Прямой эфир Новости спорта

Наталья Аринбасарова: "Абсолютно счастливы только полные идиоты!"

Кадр из программы "Идеальный ремонт"
Кадр из программы "Идеальный ремонт"
Сегодня заслуженной артистке РСФСР, лауреату Государственной премии СССР Наталье Утевлевне Аринбасаровой исполняется 70 лет.

Её первая роль – образ девушки Алтынай в фильме Андрея Кончаловского "Первый учитель" по одноимённой повести Чингиза Айтматова – принесла ей всесоюзную и даже мировую славу. Начинающая балерина, окончившая академическое хореографическое училище при Большом театре, Наталья Аринбасарова вступает на совершенно новую, незнакомую ей актёрскую стезю.

Потом будут роли в фильмах "Песнь о Маншук", "Транссибирский экспресс", "Слабое сердце" и многих других. Всего более 60 картин.

"Открытая Азия онлайн" поговорила со знаменитой актрисой и узнала, о чём она сожалеет, какие роли не сыграла и считает ли себя счастливой.

Детство и юность Натальи Аринбасаровой прошли в Средней Азии. Частые назначения папы-военного способствовали и частой смене географических точек. Вот Туркмения, местечко Байрам-Али. Здесь она впервые увидит балет "Лебединое озеро" и захочет стать балериной. А вот Сталинабад (ныне Душанбе), куда она вернётся через 25 лет, в дни фестиваля, только чтобы увидеть дворик детства.

Иногда семья Утевле Туремуратовича и Марии Константиновны Аринбасаровых возвращалась на время в Москву. В 1965-м папу Наташи перевели в Алма-Ату. Здесь она начала учёбу в балетной школе, откуда её направили в Москву учиться в знаменитом академическом хореографическом училище при Большом театре.

– Мне всегда везло в жизни, – рассказывает об этом времени Наталья Утевлевна, – балет для меня всегда был олицетворением всего самого прекрасного. Иногда, когда выпадает возможность, я иду в Большой театр и словно попадаю в детство, потому что балет – это сказка, это праздник, и я счастлива, что была у меня в жизни такая школа. Ведь очень важно в 9 лет рано утром вставать к станку и под классическую музыку делать упражнения изо дня в день. Потом ты идёшь и смотришь балет. Ты растёшь среди прекрасной музыки и танца. Тебя приучают мыслить образами. Это великая школа, где кроме всего прочего тебя научили трудиться, не жалеть себя. Когда ты падаешь, валишься с ног, а тебе говорят "Вставай!" – и вновь и вновь продолжаешь делать упражнения. И это умение через "не могу", через "не хочу" в жизни помогает всегда. Особенно это пригодилось в кино. Иногда смотрю, как молодые артисты уже все выдохлись на съёмках, а у тебя словно второе дыхание открывается. Может, и за это режиссёры всегда меня ценили – за то что не была капризной и выдерживала подолгу.

Первый учитель

Съёмки фильма "Первый учитель", который снимал молодой Андрей Кончаловский, проходили в Киргизии. 18-летняя балерина Наталья Аринбасарова показалась съёмочной группе слишком воспитанной балетной девушкой. Об этом актриса рассказала в книге "Лунные дороги", написанной в соавторстве с дочерью Екатериной Двигубской.


Кадр из фильма "Первый учитель"

Кадр из фильма "Первый учитель"

Пришлось "фактурить": на неё надели старую жилетку-чаптаму, которую для пущей убедительности потоптали ногами, прожгли в ней сигаретой дыры, а красивые длинные волосы местами выстригли и сплели в 15 косичек.

– Андрей Сергеевич Кончаловский на съёмках фильма "Первый учитель" фактически стал первым учителем для меня. Я тогда ничего не знала о кино. Он замечательный режиссёр, потрясающе работает с актёрами. И мне повезло, считайте, во второй раз в жизни. Снялась бы у второстепенного режиссёра в плохой картине, как бы сложилась моя судьба – неизвестно.

– В картине была сцена с обнажённой натурой. Как она снималась? Кажется, у вас в картинах больше не встречалось таких сцен...

– У меня в контракте было записано, что я не снимаюсь в этой сцене. Должны были снимать дублёрш. Но что-то не заладилось. Даже выписали натурщицу из Москвы, но её фигура не подошла. Тогда режиссёр в отчаянии бросил клич в толпу: кто согласится сняться? Из толпы вышли три девушки – две русские и одна кыргызская девушка 13 лет. А сниматься надо было под проливным дождём, обнажённой, стоя по пояс в почти ледяной воде! Сцена с этой девочкой потом вошла в картину.

Она там падает в воду, а разгибаюсь на крупном плане уже я. Как я отношусь к таким сценам? Если замысел требует – почему бы нет? Актёр должен быть готов ко всему. Но я как восточная женщина никогда бы себе этого не позволила. Очень строго я была воспитана, и папа с мамой всегда следили за моим творчеством, – как бы я на это пошла? Да и все великие актрисы совсем другими средствами убеждают зрителя в кадре.


Кадр из фильма "Первый учитель"

Кадр из фильма "Первый учитель"

После выхода фильма на широкий экран из Средней Азии слали гневные письма Наталье Аринбасаровой: мол, опозорила свой народ. Да и саму картину не хотели принимать из-за интерпретации жизни кыргызского села. Госкино и ЦК Компартии СССР вели долгие переговоры. Помогли авторитет и вмешательство двух писателей – Чингиза Айтматова и Сергея Михалкова, отца режиссёра.

– Даже на Западе эти кадры были революционными, – дополняет свой рассказ Наталья Утевлевна. – Они поразили не только моих земляков. Помню забавный случай, когда на Московском кинофестивале в 1967 году меня вдруг обступила французская делегация и стала делать комплименты: как я замечательно сыграла, какая у меня чудесная фигурка... Со всеми комплексами советской девушки я начала им через переводчика объяснять, что в кадре снялась дублёрша. А когда оглянулась, их и след простыл…

Во время съёмок фильма Наташа и Андрей Кончаловский влюбились друг в друга, и так как разрешения на брак им бы никто не дал, они расписались тайно. Семейная жизнь с Кончаловским продлится недолго: через пять лет он захочет уехать за границу. Наталья с маленьким сыном Егором на руках останется в СССР.

За границу не пустили

На XXVI Венецианском фестивале в 1966 году начинающей актрисе Наталье Аринбасаровой вручили золотой кубок Вольпи. Она обошла Джейн Фонду с фильмом Роже Вадима "Добыча". После такого успеха ею заинтересовался даже знаменитый французский режиссёр Франсуа Годар. Венгерский режиссёр Марта Месарош тоже утвердила её на роль. О предстоящих съёмках писали в советских киножурналах. Но ни Аринбасарову, ни её партнёра по фильму Болота Бейшеналиева, которого Голливуд хотел купить за два миллиона долларов для нескольких фильмов, за границу не выпустили.


Наталья Аринбасарова

Иллюстрация с сайта theopenasia.net

Лишь позже ей удастся сняться в фильмах двух польских классиков – Ежи Гофмана "Прекрасная дама" и Ежи Кавалеровича "За что?". В 1991 году впервые встретившиеся когда-то на Венецианском кинофестивале актриса Наталья Аринбасарова и режиссёр Ежи Кавалерович увиделись вновь на "Мосфильме". Поляк, восторженно обняв актрису, выдохнул: "Я 25 лет думал, как бы мне вас снять!"

– Вы снимались у самых именитых режиссёров. С кем было интереснее?

– Об Андрее Сергеевиче я уже сказала: он предопределил мою актёрскую судьбу. Научил профессии. Позже я снялась у Толомуша Океева в фильме "Улан". Это очень мощный режиссёр и человек очень сильный, с ним интересно и трудно одновременно было. В Казахстане мне было очень интересно работать с Ермеком Шинарбаевым. Мы сняли его дипломный фильм "Красавица в трауре". А потом специально для меня Лейла Ахинжанова написала сценарий фильма "Слабое сердце". Это была первая совместная кинопродукция Франции и Казахстана. История любви 22-летнего молодого человека к 50-летней артистке балета. Многие факты моей личной биографии легли в основу образа. Но, к сожалению, картину мало кто видел: французы забрали фильм, и в прокате его не было.


Наталья Аринбасарова и Андрей Кончаловский

Фото с сайта theopenasia.net

Я очень люблю Сатыбалды Нарымбетова – он мой близкий друг, которому я могу доверить свои переживания, метания, он мудрый и очень добрый. Но ко всему прочему и замечательный режиссёр: его имя выложено на ступеньках французской киноакадемии. Я у него начинала сниматься в его студенческих работах. А потом он не снимал меня лет 30. И только приглашая сниматься в фильме "Молитва Лейлы", где я играю тётю Катиру, сказал: "Вот, теперь ты постарела и ты теперь моя актриса!"

Благодаря ему я легко пережила переходный возраст актрисы, когда ты перестаёшь играть роли героинь-красавиц и переходишь на характерные роли. Он как мастер и знаток человеческих душ всегда придумывал для меня забавные нюансы, которые делали роль выразительнее.

Одной из моих последних работ является роль матери Нурсултана Назарбаева в картине Рустема Абдрашева "Небо моего детства". Это пока молодой для меня режиссёр, хотя он и имеет награды международных фестивалей. В этой роли для меня было важно разобраться: как мальчики из простой семьи становятся президентами? В чем секрет воспитания?

– Удалось разгадать секрет?

– Я думаю, что да. А секрет этот – в любви. Родители сильно любили своего сына, вымолили его у бога. Мать в него очень верила и считала, что сына ждёт необыкновенная судьба.

– А есть роли, в которых вам хотелось, но не удалось сняться?

– Время идёт, а я реалистка. Конечно, мне когда-то очень хотелось сыграть мать, у которой убили сына в Чечне, и она едет на его поиски. Я даже придумала, что она в прошлом стрелок-снайпер. И имела глупость озвучить эту идею по телевидению. Эту роль написали, но не для меня.


Кадр из фильма "Песнь о Маншук"

Кадр из фильма "Песнь о Маншук"

– Что вам дала профессия актрисы?

– Профессия актрисы удивительна тем, что в своей жизни я смогла перепробовать кучу других профессий. Мне в кадре надо было накладывать гипс – я этому научилась, чтобы зритель верил. Играла я Маншук Маметову. Пулемёт "Максим", который весит 64 килограмма, при моём личном весе в 45, я знала досконально: разбирала, собирала, смазывала, меня научили стрелять изо всех видов оружия, ползать по-пластунски, я должна была стать настоящим бойцом, чтобы зритель поверил. Очень люблю эту роль, и мне кажется, что она получилась очень правдивой.

О роли матери

– Что вы считаете своим абсолютным достижением, чем можно гордиться?

– Я очень горжусь своими детьми Катей и Егором. Несмотря на то что я надолго уезжала в экспедиции, оба выросли достойными людьми, стали режиссёрами, оба очень востребованы. Я, оглядываясь назад, думаю: как же я так надолго их оставляла? Несмотря на это, они очень внимательные, заботливые, и я ими горжусь. Теперь уже молодые, кто моё кино не видел, знают меня как маму. Это приятно.


Наталья Аринбасарова с сыном Егором Кончаловским и дочерью Екатериной Двигубской

Фото с сайта theopenasia.net
Наталья Аринбасарова с сыном Егором Кончаловским и дочерью Екатериной Двигубской

– Что вам удалось им дать как матери?

– Они оба трудоголики, как и я. Они очень ответственные. Катя меня поражает: она снимает два-три сериала в год, пишет сценарии. Сейчас её сценарий прошёл конкурс, и я надеюсь, что она будет снимать кино. И когда есть возможность, они всегда приглашают меня в свои фильмы. Говорят: ты у нас талисман!

О влиянии Айтматова

С творчеством Чингиза Айтматова Наталье Аринбасаровой в актёрской судьбе пришлось сталкиваться дважды – в "Первом учителе" и "Джамиле", но беседовать с ним ей почти не удавалось: мешала её робость перед этим великим человеком.

– Нужно набираться смелости и говорить. Ведь эти люди уходят безвозвратно, – сожалеет она.

В 2012 году актрису пригласили в Лондон, где от имени Международной академии имени Чингиза Айтматова вручили приз как айтматовской героине. Сегодня вместе со своей подругой Верой Таривердиевой, супругой композитора Микаэла Таривердиева, Наталья Аринбасарова выступает с необычной программой под названием "Аз и Я", в которой есть органная музыка, написанная Таривердиевым по восточным мотивам, а Аринбасарова читает в программе текст из разных произведений Айтматова.

– Так что Чингиз Торекулович проходит со мной всю жизнь. И я перечитываю его произведения. Он великий писатель, мыслитель, философ, который не перестаёт удивлять. И для меня всегда удивительно: вот о народе он знал многое хорошо, потому что был плоть от плоти народа, из его глубин. Но как ему удавалось проникнуть во внутренний мир Чингисхана или злодеев из НКВД, непонятно.

О юбилее, безопасности и счастье

– Наталья Утевлевна, с какими чувствами подходите к юбилею? Как будете отмечать свой день рождения? Есть какие-то традиции празднования?

– Я не люблю справлять дни рождения. Всегда грустные мысли: ещё год жизни прошёл. На чужие юбилеи я ходить не люблю, потому что они скучно проходят, а свои вызывают только волнение по поводу того, кого нужно пригласить, не забыть бы, придут или нет. Традиций на этот счёт никаких нет. Я в первый раз собираюсь отмечать юбилей в ресторане: так решили мои дети. Но позовём только самых близких: родственников и друзей, которых я люблю.


Наталья Аринбасарова

Фото с сайта theopenasia.net
Наталья Аринбасарова

– Вы раньше часто приезжали в Алматы. Есть у вас здесь особые места, куда хочется возвращаться?

– Раньше я часто приезжала в Алматы, пока была жива мама, подолгу жила у неё, ухаживала за ней. Теперь она ушла... И приезжаю, только когда съёмки или фестивали. Алматы я обожаю. Это мой любимейший город. Я всегда говорю, что это город для влюблённых, потому что по нему очень приятно гулять. А ещё для меня важно, что в Казахстане и в Алматы чувствуешь себя в безопасности. Можно даже идти ночью по улице – и не страшно. Все свои, родные. В Москве у меня нет такого чувства безопасности. Заходишь в метро и озираешься: нет ли поблизости подозрительных лиц или предметов. Ну и, конечно, меня радует, что меня в Алматы все знают и очень приветливо мне улыбаются, как будто я им добрая знакомая.

– Считаете ли вы себя счастливой?

– В общем, можно сказать, что я счастлива. Хотя абсолютно счастливы могут быть только идиоты. На свою творческую судьбу мне грех жаловаться: мне везло, под меня писали роли, как, например, в "Песни о Маншук", "Транссибирском экспрессе" или "Слабом сердце". Радуешься, когда всё хорошо, благополучно, но когда вспоминаешь, что людям тяжело, то ощущение радости и счастья сразу гаснет. Конечно, счастливые миги были. Что касается счастья в личном плане, то здесь это понятие короткое, мгновенное.

У меня было три мужа (первый – режиссёр Андрей Кончаловский, второй – художник-постановщик Николай Двигубский, третий – режиссёр Эльдор Уразбаев. – Авт.). Однажды у Егора спросили: "Что за женщина твоя мама? С двумя детьми три раза замуж выходила и три раза за выдающихся, когда молодые и без детей вообще замуж выйти не могут?"

Мне и тут повезло: у меня были талантливые мужья, все очень интересные, и я многое от них получила, многому научилась у них. Сейчас я живу с сыном. Рядом со мной мужчина, который поддержит меня и позаботится. И я рада, что одна. Потому что немного подустала всё время о ком-то заботиться...

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров