Атамекен: Органы госдоходов незаконно начисляют пеню при обжаловании результатов таможенных проверок

Органы госдоходов должны обосновывать наличие нарушений при таможенной проверке, а не когда предприниматель уже обжаловал её итоги, считают в палате.

Органы госдоходов должны собирать доказательства нарушений до завершения таможенной проверки, а не во время рассмотрения апелляций комиссией при Минфине, как это происходит сейчас. Таково мнение национальной палаты предпринимателей "Атамекен", сообщается на её сайте.

Жалобы предпринимателей порой рассматриваются слишком долго. Как считают в палате, причина – в некачественных проверках с недостаточным обоснованием нарушений.

"Минфин направляет материалы некачественных проверок в Комитет госдоходов на дополнительные проверки, которые иногда проводятся годами. При этом в случае доказательства в общую сумму доначислений платежей неправомерно включаются пени за весь период рассмотрения жалобы", – отметила директор департамента таможенного администрирования "Атамекен" Дина Мамашева.

По мнению палаты, проверяющие неправильно трактуют и применяют нормы Таможенного кодекса, касающиеся пени.


Читайте также:


По итогам проверки ДГД выносит предпринимателю уведомление с основной суммой долга и пени на текущую дату. По Таможенному кодексу уведомление должно быть исполнено в течение 30 рабочих дней за исключением случаев обжалования. При обжаловании исполнение уведомления приостанавливается до вынесения решения Минфином или судом. Оставшийся срок исполнения исчисляется вновь после принятия решения, а пеня не начисляется с даты вынесения уведомления до уплаты соответствующих платежей.

"Согласно буквальному толкованию норм Кодекса, после вынесения решения Минфина или суда у декларанта есть в запасе 30 рабочих дней. Он погашает задолженность по уведомлению до истечения этого срока, исключая время обжалования, без начисления пени", – пояснила глава департамента.

Таким образом, как считают в палате, ДГД доначисляют пеню незаконно. В соответствии со статьёй 480, пункт 2, Таможенного кодекса, при обжаловании уведомления все неопределённости трактуются в пользу подавшего жалобу. Однако норма на практике не применяется. Кроме того, налоговики игнорируют постановление Верховного суда от 29 ноября 2019 года, где говорится, что бремя доказывания лежит на госорганах и чиновникам, чьи действия обжалуются.

"При оценке соблюдения норм таможенного законодательства следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой возложено на орган государственных доходов. Необходимый сбор доказательств органами государственных доходов должен был быть подготовлен до завершения таможенной проверки, а не в ходе рассмотрения жалоб", – резюмировали в "Атамекен".

Новости партнеров