Открыв свой 36-й сезон в сентябре спектаклем "Я Гамлет" Джеффа Чёрча на сцене Союза писателей, Немецкий театр уже через несколько дней давал "Ревизора" на другой площадке – в Уйгурском театре – на сцене, под которую спектакль адаптировался с трудом. А 15 октября одна из лучших постановок прошлого сезона будет играться… в здании Союза писателей. Вновь "дебют".
Если бы помимо званий, наград и призовых Министерство культуры и спорта раздавало ещё и титулы, то в борьбе за право именоваться главной кочевой труппой Казахстана не было бы конкурентов у Республиканского немецкого драматического театра. DTK открывал сезон в здании Союза писателей, однако вскоре на сайте театра и его страничках в Facebook и Instagram появилось сообщение, что "по техническим причинам" другая новинка – "Ревизор" в постановке Наташи Дубс – будет играться уже в Уйгурском театре. При том что изначально этот спектакль ставился под предыдущее место квартирования Немецкого – галерею "Тенгри-Умай". Место, которое алматинские театралы со стажем помнят прежде всего как Новую сцену русского ТЮЗа имени Натальи Сац – тот самый цокольный этаж ещё советских высоток на "Арбате".
Именно там, в мае, закрывая предыдущий сезон, DTK впервые показал "Ревизора" – пожалуй, лучший свой спектакль из нынешнего репертуара. Но уже тогда было известно, что театр из "Тенгри-Умай" съедет – не знаю доподлинно, что конкретно послужило причиной, да и по сути это неважно. Факт остаётся фактом: на площадке, к которой зритель уже успел привыкнуть, DTK больше не играет. Ещё и поэтому весной о "Ревизоре" я не стал ничего писать: ведь в том виде его публике всё равно не увидеть. Было понятно, что после переезда постановку придётся адаптировать под другую сцену, и она в любом случае изменится. Оставалось только узнать, насколько критично. Увы, пусть и не полностью, но многие из опасений оправдались. Замечательный камерный спектакль оказался "раскатанным" по практически в два раза большей сцене и утерял часть своей магии и очарования.
Казалось бы, что такого – показать спектакль на другой площадке? Разве может что-то кардинально поменяться? Если у вас возникают такие мысли, попробуйте представить себе мимический театр на стадионе; группу Rammstein в небольшом клубе; хоккейный матч на поле размером с футбольное.
Это просто аналогии, а резюме: каждому действу необходима соответствующая площадка. Важны любые мелочи – хотя бы ширина и вместимость зрительного зала, его положение относительно сцены. Если в "Тенгри-Умай" зрители как бы возвышались над сценой, то в Уйгурском театре ряды находятся ниже её уровня, что даёт и другое восприятие. Продолжать можно долго – суть, думаю, ясна.
Где DTK продолжит и, тем более, закончит сезон, остаётся только гадать. Зато есть повод вспомнить, что у театра имеется собственное помещение по адресу: улица Сатпаева, 64 д. Которое закрывалось на реконструкцию, да так и не открылось. Кто только ни давал обещания, кто только ни назначался ответственным – за без малого десять лет не изменилось НИ-ЧЕ-ГО.
Краткая хронология событий. Весной 2007 года здание театра закрывается на реконструкцию. Планов было громадьё. Но выделенные деньги украли. За прошедшее время DTK играл в ДК АРО (чья сцена вообще слабо приспособлена под театральные постановки), театре "Жас Сахна", Уйгурском театре, галерее "Тенгри-Умай", здании Союза писателей, и вполне возможно, это не полный список площадок – все просто не упомнить. Практически полностью обновилась труппа – больше половины нынешних актёров DTK никогда не выходили на родную сцену театра.
Менялись главы правительства, профильные министры и названия ведомств, курирующих культуру, менялись акимы Алматы, – не изменилось только плачевное состояние здания на улице Сатпаева.
Причём если поначалу можно было подумать, что территорию расчищают под очередное жилищное или торговое строительство, то сейчас понятно – всё дело в нашем традиционном разгильдяйстве и пофигизме. Казалось, восстановление здание и сцены DTK сдвинется с мёртвой точки весной 2014 года. Тогда мажилисмен Мурат Ахмадиев (к слову, бывший директор Уйгурского театра) инициировал депутатский запрос по этому поводу, и только вступивший в премьерскую реку во второй раз Карим Масимов дал поручение разобраться: "В целях решения вопроса размещения Немецкого театра министерству культуры поручено совместно с Министерствами финансов, экономики и бюджетного планирования, регионального развития и акимату города Алматы принять соответствующие меры по разрешению проблемы".
Но коллективная ответственность обычно порождает коллективную безответственность. Это фотографии здания Немецкого театра, сделанные в среду 12 октября. Через 1 год 5 месяцев и 1 неделю после премьерского поручения. Через 9 с половиной лет после того, как началась злосчастная "реконструкция".
В связи с этим один простой вопрос главе правительства Казахстана Бакытжану Сагинтаеву, министру культуры и спорта Арыстанбеку Мухамедиулы, акиму Алматы Бауыржану Байбеку: "Когда у Немецкого театра будет возможность вернуться на свою родную сцену или обрести новую, постоянную?"
Коллективу же DTK – терпения и новых творческих удач в непростых творческих условиях.