У диссидентов времён советского режима было правило: "Не верь. Не бойся. Не проси". Тем, кто вырос в достаточно спокойные времена казахстанской независимости или был предельно лоялен и всем доволен во времена диктатуры пролетариата, эта фраза ничего не скажет, как непонятны чувства, которые испытывает человек, которого притесняют только за инакомыслие. Сейчас кажется забавным устное народное творчество: "Кто носит фирму Adidas, тот завтра родину продаст", а фильм "Стиляги", который рисует комиксы на тему жизни в "оттепель", романтизирует машину репрессий. Так вот, у диссидентов считалось недопустимым обращаться к власти, будь то арбитраж между спорящими или защита интересов большой группы людей. Считалось, что если ты не согласен с властью, с её методами, то использовать некоторые механизмы для решения личных или общественных вопросов опасно и имеет далеко идущие последствия. Двадцать миллионов доносов, написанных гражданами за время сталинских репрессий, во имя справедливости, в качестве мести и их последствия хорошо известны.

В основу современной демократии легла фраза, приписываемая Вольтеру: "Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их". Понимаем ли мы, казахстанцы, глубину мысли? К сожалению, нашему обществу для того чтобы дойти до понимания этого афоризма, нужно повзрослеть. Как народ казахстанцы не существуют, есть казахи, русские, немцы, все те, кто живёт в Казахстане, и у каждого народа свои традиции и культура, а также разное отношение к поставленным перед нами историей вопросам.

Как нация казахстанцы ещё молоды. Слишком молоды. Нет политики, есть экономика, и с той иногда не в силах справиться. Нет понимания политической борьбы, дискуссии, терпимости к иному мнению. Авторитарность свойственна каждому. Спорить – удел слабаков. Поляризация происходит даже по пустяковым вопросам. Даже у оппозиции, которая должна формировать новые смыслы, кроме двух-трёх лозунгов, ничего нет – ни экономической программы, ни платформы, ни идеологии. По сути можно охарактеризовать ситуацию коротким диалогом из фильма "Обитаемый остров":

- А почему истинное назначение Башен скрывают от рядовых подпольщиков?
- Ну, потому что большинство в Штабе надеется захватить власть и использовать Башни по-старому, но... для других целей.

Это всё к тому, что чуть какая коллизия – и некоторая часть общества сразу апеллирует к власти, несмотря на то что в корне с ней не согласна. Вместо споров, аргументов, общественных дискуссий, апелляция к силе в высшем её проявлении. Да, ситуация с "Первым каналом" сложная, и спорить с национальным телевизионной кнопкой тяжело, не имея такой же под рукой, но нужно искать возможности. Есть печатные СМИ, интернет, другие каналы, наконец.

Но нет! Мухтар Тайжан, оппозиционер, общественный деятель, блестящий экономист, апеллирует к недавно назначенному министру информации Даурену Абаеву: "В последние дни тех людей, которые выходят на улицу, принимают за западных агентов, их называют западными агентами, якобы 100-150 долларов они получают, так говорят некоторые телеканалы. Мне кажется, те журналисты, которые распространяют такую информацию, если у них есть доказанные факты, тогда пусть они их нам покажут. А если такие факты отсутствуют, тогда нужно какие-то меры принимать. Как министр, я думаю, вы должны принять меры, у нас есть такая просьба к вам". И публично поддерживает Нурхана Жумабекова, который обратился в Бостандыкский суд Алматы с иском к собственнику ТОО "Евразия+ОРТ" с требованием взыскать с ответчика 100 тысяч тенге в качестве компенсации морального вреда.

Другой общественный активист, тот самый человек на букву "Б" – Галым Байтук, о котором не без удовольствия говорят на "Первом канале", написал следующее: "Первый канал "Евразия" – враги гражданского общества, и это факт! А значит, необходимы жёсткие меры по отношению ко всему, что олицетворяет этот канал", а далее привёл целый список предлагаемых репрессий: от бойкота программ телеканала до остракизма журналистов и смены руководства канала.

Сейчас модно говорить о так называемом "окне Овертона" – списке мер, которые могут сделать допустимым даже каннибализм. Так вот, всё, что делается сегодня против "Первого", – это и есть открытие того самого окна. Журналисты и так в стране находятся под постоянным ударом. Писать правду опаснее, чем ходить в аварийные угольные шахты. За профессиональную деятельность убивают, сажают в тюрьмы, преследуют многомиллионными исками, которые суды с лёгкостью удовлетворяют. Травля канала приведёт к уничтожению всех оставшихся независимых СМИ, и все участники процесса должны это отчётливо понимать.

Из личного опыта готов поделиться историей, происшедшей совсем недавно. Все помнят дело Татьяны Шевцовой-Валовой, которая судом Алатауского района Алматы приговорена к 4 годам условно, с испытательным сроком в 3 года по статье 164 Уголовного кодекса Республики – "Разжигание межнациональной розни". Девушку осудили за посты в Facebook по коллективному заявлению проактивных пользователей.

Тогда в эфире портала zona.kz я обращался ко всем ревнителям межнационального согласия, говоря, что преследование по данной статье выйдет боком для конструктивной оппозиции.

Всё, что происходит в интернете, должно оставаться в нём. Спорьте до хрипоты, аргументируйте, "тролльте", но не выносите виртуальное в реальность.

Подобные диалоги велись и вне эфира. Одним из визави в этих спорах стала известный активист, национал-патриот Ботагоз Зырынкызы, сейчас более известная под именем Ботагоз Иса. Именно она являлась инициатором дела Ермека Тайчибекова. Споры, доводы и аргументы не возымели действия. Идеологическая ненависть к оппоненту была настолько высока, что просто застилала здравый смысл. Даже аргумент о том, что она является таким же "разжигателем" и попадает под ту же 164-ю статью, не возымели действия. В конце концов всё завершилось разрывом отношений. Напоследок я предупредил, что все осуждённые за посты в интернете будут на её совести. Ботагоз Иса добилась осуждения Тайчибекова, но бежала из страны, когда по той же самой статье дело было возбуждено против неё. За посты в социальных сетях осуждены общественные деятели Ермек Нарымбаев и Серикжан Мамбеталин.

Так что, как говорят на "Первом": "Будьте осторожны! Не заходите на территорию заблуждений". Сегодня можно добиться "справедливости", а завтра потерять право излагать свои мысли свободно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter