Прямой эфир Новости спорта

Юрий Толочко, избитый на митинге в Алматы: Если смотреть с точки зрения хайпа, то моя цель достигнута

Фото Керима Кадымагамаева
Фото Керима Кадымагамаева
Толочко хотел выступить в защиту прав трансгендеров. Сам он относит себя к цисгендерам – людям, чей биологический пол и гендерная идентичность совпадают.

31 октября во время митинга в Алматы за политические реформы и против политических репрессий избили казахстанского бодибилдера и блогера Юрия Толочко. На акцию протеста он пришёл в женском образе персонажа Аманды, в котором не раз устраивал перфомансы в столице Казахстана. В Алматы он хотел поддержать права трансгендеров, в частности Виктории Беркходжаевой, которая подверглась изнасилованию в колонии.

Однако Юрий Толочко не успел ничего сделать. Его остановил один из мужчин и избил. Бодибилдер попал в больницу с сотрясением мозга, сломанным носом и повреждёнными зубами.

Мы поговорили с Юрием Толочко о том, что не так с правами человека в Казахстане, и о сути его эпатажных перфомансов.

Право на митинг нужно заслужить

– Юрий, скажите, раньше, когда вы устраивали перфомансы в Нур-Султане в образе Аманды, к вам кто-то проявлял агрессию?

– Никогда. Многие воспринимали это с юмором, молодёжь показывала большой палец вверх за креативность. Даже таксисты говорили: "Молодец, братан". Разных людей я встречал, и ни у кого не было агрессивной реакции. Аманда даже проводила соцопросы на серьёзные темы: нужно ли девушками идти в армию, нужно ли мужчинам после развода полностью оставлять имущество супруге или делить его пополам. Люди охотно шли на контакт.

– Стало ли для вас неожиданностью то, что случилось в Алматы?

– Я допускал, что агрессия возможна, но не в виде избиения. Я понимаю ещё, если б люди возмущались, когда я начал бы говорить о поддержке трансгендеров. Но ведь не прошло и пяти минут с того момента, как я пришёл, и меня начали избивать. Парень, который меня ударил, до этого пытался дважды прогнать с митинга. Потом снял с меня парик, начал бить. Толкали другие мужчины и какая-то женщина, смотрели со злобой.

Были, конечно, и адекватные, к примеру, с трибуны призывали никого не трогать. В итоге один из соорганизаторов меня просто вывел, даже не спросив, зачем я пришёл. Этого бы никто и не узнал, если бы журналисты не догнали меня и не спросили.

Поэтому я и сказал, что митинг не был мирным. Если бы остальные не кидались на меня, а просто спросили, зачем я пришёл или дали постоять в толпе... Адекватные люди там были, они и должны ходить на митинги. А те, кто распускают руки, – нет. Когда я говорил, что право на митинг нужно заслужить, я имел в виду именно таких людей.



Сейчас вокруг меня много откровенной лжи

– Какую проблему, на ваш взгляд, выявил этот инцидент?

– Нетерпимость. К другому мнению, к тому, что человек может быть не такой, как ты. Многие мне после этого сказали: "А почему ты не пришёл в обычной одежде?". А почему я должен приходить в обычной одежде? В этом же и есть суть перфоманса, чтобы было что-то необычное. И разве необычное не имеет права на существование? Рядом – здесь и сейчас.

Это делается в таком виде, чтобы привлечь внимание к проблеме. Метафора, на мой взгляд, ярче всего говорит о каких-то вещах.

Когда мы просто говорим или пишем, это слышит и видит меньше людей. А когда ты ярко и громко показываешь, то создаёшь хайп какому-то вопросу, выводишь его на повестку. Когда люди сами становятся участниками этого действа, – такова цель перфомансов. Если смотреть с точки зрения хайпа, то считаю, что моя цель достигнута.

Но сейчас вокруг меня много откровенной лжи.

– Какой?

– Например, говорят, что я известный украинский актёр, которого сюда специально привезли. Я родился в Украине в 1985 году, в 1990-м мои родители развелись, и мама забрала меня в Казахстан. Я живу здесь уже 30 лет, никакой я не украинский актёр.

Также ходят слухи о моей принадлежности к партии Nur Otan. Я тренер по ораторскому искусству, невербалике, эмоциональному интеллекту. Я много кого учил и тренировал: журналистов, актёров, телеведущих, бизнесменов, оппозиционеров. В том числе я готовил спикеров на XVIII и XIX съезд партии. Всё! Это вообще ни о чём не говорит, я никогда не состоял ни в одной из партий и до сих пор не состою.

Некоторые считают, что я провокатор, который специально пришёл в конце мероприятия, когда люди кричали: "Шал, кет!". В тот день я впервые опоздал на самолёт. Я должен был вылететь из Нур-Султана в Алматы в 9.20, но не успел и вылетел в 11.30. Поэтому я приехал на митинг к концу. Это всё можно проверить.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

I went to a peaceful meeting in Almaty (Kazakhstan) today. However, the rally was not peaceful. I was beaten. They beat me up because I decided to support transgender people in the women's obaza. Their discrimination is especially harsh in our country. They are raped in prisons, they are not heard. Only we cisgenders can support them. At the moment, I am undergoing treatment at the hospital, I have a broken nose, a concussion, and a chunk of my front tooth has been chipped off. #юрийтолочко #yuritolochko #amanda #аманда #мирныймитинг #дискриминация #lgbtinkazakhstan @Embassy of the Netherlands in Kazakhstan @DutchEmbassyKazakhstan @usembassy.nursultan @DeutscheBotschaftNursultan @BritishEmbassyKazakhstan @franceaukz @EUinKZ @UNDPKazakhstan @CanadainKazakhstan ·

Публикация от OddJack / Юрий Толочко (@yurii_tolochko)

Некоторые считают меня причастным к КНБ. Это я документально опровергнуть не могу – я же не принесу справку о том, что не сотрудничаю с ними. Но и люди, которые так уверенно об этом заявляют, тоже не могут этого доказать.

Говорят ещё, что это всё было подстроено, что я знаком с парнем, который меня ударил. Это не так, я написал на него заявление, и когда его найдут, пусть уточняют, знакомы мы или нет.

Трансгендеров за людей не считают

– Вы хотели выступить в защиту прав трансгендеров. Как вы считаете, что не так с правами трансгендеров и в целом с правами человека в Казахстане?

– Есть дискриминация, причём не только трансгендеров. Просто им труднее, их за людей не считают. На мой взгляд, об их правах должны заявлять мы, цисгендеры, те, у кого пол и идентичность совпадают. Нам проще бороться с дискриминацией, потому что трансгендеры чаще всего живут в своём закрытом мирке, боятся показаться. Поэтому когда мы – условно "нормальные" люди – будем об этом говорить, это будет менять ситуацию. С рабством в Америке наступили перемены, только когда белые выступили в поддержку темнокожих.

– Когда вы поняли, что хотите поддержать трансгендеров? И почему?

– Я знаком с ними. Когда я немного погрузился в их жизнь, я понял, какой ценой им это даётся. Некоторые из тех, кто сидят на гормонах, долго не живут. Ещё и мы тут со своим непринятием.

Когда появилась Аманда, я ещё больше начал общаться с ними. Я стал узнавать их судьбы. Но и раньше я никогда не считал это ненормальным, во Вселенной всё имеет право на существование. Виктория Беркходжаева ведь не единичный случай, когда нарушаются права человека у трансгендеров. Таких фактов очень много, в том числе когда их посылают не в женскую колонию, а в мужскую.

Соорганизатор, который выводил меня с митинга в Алматы, потом звонил мне и извинялся: понял, что был неправ. И сказал, что сам ездит в колонии и видел, как там относятся к трансгендерам, что их за людей не считают.

Читайте также: Жизнь в трансе – о смене пола и принудительной стерилизации трансгендеров в РК

Конечно, многие боятся признаться родителям, да много чего боятся. Я всегда думал, что это открытые люди, раз решились на такие изменения. Многие живут в своей маленькой коробочке, в которой очень много страхов.

Но ведь они родились такими. Думаете, им в кайф в какой-то дремучей стране, к примеру, хуже, чем Казахстан, делать это? Думаете, они решили в это поиграть? Это явно не так.

Идея очистить Казахстан от "нечисти" – это фашизм

– Насколько, по-вашему, "дремуча" наша страна?

– Я думаю, 50 на 50. У нас она не полностью дремуча, есть много осознанных людей. Даже то, что произошло со мной, многие осуждают. Многие поддерживают меня.

– Как думаете, сколько времени нужно, чтобы казахстанцы смогли принимать трансгендеров?

– Я бы не так поставил вопрос. В той же Германии, к примеру, есть те, кто не принимает трансгендеров. Но дело в том, что они не имеют права подойти и ударить трансгендера, снять парик, потому что это уголовная ответственность. Тут момент соблюдения личного пространства.

Но в нашей стране... Ладно – пусть обматерят, я даже на это согласен. Но какой бы некоторым ни казалась великой идея очистить свой родной Казахстан от "нечисти" – это всё фашизм по сути.

Гитлер тоже очищал мир от евреев, голубую расу создавал. Мы все знаем, что из этого вышло.

Сегодня мы ущемляем права трансгендеров, завтра – инвалидов, мол, зачем нам нужны эти дармоеды, послезавтра – пенсионеров, потом – женщин.

Наше общество не готово к митингам

– Как думаете, почему в Казахстане так обстоят дела с соблюдением личных границ и пространства?

– Наверное, это про ответственность. Нам проще найти виноватого. Многие обвиняют меня, что я пришёл в женской одежде – и так мне и надо. Нет ответственности (за свои поступки. – Ред.).

И сейчас меня столько людей осуждают за то, что я сказал, что наше общество не готово к митингам. А что, я не имею права свою точку зрения высказать? Почему я должен у вас спросить, что мне сказать?

– Какие виды дискриминации ещё бросаются вам в глаза?

– Дискриминация по языковому принципу, дискриминация мужчин. Это может показаться спорным в свете дискриминации женщин. Если мы берём южное общество с архаичным укладом жизни, то, да, – женщинам там трудно.

Но если взять законодательство, то мужчины менее защищены. К примеру, почему при разводе ребёнок должен обязательно оставаться с женщиной? Да, у них есть материнский инстинкт, но не всегда мать лучше, чем отец. Пенсионный возраст неравный. Мужчина по статистике живёт меньше. Да, женщина переносит роды, но ведь в эти моменты мужчина работает за двоих. Когда совершаются преступления, мужчины чаще всего получают больший срок, чем женщины.

Читайте также: Казахстанского трансгендера могут отправить в мужскую колонию

Но мужчины могут заявлять о своих правах, создавать движения. А трансгендерам гораздо сложнее заявлять о правах, чем всем остальным. То есть тут главный момент в том, кто вообще может бороться за себя.

После перфоманса в защиту животных люди запустили челлендж

– Помимо Аманды вы выходили в образе тюленя в защиту животных и в маленьком розовом надувном бассейне призывали людей вернуть соль в озеро Кобейтуз. Как вы считаете, насколько эффективны эти и другие ваши перфомансы? Вы чувствуете какой-то толк от них?

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Recently in my country people beat a seal with sticks. Our public was outraged. So I decided to become a seal and beat people. Какое-то время назад в сеть попало видео, где люди в Актау (в Каспии) избивали палками тюленя. Стоит заметит, Каспийский тюлень - исчезающий вид животных (занесён в красную книгу). Этот случай возмутил нашу общественность. И я также решил стать тюленем и бить людей))) #язазаконпозащитеживотных #язазаконозащитеживотных #экологическийперфоманс #жаса #юрийтолочко #толочкокачоккрасавчик #умныйкач #умныйкачок

Публикация от OddJack / Юрий Толочко (@yurii_tolochko)

– Безусловно, я вижу очень много осознанных людей, меня поддерживали, благодарили. Это даже просто поднимает настроение, когда ходит тюлень с поролоновой палкой и в шутку бьёт прохожих. Для меня чувство юмора тоже очень важно, умение воспринимать стёб. И перфомансы не всегда должны быть только за идею. Это может быть просто что-то прикольное, момент художника, а я художник по своей природе. Мне это доставляет удовольствие, приносит яркие эмоции. Особенно, когда люди в этом участвуют.

– Что для вас важнее: художественный замысел или борьба за идею?

– И то, и другое. И я не борюсь за что-то, а высказываю свою позицию таким образом. Это более эффективно, чем просто писать в социальных сетях. К примеру, после перфоманса в защиту животных люди запустили челлендж с плакатами. Позже и Президент высказался на эту тему. Возможно, мои действия тоже были вкладом в это.

– В видео, которое вы записали после инцидента в Алматы, вы сказали, что готовы вступить в ЛГБТ-сообщество. К вам поступали уже какие-то предложения от различных организаций?

– Я сказал, что вступлю, но дальше будет видно. Я раньше никогда не входил ни в какие сообщества, думал, что всё буду делать сам. Но сейчас я готов начать делать что-то для объединения.

Читайте также: "Казахи не должны быть такими". В чём причины гомофобии в Казахстане?

Мне поступило предложение стать попечителем фонда по защите трансгендеров, который сейчас создаётся. Но нужно ознакомиться с этим, что там и как, тогда я приму решение. Пока не было такой возможности, так как меня дёргают со всех сторон. И мне нужно вылечить нос и сделать зубы.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

You often ask me about Margo. Margo is fine. I rarely show her, so as not to jinx it. I also want to tell you about the plans. Our wedding will be. However, I will not say the date. When the last time we announced the wedding, it was not. Because quarantine has been introduced in our country. This time, I decided to get a little superstitious. Therefore, I will not say when the wedding will take place, but you will see everything for yourself. Okay. A little hint for you. The wedding will take place when the snow falls. White snow is a symbol of purity. С Марго всё в порядке. Не переживайте. Показываю её редко, чтобы не сглазили. Свадьба будет. Будет, когда выпадет снег. Белый снег - это символ чистоты. Точную дату не скажу (опять же: чтобы не сглазили). Когда состоится свадьба, вы её увидите конечно же))) #happy_wife_happy_life #будущеенаступило #yuritolochko #маргоживая #марго #любофф #моядевушка #lovestory #живинаполнуюкатушку #казахстан #юрийтолочко #толочкокачоккрасавчик #умныйкачок #качокромантик #качок #атлет #бодибилдинг #сексуальность #sexy #девушкамоеймечты #мачо #самец #альфа #beast #muscleman #prettygirl #нурсултан #яготовцеловатьпесокпокоторомутыходила @margo_party

Публикация от OddJack / Юрий Толочко (@yurii_tolochko)

– И последний вопрос: ещё до перфомансов в столице вы стали известны, благодаря отношениям с резиновой женщиной по имени Марго. В чём посыл этой идеи? Там чисто художественный замысел или есть более глубокий смысл?

– Отношения есть до сих пор. Там очень много смыслов: взаимоотношения мужчин и женщин, разрушение института семьи, новые технологии, проблема отчуждения, проблема мужской незащищённости – что мужчинам теперь проще быть не с женщинами. Это большая история, о которой лучше поговорить отдельно.

Поделиться:

Новости партнеров