Треть объектов общепита в Казахстане может закрыться навсегда из-за вводимых ограничений

Фото с сайта Depositphotos.com
Фото с сайта Depositphotos.com

Рестораторы Казахстана просят дать возможность добросовестным участникам системы Ashyq работать без ограничений по времени. Иначе выжить им будет очень сложно

С приходом в Казахстан нового варианта коронавируса "Дельта" начался рост заболеваемости практически во всех регионах. По состоянию на 21 июля в стране было зарегистрировано 5708 новых случаев заражения. В лидерах по-прежнему остаются Нур-Султан, Алматы и Карагандинская область. В "жёлтой" зоне остались только Восточно-Казахстанская и Туркестанская области, все остальные – в "красной".

Предупреждая вероятный коллапс системы здравоохранения, власти вновь ввели ограничительные меры для предпринимателей, вне зависимости от их участия в проекте Ashyq и вакцинации сотрудников. Новые ограничения не коснулись Алматы, однако неизвестно, изменится ли картина при продолжающемся росте числа заражений.  


Читайте также:


После принятия постановления предприниматели встревожились, не добьёт ли новый локдаун их бизнес, который ещё не поправился после 2020 года. Особую озабоченность выразили представители общепита. 13 июля члены Ассоциации общественного питания потребовали пересмотреть постановление главного санврача Казахстана. По их утверждениям, новые ограничения не приводят к спаду заражаемости, а только вредят МСБ.

За более подробными комментариями корреспондент Informburo.kz обратился к владелице сети ресторанов Lanzhou Гульбану Майгариной. Она рассказала об опыте Москвы и Кыргызстана, вакцинации сотрудников и обращениях к властям.

Фото из архива Гульбану Майгариной

– 10 июля Касым-Жомарт Токаев заявил, что нужно адаптироваться к коронавирусу и найти баланс между карантином и работой МСБ. По вашему мнению, какие меры нужно принять, чтобы и бизнес работал, и люди не заражались?

– Опыт развитых стран подтвердил, что с пандемией можно справиться не локдауном и ограничительными мерами, а только вакцинацией. Сегодня вакцинация набирает обороты по всей стране, хотя её темпы по сравнению с развитыми странами всё ещё низки. Доказанный факт – вакцинация помогает нашей иммунной системе вырабатывать антитела, аналогично тому, как это происходит во время заболевания. Вакцинированные люди лучше защищены от инфекции и, самое главное, не участвуют в дальнейшей передаче вируса. Для общепита это очень важно, учитывая специфику нашей деятельности. Создавая коллективный иммунитет как преграду на пути распространения коронавируса мы сможем восстановить рост нашей экономики.    

Безусловно, такие инструменты как Ashyq могут быть очень эффективны, так как и бизнес, и гости находятся под контролем.

Поэтому необходимо продолжать увеличивать преференции в ведении деятельности тем, у кого полностью вакцинирован персонал и кто честно работает по системе Ashyq. 

Также необходимо выработать алгоритм работы мониторинговых групп с тем, чтобы они работали не как карательный орган, а как орган помощи и поддержки для МСБ, оказывали информационную и просветительскую помощь, работали также с клиентами, объясняя им необходимость программы Ashyq, важность вакцинации и другие моменты в сложном для страны периоде

– Вы посчитали расходы бизнеса при вводе ограничительных мер – сокращение выручки, закрытие предприятий, недостача в бюджет. Расскажите, как вы вывели такие данные?

– Это достаточно простой, хотя и грубый расчёт. Сейчас в Казахстане работает около 80 000 объектов общепита. При запрете на работу после 20.00 и обязательных выходных в субботу и воскресенье, закроется не менее 30% объектов, это приблизительно 24 000 кафе, столовых, ресторанов.

При средней выручке 7 млн тенге в месяц от каждого проекта, 3% от оборота всех субъектов составит 5 млрд тенге в месяц. Эту сумму бюджет потеряет навсегда. 

У тех, кто ведёт деятельность, выручка сократится на 70%. Соответственно бюджет недополучит налог с прибыли. А это ежедневные потери около 274 млн тенге. Оставшиеся 56 тысяч объектов умножим на 7 млн тенге, умножим на 3% и поделим на 30 дней. Таковы минимальные потери в день. Это только при упрощённом налогообложении. При таком грубом расчете НДС ещё не были учтены налоги с заработных плат. 

– В публикациях в Facebook вы приводили в пример действия властей Москвы по отмене QR-кодов для ресторанов. По вашему мнению, правильное ли это решение? 

– Да, в Москве отменили обязательные QR-коды (аналог нашей программы Ashyq) для посещения ресторанов. Считаю, что это было правильным решением. С 29 июня, когда была введена программа обязательных QR-кодов при посещении заведений общественного питания, рестораторы Москвы понесли огромные убытки, менее чем за месяц потери достигли 80%. Несмотря на то что ситуация с Covid-19 в столице России остаётся напряжённой, правительство города приняло решение не останавливать деятельность МСБ.

Мы, рестораторы Казахстана, также просим дать возможность работать добросовестным участникам Ashyq без ограничения режима работы. Рестораторы соблюдают необходимые санитарные нормы и правила. Более 70% персонала уже получили первый компонент вакцины.

Вчерашний футбольный матч в Алматы между "Кайратом" и "Црвеной Звездой" показал, что наш регулятор не всегда принимает взвешенные и справедливые, то есть равнозначные решения в отношении разных индустрий. Вчера на матче рестораторы не видели ни масок, ни социальной дистанции. Вопрос к санитарным врачам: почему? Вчера вечером не было угрозы заражения? 

Считаю, что наши регуляторы должны взять пример с наших соседей и дать нашему МСБ возможность полноценно работать. На примере соседей, в том числе Кыргызской Республики, мы видим, что ограничительные меры не дали ожидаемого результата. Мы должны, обязаны научиться жить и работать в условиях таких эпидемий, иначе не победить ни этот, ни другие вирусы.

– Какую работу вы проводите для того, чтобы изменить вводимые ограничительные меры? Приходили ли вы с предложениями к властям? Прислушиваются ли они к вам? Помогает ли национальная палата предпринимателей "Атамекен"?

– Конечно, мы работаем постоянно: пишем письма, обращения, вносим свои предложения. Хоть нас не всегда слышат, мы продолжаем эту работу. Хочу отметить, что в период пандемии НПП "Атамекен" оказал МСБ огромную помощь и поддержку  – предоставил нам площадку, чтобы мы могли высказывать своё видение и находить компромиссы. По сей день палата по возможности защищает наши интересы, но она не всесильна. 

– Вы наверняка слышали новости о том, что некоторые казахстанцы покупают паспорта вакцинации. Но в этом случае остаётся риск заражения в заведениях, где вакцинированы все сотрудники. Что, по вашему мнению, нужно делать в этом случае? 

– Думаю, подобные действия надо пресекать. Последствия таких действий могут быть плачевны не только для купившего паспорт, но и в целом для безопасности страны. Коллективный иммунитет необходим. Часть наших сотрудников сомневалась по вакцинации, но всё же они привились. Поэтому нужна постоянная информационная и разъяснительная работа с персоналом. Нам очень не хватает коммуникаций со стороны медицинского и экспертного сообщества, нужны передачи, программы, видеоэфиры, обращения лидеров мнений. Но этого пока нет, и не знаю, планируют ли что-либо в этом отношении делать два профильных министерства, которые не должны молчать – Минздрав и Министерство информации и общественного развития. 

– Я не утверждаю, что есть повара, официанты и другие сотрудники, которые покупают паспорта вакцинации. Но ведь такая вероятность существует. Тогда и Ashyq, и вакцинация, и маски не будут иметь значения. Что делать в этом случае? 

– Этим должны заниматься уполномоченные органы. Нужно доносить до людей о последствиях таких действий, и, повторюсь, здесь должны активно работать государственные органы – Минздрав, МИОР и МВД.


Читайте также:


– Какое будущее у сферы общепита в Казахстане? Так или иначе, коронавирус точно не уйдёт до конца 2021-го и, возможно, 2022-го. Может быть, стоит полностью пересмотреть бизнес-процессы, чтобы не работать в убыток?

– Такой же вопрос стоит сегодня и у меня. Если подобная картина будет продолжаться, нужно ли продолжать вести бизнес.

Помимо напряжённой эпидемиологической ситуации, потребитель поменял свои привычки, и сегодня для нас это самая большая проблема. В дополнение накладываются нелогичные решения и действия властей в борьбе с пандемией. А вести бизнес без планирования, хотя бы на несколько недель вперёд, невозможно. Если подобная практика продолжится, думаю многие коллеги уйдут из бизнеса или заморозят его до лучших времён.

Помимо этого мы сегодня имеем кадровый голод, люди массово уходят из профессии, а это будет иметь очень серьёзные последствия для нашей индустрии. Кадры в общепите решают всё. 

Читайте также

Новости партнёров