Прямой эфир Новости спорта

Слитки для элиты

В чём держать сбережения? Программа дедолларизации делает валютные депозиты невыгодными. В то, что тенге будет стабильным, казахстанцы не верят. Может, деньги вложить в золото?

В чём держать сбережения? Программа дедолларизации делает валютные депозиты невыгодными. В то, что тенге будет стабильным, казахстанцы не верят. Может, деньги вложить в золото?

Мы уже на генетическом уровне опасаемся потерять нажитое. Слишком часто в стране происходили события, из-за которых сограждане оставались без денег. Это и денежная реформа 1947 года, и 1961 год, 1992–93 годы, когда в стране циркулировал уже не существовавший советский рубль. Наконец, дефолт 1998 года и две девальвации – 2009 и 2014 годов. Все эти события приводили к массовой потере накоплений. Между тем казахстанцы имеют привычку копить на «чёрный день». Например, на декабрь 2014 года депозиты физлиц составляли 3887 млрд тенге. Из них 2537 млрд тенге хранилось в иностранной валюте. А теперь соотечественники просто не знают, как уберечь свои заначки. Можно ли считать надёжным инструментом золото? Этот вопрос мы задали представителям Национального банка страны: заместителю директора департамента наличного денежного обращения Андрею Балахметову и заместителю начальника управления денежно-кредитных операций и золотовалютных активов Нурлану Сайлаубекулы.

ПОД МАТРАЦ – ТОЛЬКО МОНЕТЫ

– Золото является средством защиты сбережений в моменты кризиса и неопределённости. Но нужно понимать, что доходность таких накоплений напрямую зависит от цены драгметалла, – предупредил г-н Сайлаубекулы. – По прогнозам аналитиков, ожидаемая цена золота на 2015 год составляет 1212 долларов за унцию. Между тем существуют предпосылки как для роста, так и для снижения стоимости «жёлтого дьявола». В связи с политической неопределённостью и вероятностью конфликтов спрос на золото увеличивается, а в случае улучшения макроэкономических показателей развитых стран цена на золото может снизиться. Есть ещё один момент: за хранение физического золота в банковской ячейке нужно платить.

– А если держать слитки под матрацем?

– В настоящее время Нацбанк не продаёт золотые слитки физлицам.

– Почему?

– Стандартный слиток аффинированного золота, который весит около 12,5 кг, не для всех людей доступен. К тому же все операции со слитками золота облагаются налогом на добавленную стоимость.

– У Нацбанка есть инструменты, которые больше подходят для простых граждан, – добавил Андрей Балахметов. – Мы выпускаем монеты из золота и серебра. И поскольку это национальная валюта, то обложений НДС нет.

– В 2008–2009 годах в Казахстане активно продавали слитки физлицам.

– Это банки второго уровня сами продавали! Нас иногда спрашивают: «Вот я купил мини-слиток. Что мне с ним делать?». Но Нацбанк такое золото не принимает. Мы работаем только со своими монетами и слитками. Были конторы, которые выкупали эти металлические бруски с дисконтом в 10–20%.

– Слитки из других государств тоже нельзя продать Нацбанку? Например, из Турции?

– Золотой брусок в 12,5 кг ещё нужно привезти, – заметил Нурлан Сайлаубекулы. – Думаю, что к владельцу будет много вопросов, касающихся происхождения этого слитка. Если это золото аффинировано на известном предприятии и к нему прилагается сертификат качества, то мы рассмотрим такую возможность.

– А мини-слитки, которые продают в автоматах в ОАЭ?

– Нет. Мы с такими слитками не работаем.

– Если в трудные времена попробовать поменять слиток на мешок картошки или продать соседу, будет ли это законно?

– Купит ли сосед такое золото? Ему проще приобрести инвестиционные монеты в Нацбанке, чем переплачивать за слиток 12%. К тому же нужно делать анализ в химико-аналитической лаборатории.

– Операция совершенно законная. Единственное, все обороты со слитками облагаются НДС. С монетами всё гораздо проще, – считает г-н Балахметов. – Мы по одной цене продали сегодня. Если нужно купить мешок картошки, покупатель может принести монету назад в Национальный банк, и мы её выкупаем. Монеты до двух унций практически мгновенно выкупаются. В Нацбанке проверяют вес и чистоту металла. Сама экспертиза при выкупе проводится бесплатно.

– Вы что, работаете себе в убыток?

– Конечно, нет. При выкупе мы выплачиваем только стоимость золота. Но если сегодня, например, монету купили по стоимости 1200 долларов за унцию, а завтра её продадут за 1300 долларов, то общая разница покажет прибыль. Даже с учётом того, что Нацбанк выкупает только металл и не возмещает стоимость изготовления, которая включается в цену продажи. Золото называют тихой гаванью для накоплений. Этот металл покупают не для того, чтобы заработать, а чтобы сберечь.

– Заметили ли вы рост спроса на золото?

– Монеты, начиная с прошлого года, казахстанцы активно приобретают. Серебро – такой же инструмент, как и золото. И оно может оказаться более доступным для граждан. У нас инвестиционные монеты из золота шести видов: 0,1, 0,25, 0,5, 1,2 и 5 унций. Сейчас унция стоит примерно 1200 долларов. Можно рассчитать, сколько стоит одна монета. В серебре гораздо дешевле. Серебряные монеты у нас 4-х видов: 1, 2, 5, 10 унций. Одна унция серебра стоит 16–17 долларов. Есть ещё один интересный момент: цена этих двух металлов коррелирует положительно, но в серебре доходность может получиться больше. Были периоды, когда золото выросло в цене на 50%, а серебро – в разы.

И НА ЗОЛОТЕ БЫВАЮТ ПЯТНА

– Какие гарантии даёт Нацбанк, что это действительно 999,9 проба?

– Национальный банк располагает химико-аналитической лабораторией по контролю качества золота. При покупке аффинажного золота у заводов производятся лабораторные испытания. Поэтому золотые слитки, приобретаемые Нацбанком, соответствуют марке и химическому составу согласно ГОСТу. Инвестиционные монеты изготавливаются в соответствии с техусловиями на Казахстанском монетном дворе. Кроме того, по закону эти монеты являются безусловными обязательствами Нацбанка и обеспечиваются всеми его активами.

– В феврале прошлого года отечественные нумизматы были возмущены качеством золотых инвестиционных монет. Некоторые из них со временем стали видоизменяться: ржаветь, покрываться пятнами и коррозией. Хотя золото 999,9 пробы никогда не портится…

Во-первых, нумизматика – это раздел исторической науки. А нумизмат – это человек, интересующийся историей монет. За 20 лет, конечно, у наших монет появилась какая-то история. Но утверждать, что те люди, у которых есть в кармане золотая монета, нумизматы, некорректно, – заметил заместитель директора департамента наличного денежного обращения. – Эти люди никак не связаны ни с нумизматикой, ни с коллекционированием. Они больше инвесторы. Что касается пятен на монетах, то это проблема всех монетных дворов. Оставшиеся микрочастицы металла на прессовочном станке могли попасть на поверхность монеты при её изготовлении. Эти пятна можно попробовать удалить с помощью различных хлопчатобумажных салфеток для полировки серебра. Можно просто продать эту монету обратно Нацбанку. Мы примем её с пятнами, погнутую, надкусанную. Пусть даже по ней трамвай проедет, но если по рисунку видно, что это наша монета, то Нацбанк её выкупит.

– Можно ли поменять эту монету на другую, без пятен?

– Приём инвестиционных монет возможен только в виде выкупа. Мы их обратно не продаём, а пускаем на переплавку.

– Внутри золотых слитков могут быть вольфрамовые стержни?

– Есть только один металл из таблицы Менделеева, который примерно совпадает с золотом по объёму и весу. Но этот металл не так уж просто найти. Все остальные добавления легко выявляются.

– То есть если клиент не доверяет Нацбанку, он должен прийти со своими весами и линейкой?

– Можно и так. Если клиенты хотят перепроверить качество золота в другой независимой лаборатории, мы только «за». По крайней мере, ещё раз убедимся в чистоте наших слитков, – отметил Нурлан Сайлаубекулы.

ЗДЕСЬ – 500 ТЕНГЕ, ЗА ГРАНИЦЕЙ – УНЦИЯ

– Допустим, я купила золото и хочу вывезти его за границу. Примут ли наши слитки и монеты иностранные банки?

– Всё зависит от законодательства, по которому работает банк. Монеты могут и не принять, – ответил Андрей Балахметов.

– Что касается слитков отечественных аффинажных заводов, то они соответствуют государственным и международным стандартам драгоценных металлов, – говорит заместитель руководителя управления денежно-кредитных операций. – Более того, аффинированное золото ТОО «Казцинк» соответствует международному стандарту качества «LondonGoodDelivery» и реализуется заграничными банками по рыночной цене. Слитки заводов ТОО «Тау-Кен Алтын» и ТОО «Казахмыс» тоже имеют высокое качество.

– У каждой золотой и серебряной монеты есть свой номинал, который значительно отличается от стоимости. Например, на серебряных монетах «Мама» весом 31 грамм стоит номинал 500 тенге. Как их декларировать на таможне: как драгметалл или деньги?

– По номиналу. Поскольку это монеты, номинированные в тенге, – пояснил г-н Балахметов.

– То есть таможеннику можно сказать: «Я сейчас пойду и куплю на эту монету пачку сигарет»?

– Это странно, конечно. Но в принципе можно. Но не думайте, что таможенники такие глупые. С такими случаями они часто сталкивались.

– Будет ли какой-то единый рынок по золотым монетам и слиткам в рамках ЕАЭС? Ставился ли вопрос о том, чтобы российские и белорусские банки принимали казахстанские инвестиционные монеты и, наоборот?

– Пока такой вопрос не ставился. Центральный банк России принимает монеты из драгоценных металлов иностранных государств. Какой у них курс, не знаю, но думаю, что он привязан к текущему курсу золота. С момента вступления в ТС мы наблюдали большой спрос на наши монеты со стороны российских коллекционеров.

– В России, Белоруссии и Казахстане очень похожие ГОСТы по слиткам, – добавил Нурлан Сайлаубекулы.

БЛЕСТЯЩЕЕ ТЕНГЕ

– Вы лично во что больше верите: в доллар или золото?

– В тенге, – ответили спикеры в один голос.

– Вы храните сбережения в тенге?

– Это вопрос личный, и каждый решает сам, в чём хранить деньги, – ответил Андрей Балахметов. – Я считаю, что хранить деньги нужно в той валюте, в которой собираетесь их тратить. Мы живём в Казахстане, и какой смысл держать деньги в валюте. Ведь можно и прогореть на курсе. Например, евро в последнее время стабильно падает.

– То есть золотые монеты вы не покупаете?

– У меня есть золотые монеты, но продавать я их буду в тенге.

– Цены на золото и доллар не предсказуемы. А законы? В советское время золото было приравнено к валютным ценностям, и была соответствующая статья Уголовного кодекса. Может ли история повториться?

– Не исключено. В истории разных стран были прецеденты, когда золото у населения было изъято в пользу государства. Политические и правовые риски так же непредсказуемы, как цены на доллар и золото. Почему-то все обращают внимание на негативные новости, а позитивные как-то мимо проходят. Даже Европа, в которой случаются террористические акты, признаёт, что Казахстан – якорь стабильности в Центральной Азии. Нужно верить в свою страну.

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

В филиалах Нацбанка в данный момент можно купить золотые монеты массой 7,78 грамма из серии «Восточный календарь». Например, монета «Год Кролика» стоит 63 тыс. тенге, «Год Змеи» – 70 тыс. тенге, «Год Овцы» – 80,4 тыс. тенге. Десятиграммовый слиток физлицо может купить в Народном банке за 84,27 тыс. тенге. Цена золота на международном рынке в данный момент составляет около 1244 доллара за унцию. При продаже слитков по цене металла с каждого грамма золота теряется 1083 тенге, при продаже монет – от 770 до 3 тыс. тенге.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров