (Франкфурт, Мадрид, Амстердам, Мюнхен, Рим, Барселона, Милан) регулирование тарифов аэропортовых услуг производится только в части контроля затрат аэропортов, а в аэропорту города Цюрих государственное регулирование вовсе не осуществляется.
В 2013 году Российской Федерацией в отношении иностранных авиаперевозчиков на все регулируемые услуги по основной деятельности аэропортов установлены тарифы в иностранной валюте (источник – интернет-ресурс Федеральной антимонопольной службы).
Крупнейшими аэропортами в Казахстане являются аэропорты Алматы и Астаны, но и они по мировым стандартам относятся к категории малых аэропортов (количество обслуженных пассажиров – менее 5 млн в год). Согласно зарубежной практике аэропортам с пассажиропотоком ниже 1 млн пассажиров в год сложно оставаться прибыльными. Поэтому и в Казахстане назрела необходимость либерализации установления уровня тарифов, ведь дерегулирование деятельности аэропортов позволит им осуществлять гибкую тарифную политику и, в конечном итоге, улучшить свое финансовое положение.
С августа 2017 года в Казахстане по примеру ведущих аэропортов мира произошла частичная либерализация установления тарифов на услуги аэропортов, пока только в части международных направлений. При этом по отношению к аэропортам как к субъектам предпринимательства со стороны КРЕМ осуществляется ещё более жесткий контроль в соответствии с Предпринимательским кодексом РК, с баснословными штрафными санкциями за необоснованное повышение тарифов. О каком отсутствии порядка и прозрачности может идти речь? Однако в этом поистине революционном для аэропортов РК событии авиакомпании увидели прямую угрозу для своего благополучия. И вот тут-то на сцену в очередной раз выходит господин Карамалаков. Казахстану нужно отменить либерализацию и вернуться к регулированию цен на услуги аэропортов, говорит он. И тут же лицемерно заявляет, что авиакомпании не заинтересованы в бедных и недофинансированных аэропортах.
В результате ослабления тенге в августе 2015 года тарифы на монопольные услуги аэропортов для международных авиарейсов в валютном выражении снизились более чем в два раза.
Таблица 1. Уровень тарифов (в валютном выражении) на монопольные услуги в алматинском аэропорту (международные рейсы)
Услуги |
Единица изм. |
До 20.08. 15 |
После 20.08. 15 |
С 1.11.17 |
Обеспечение авиационной безопасности |
$/тонна МВМ |
3,13 |
1,42 |
2,65 |
Обеспечение взлета и посадки |
$/тонна МВМ |
17,78 |
8,05 |
8,05 |
Сверхнормативная стоянка |
$/тонна МВМ |
1,78 |
0,80 |
0,80 |
Базирование |
$/тонна МВМ в сутки |
0,89 |
0,40 |
0,40 |
Тем не менее, несмотря на дерегулирование, тарифы по трём основным монопольным услугам аэропорт Алматы не поднимал. Исключение составляет только услуга по обеспечению авиационной безопасности.
Участившиеся случаи терроризма потребовали со стороны государства ужесточения требований к аэропортам по авиационной безопасности. Это и наличие современных систем видеонаблюдения, досмотрового оборудования, первой линии досмотра, охраны периметра и сооружений аэропорта. По этой услуге, начиная с 2004 года, аэропорт постоянно имел убыток. Так, к примеру, по итогам 2015 года убыток составил 564 млн тенге.
В 2017 году аэропорт запросил КРЕМ о повышении тарифов по обеспечению авиационной безопасности на необходимые для самоокупаемости 166%. После рассмотрения госорганами уровня тарифов, сформированного согласно утверждённой КРЕМ и КГА инвестиционной программе на 5 лет, с 1 ноября 2017 года в аэропорту были рекомендованы новые тарифы по авиационной безопасности. Изменение по внутренним полётам произошло с 118,6 до 162,2 тенге (на 37%), а по международным полетам с 461,7 до 863,7 тенге (на 87%). Да, повышение тарифа по безопасности на 87% вызвало негативную реакцию перевозчиков, хотя увеличит долю аэропортовых сборов в стоимости авиабилетов в среднем на 0,5%. Конечно, лучше было бы повышать тариф понемногу, но чаще. Однако старая система регулирования тарифов не позволяла этого, зато после дерегулирования это станет возможным.
Кстати, о необходимости проведения консультаций с авиаперевозчиками по поводу повышения тарифов, о которой говорил представитель ИАТА. Перед утверждением инвестиционной программы и предельных уровней тарифов проводились публичные слушания, в том числе с участием авиаперевозчиков. На этих слушаниях представители одной из казахстанских компаний, выполняющей международные полёты, заявили, что не согласны на приобретение аэропортом современного досмотрового оборудования для обеспечения авиационной безопасности, поскольку оно влияет на повышение тарифов, хотя большинство участников высказались положительно. В свою очередь рекомендуем господам из ИАТА предложить авиакомпаниям также согласовывать повышение цен на авиабилеты с пассажирами.
Часто некоторыми экспертами высказывается мнение, что аэропортовые тарифы в РК являются одними из самых высоких в мире. Однако и эти утверждения не соответствуют действительности. К примеру, уровни тарифов на авиационные услуги в Казахстане существенно ниже, чем в России.
Таблица 2. Сравнительная таблица тарифов в РК и РФ по состоянию на 2016 год.
Наименование услуг |
Единица изм. |
АО "Международный аэропорт Алматы" |
Москва (Домодедово) |
Новосибирск (Толмачево) |
Обеспечение взлета и посадки воздушных судов |
Ставка сборов на одну тонну МВМ |
2 619,70 тг ($7,82) |
$10,50 |
$11,50 |
Обеспечение авиационной безопасности |
Ставка сборов на одну тонну МВМ |
461,73 тг ($1,38) |
$6,30 |
$8,70 |
В заключение хотим отметить, что либерализация тарифной политики вовсе не означает только их повышение, но и снижение при увеличении частоты рейсов и для привлечении новых перевозчиков. Этого настоятельно требуют условия рынка
Эксперты ИАТА, осуществляющие свою деятельность на территории Казахстана, выступают против либерализации и хотят вернуть систему формирования цен в прокрустово ложе регулирования уровня тарифов, препятствуя развитию аэропортов. Однако международная практика показывает, что всё больше и больше аэропортов выходят из-под монопольного регулирования, самостоятельно решая вопросы установления тарифов. Ведь основная цель аэропорта – это привлечение как можно большего числа авиаперевозчиков за счёт предоставления качественных, безопасных и конкурентоспособных услуг для своих клиентов.
Автор – Айбол Бекмухамбетов, директор Международного аэропорта Алматы, кандидат технических наук, профессор
-
1🎉 Группа Orda, ансамбль "Яшлык" и V$XV Prince. Как интересно провести выходные 23 и 24 ноября в Астане и Алматы
- 5516
- 1
- 6
-
2⚠️ Доброе утро! Предлагаем обзор главных новостей за 20 ноября
- 2485
- 0
- 5
-
3🍇 В модном винограде без косточек казахстанские специалисты не нашли вредных бактерий
- 2500
- 3
- 23
-
4🤔 Борьба с покупкой водительских прав: автошколы отказываются передавать частной компании данные о выпускниках
- 2302
- 2
- 26
-
5👀 В Казахстане редко назначают домашний арест, несмотря на большие расходы на содержание в СИЗО
- 2181
- 2
- 9
-
6👨⚖️👨⚖️👨⚖️🟢Суд Алматы отправил руководителя таможенной лаборатории в колонию за взятки
- 2172
- 0
- 25
-
7🎫✈️ Станут ли невозвратные билеты возвратными и зачем субсидировать авиарейсы – глава КГА
- 2234
- 0
- 11
-
8😱 Одного из богатейших людей мира обвинили во взяточничестве. Акции его компаний обвалились
- 2282
- 3
- 14
-
9🟢 Улице в Астане присвоили имя общественного деятеля
- 2209
- 2
- 46
-
10🚛🏗 Торговля и логистика в Центральной Азии: новые коридоры, продукты и D2C-модель
- 2193
- 0
- 6