Три коммунальных автопарка и троллейбусный парк возвращены государству. Акимат Алматы досрочно расторг договор о доверительном управлении с частной компанией из Шымкента Green Bus Company.

Муниципальными парками вновь будет распоряжаться ТОО "Алматыэлектротранс", учредителем которого является городское управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог.

"Досрочно расторгнут договор доверительного управления с перевозчиком Green Bus Company. Процесс передачи автопарков уже завершается, при этом водители Green Bus Company не останутся без работы и продолжат перевозки на маршрутах, которые будут переданы компании "Алматыэлектротранс". По итогам аудита будет определено, какое количество автобусов отремонтирует компания. Сейчас в рамках транспортной реформы перевозчики должны быть нацелены на повышение качества услуг пассажирских перевозок. У Green Bus Company уровень регулярности самый низкий среди алматинских перевозчиков, при этом его доля в общем количестве городских маршрутов велика, потому мы вынуждены были принять решение о расторжении договора", – сообщили в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы.

Почему коммунальные автопарки передавали частнику?

В декабре 2010 года занимавший тогда пост акима Алматы Ахметжан Есимов сообщил о создании муниципального автопарка. Первая партия автобусов на газе, синие Yutong, тогда вышли на городские дороги. Проект был запущен при финансовом содействии Европейского банка реконструкции и развития в Алматы. Коммунальный государственный автобусный парк создали на базе КГП "Алматыэлектротранс". С тех пор были открыты три автопарка.

В январе 2016 года аким Алматы Бауыржан Байбек заявил, что в "Алматыэлектротрансе" накопились долги и в конце декабря 2015 года все коммунальные автопарки и троллейбусный парк были переданы в доверительное управление ТОО "Green Bus Company".

"Мы рады, что инвестор, который сегодня зашёл в "Алматыэлектротранс", взял в доверительное управление. В течение первого полугодия 200 новых автобусов купят. Уже не за счёт бюджета, а за счёт частных средств. Первый же пример: в апреле большие ЛиАЗы за свои деньги хотят поставить, 200 автобусов. Это где-то 12–15% маршрутов вместо старых автобусов, честно говоря, их нельзя выводить на маршруты, потому что они несут угрозу жизни. Они не дают того качества, вот эти современные новые автобусы выйдут вместо старых", – рассказал Бауыржан Байбек, выступая на совещании по итогам социально-экономического развития мегаполиса за 2015 год.

Что должен был сделать управляющий?

Согласно условиям тендера, новый управляющий муниципальными автопарками и троллейбусным парком Green Bus Company взял обязательства выплачивать вознаграждение до 15% ежемесячно начиная с 2017 года ТОО "Алматыэлектротранс". В зависимости от полученного дохода:

  • по ставке вознаграждения в размере 10% от дохода по основной деятельности в размере с 6 до 8 млрд тенге включительно;
  • по ставке 12% от дохода по основной деятельности в размере от 8 до 10 млрд тенге включительно;
  • по ставке 15% от дохода по основной деятельности в размере свыше 10 млрд тенге.

В случае невыплаты вознаграждения в срок, установленный графиком, начисляется пеня по ставке 0,05% от общей суммы задолженности за каждый день просрочки.

Кроме этого, Green Bus Company обязана оплачивать налоги, содержать в надлежащем состоянии имущество ТОО "Алматыэлектротранс", возмещать любые убытки, возникшие в период его управления.

Согласно данным сайта Green Bus Company, возникшую задолженность предприятия в размере 700 млн тенге управляющий должен погасить до мая 2016 года, а оставшийся долг – до конца 2016 года:

  • укомплектовать подвижной состав, согласно действующему техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств";
  • заменить разбитые стёкла на транспорте;
  • отремонтировать или заменить систему отопления в автобусах и троллейбусах;
  • обеспечить полное восстановление неисправного подвижного состава.

Тогда городские власти рассчитывали, что инвестиции Green bus company составят более 1,5 млрд тенге.

Байбек о работе Green Bus Company

В феврале 2017 года на отчётной встрече с населением Алматы Бауыржан Байбек объяснил передачу муниципальных парков шымкентскому перевозчику. Он заявил, что ранее в "Алматыэлектротрансе" были выявлены факты неэффективного расходования денег.

"Мы выявили факты, у нас, вы знаете, Youtong наиболее дешёвые, все запчасти в Шымкенте продавали. Когда это коммунальное – государство покупает, отдаёшь. Наши руководители, если хороший человек – экономит, непорядочный начинает вместо бензина воду заливать, детали разбирают потихоньку и где-то на базаре продают. Неэффективное расходование. Вот эта вся теневая часть. За 25 лет водители привыкли, в карман клали, – говорил тогда градоначальник. – Почему шымкентская компания? Потому что Шымкент – это такой же крупный город, густонаселённый. Единственная частная компания – Green Bus, которая конкретно работает, есть результат. Многие приходят, смотришь, ничего не делалось, даже в этой отрасли не были. Поэтому мы провели конкурс, и выиграла компания, которая из Шымкента. Я вам скажу, что мы не ошиблись. Эта компания погасила долги, купила 137 автобусов за свой счёт. Закредитовались. Бизнес что делает? Он же не свои деньги, он берёт кредит, он должен поставить бизнес, чтобы отбить кредит. Опять же, когда было коммунальное предприятие, маленькая запчасть сломалась у автобуса, и, чтобы купить, надо объявить конкурс, ждать два месяца, целый автобус стоит. А частники, им не надо конкурса. Наше коммунальное предприятие покупает то, что не нужно. Просто покупает, купил, откат, тендер, наверное".

Затем в ноябре 2017 года он на международной конференции ПРООН по устойчивому транспорту заявил:

"То что реформа идёт и мы двигаемся – это хорошо. Но для простого человека реформа – это когда автобусы вовремя приходят, ему удобно и качество сервиса хорошее. Всё остальное – слова. Поэтому мы говорим, у нас частные компании, которые мы отдали в доверительное управление, оно показало свою эффективность, они покупают автобусы транспортной компании Green Bus. Нам важно, чтобы не было ни одного монополиста на рынке, поэтому мы купили автобусы, создали второго перевозчика и будем создавать несколько крупных якорных компаний, которые будут показывать результат, мы будем их поддерживать, и, как круговорот воды в природе, будут деньги крутиться. Таким образом, будет обеспечиваться рыночная устойчивость".

Green Bus Company задолжал около 800 млн тенге за доверительное управление

Государственное ТОО "Алматыэлектротранс" через иск в суд взыскало 775 млн тенге с Green Bus Company, которые перевозчик должен был выплатить в качестве вознаграждения за доверительное управление. Тогда в профильном управлении говорили об отсутствии претензий к управляющему.

На суде Green Bus Company заявил, что убыток "Алматыэлектротранса" по состоянию на конец 2015 года оценивался в 9,3 млрд тенге.

"Убыток существенно сократился – за 2016 год до 2,3 млрд тенге и за 2017 год до 757 млн тенге. Мы видим хоть и негативный результат, но он существенно лучше, чем по состоянию до передачи в доверительное управление. Убыток с декабря 2015 года с 9 млрд в 2017 году сократился в 8 раз до 757 млн тенге. Когда заключался договор, "Алматыэлектотранс" был практически в предбанкротном состоянии, требовались финансовые вливания, погашение кредиторской задолженности", – заявил представитель ответчика.

В Green Bus Company подчеркнули, что за два года очистили кредиторскую задолженность "Алматыэлектротранса".

"Была дутая кредиторская задолженность, вплоть до того, что мы возбуждали уголовные дела ввиду того, что были неправомерно подписаны акты приёма выполненных работ, фактически работы не выполнялись. Мы почистили кредиторскую задолженность и улучшили экономические показатели. Если бы не передали в доверительное управление, "Алматыэлектротранс" обанкротился бы. Инвестиции Green Bus Company позволили "Алматыэлектротрансу" улучшить ликвидность и купить автобусы", – пояснил представитель Green Bus Company.

По его словам, в договоре сказано, что инвестиции в размере 10 млрд тенге, которые внесены в 2016 году, считаются авансовыми платежами за последующие 4 года.

"Отчётность никакую не представляли. Нет финансовых документов, есть только отчёты, где просто перечисляют, что сделали. Никаких финансовых подтверждений, документов о выходе наших автобусов на маршрут нет", – возразил на суде представитель "Алматыэлектротранса".

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter