Прямой эфир Новости спорта

"Желание заработать не должно соседствовать с алчностью". Как устроен похоронный бизнес

Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz
Иллюстрация Дины Ли специально для Informburo.kz
Informburo.kz рассказывает, сколько зарабатывают, провожая людей в последний путь.

Informburo.kz продолжает публикацию материалов в рубрике "Хочу открыть своё дело". В этот раз рассказываем, как устроена сфера похоронного бизнеса в Казахстане.

"Вероятность того, что новичок прогорит, – 85%"

Мади Жуанханов три года назад открыл в Нур-Султане ритуальное агентство "Аист". По его словам, открыть бизнес в этой отрасли не сложно, куда тяжелее остаться на плаву.

"Вероятность того, что новичок прогорит, – 85%. Ежегодно в городе появляется одно-два похоронных агентства и закрывается столько же из-за отсутствия работы. Люди в первую очередь ищут проверенные агентства, по опыту знакомых. Здесь работает правило сарафанного радио", – рассказывает Мади Жуанханов.

У компании Мади нет проблем с клиентами, потому что прежде, чем открыть свой бизнес, мужчина четыре года работал в сфере ритуальных услуг. Также помогают интернет-ресурсы, контекстная реклама.

По его словам, в Казахстане похоронные бюро можно разделить на два типа: что работают добросовестно и ради наживы.

"У некоторых такая политика: используя момент утраты, пытаться как можно больше заработать. Про себя могу сказать: работая добросовестно, большой прибыли не зарабатываю. Если клиент просит уступить в цене – уступаю, могу дать отсрочку или возможность оплатить по частям. Детские похороны провожу бесплатно, если захотят клиенты – сами оставляют рабочим на чай или кормят. Если есть возможность, нужно помогать людям, даже если это будет тебе в убыток", – говорит собеседник.

Читайте также: "Каждый месяц надо продавать по 15-20 путёвок". Туристическое агентство с нуля

Сотрудникам запрещают вступать в конфликтные ситуации с клиентом. Ведь у человека горе, поэтому он может быть слишком эмоционален.

"Если я вижу, что наш сотрудник начинает срываться, негативно относиться к людям, то в первый раз делаю предупреждение, на второй раз увольняю. Нужно сострадать утрате и всегда относиться с уважением. Даже если родственник неправ, нужно промолчать, потом уже находить обоюдное решение. Человек может накричать на тебя. Но нужно понимать, что ему тяжело и надо помочь", – подчёркивает Мади Жуанханов.

"В аренде помещения отказывают, когда узнают, чем ты занимаешься"

Чтобы открыть агентство ритуальных услуг, стартовый капитал должен быть не меньше 10 млн тенге:

  • катафалк – в пределах 5 млн тенге;
  • грузовая машина – 4-5 млн тенге;
  • инструменты и спецтехника для работы на кладбище – около 500 тысяч тенге;
  • постоянные рабочие в штате (5-7 человек) – минимум 1 млн тенге.

"Также нужен свой офис, ведь не будешь же ты обсуждать с людьми услуги в машине или на парковке. И здесь появляется проблема. В 99% случаев в аренде помещения отказывают, когда узнают, чем ты занимаешься и для чего ты собираешься арендовать", – говорит Мади Жуанханов.

Для похоронного агентства важно иметь свой цех по производству гробов, оградок, ритуальных принадлежностей. Можно это заказывать у кого-то, но тогда повышается себестоимость, а значит, и цена для клиента, как следствие – падение конкурентоспособности из-за высокой стоимости.

В среднем бюро в месяц зарабатывает от 500 тысяч до одного млн тенге. Это 20-30% от доходов компании. Остальная часть покрывает расходы на:

  • покупку кирпичей, плит, дерева, досок, металла, венков;
  • аренду офиса;
  • инструменты;
  • ткани, краски и другие расходные материалы;
  • электричество;
  • ГСМ, запчасти;
  • зарплату сотрудникам;
  • налоги, пенсионные отчисления, отчисления ОСМС;
  • офисные принадлежности.

Компания Мади Жуанханова занимается организацией похорон и доставкой тел из разных городов.

"Есть услуга "груз-200" – транспортировка усопших в разные города. Можно автомобильным транспортом на расстояние до 1000 километров либо самолётом. Сейчас самолётом отправлять дешевле, чем машиной. Пять лет назад это стоило около 250 тысяч тенге. Из-за увеличения конкуренции сейчас цена снизилась до 120 тысяч. В эту сумму входит всё: перелёт, цинковый гроб, омовение, катафалк до аэропорта, белый материал, бальзамирование", – поясняет Мади Жуанханов.

Эти цены действуют на территории Казахстана. Отправка за рубеж или вывоз тела из-за границы стоит дороже из-за тарифов авиакомпаний.

Читайте также: Сколько стоят похороны в Казахстане и зачем на них берут кредиты?

Среднюю стоимость проведения похорон, по словам Мади Жуанханова, назвать сложно. Всё зависит от желаний клиента.

"Цены на проведение мусульманских похорон варьируются. Бывает, люди просят, чтобы мы всё сделали сами, тогда цена в пределах 200 тысяч тенге. Некоторые заказывают лишь треть услуг, остальное делают сами. Так выходит дешевле. Христианские похороны минимально стоят 60-70 тысяч тенге. Клиент может заказать комплект одежды, а может и сам предоставить. Гроб может быть простой или дорогой. Вычислять среднюю цену тяжело. Всё зависит от выбора клиента", – продолжает собеседник.

Поминальными обедами Мади Жуанханов не занимается. Говорит, в этом случае клиенту сложно угодить.

"У тех, кто честно работает, немного заказов"

Кроме погребения на рынке ритуальных услуг востребована кремация, говорит владелец агентства "Амон" Сергей Лепёшкин. Он открыл свой бизнес в 2007 году и сначала не планировал оставаться в этой сфере надолго.

"Я взял в кредит минивэн, когда был кризис. Начал работать водителем – перевозка тел на похоронах. Со временем взял другую машину тоже в кредит. Так поднялся помаленьку. Мы проводим похороны, но упор делаем на такие услуги как кремация. В основном делаем это в Новосибирске – в одном из лучших крематориев России", – рассказывает Сергей Лепёшкин.

В прошлом году было 14 заказов на услуги кремации, в этом году –12. Стоимость на сайте агентства колеблется от 300 тысяч до 950 тысяч тенге.

"Заказы в основном поступают из Актау, Нур-Султана, Караганды. Самое главное здесь – подготовить правильно документы. Иначе в кремации могут отказать, а это значит зря проехать 2000 километров", – говорит владелец агентства "Амон".

Читайте также: Казахстанцы всё чаще обращаются в бюро ритуальных услуг с просьбой о кремации покойных

Пользуются спросом международные перевозки.

"Мы занимаемся транспортировкой в разные страны. Отправляли в Россию, Филиппины, Японию, Африку. Цены, конечно, разные. От нас отправлять намного дешевле. К примеру, в Москву отправить тело стоит в районе 200-300 тысяч тенге. Из Москвы цены ниже 500 тысяч не бывает, потому что есть дополнительные платежи", – поясняет мужчина.

Юридически открыть похоронное бюро не сложно – в Казахстане нет закона, регламентирующего ритуальные услуги. Человек может зарегистрировать ИП или ТОО и заниматься этим бизнесом. Но нужно учесть, что есть высокая конкуренция.

"Были случаи, когда люди пытались открыть такой бизнес, наслушались, что здесь гребут деньги КамАЗами. А в итоге поняли, что нужно долгое время работать, чтобы сделать себе имя. Да и я буду кривить душой, если буду объяснять что-то начинающим, потому что не хочу конкурентов. Ведь у тех, кто честно работает, и так немного заказов", – говорит Сергей Лепёшкин.

В этом бизнесе важна тактичность при общении с клиентом. Например, нужно понимать, что можно говорить, а что нельзя. Многие говорят "усопший", "покойный", избегая слово "труп", потому что оно для родных – как нож в сердце.

"В каждом городе есть утечка личной информации"

Говоря о конкуренции, владельцы погребальных контор намекают на нечестные методы получения информации о потенциальной клиентуре. Известно, что некоторые прибегают к услугам полицейских и врачей скорой помощи. Например, в августе 2019 года в Нур-Султане из органов внутренних дел уволили девятерых сотрудников, которые за вознаграждение передавали данные о скончавшихся горожанах. И такая практика действует повсеместно.

Читайте также: В Нур-Султане полицейские передавали данные об умерших компаниям ритуальных услуг

"Конкуренция у нас, я считаю, грязная, – говорит владелица ИП Ritual.kz из Алматы Галина Шведова. – Единичные случаи, когда наказывали за разглашение информации. В этом году был скандал в столице, но в каждом городе есть утечка. Если новичок придёт в этот бизнес, то ему будет сложно, потому что есть "чёрные агенты". Человек ещё живой, ему вызывают скорую, а они уже в очереди стоят и ждут, представляются сотрудниками городской похоронной службы, которой не существует".

Женщина занимается ритуальными услугами с 2004 года. Бизнес достался ей от родителей. По её мнению, в этом деле, как и в любом другом, есть грань, которую важно не переступать – желание заработать не должно соседствовать с алчностью. В моменты горя люди соглашаются на любые суммы и только спустя время могут подсчитать, что переплатили.

Галина Шведова считает, что стране нужен закон, который бы регулировал похоронную деятельность.

"У нас нет закона о похоронном деле, который бы описывал, как всё должно быть. В развитых странах есть законы, которые регулируют похоронную деятельность. В соседней России есть закон о похоронном деле, где прописана этика похоронных служащих и различные моменты, вплоть до того, что гарантировано государством, когда люди сталкиваются со смертью близких", – говорит Галина Шведова.

Читайте также: "В Казахстане шить на рынок сложно". Швейный бизнес с нуля

В Казахстане есть лишь три нормы закона, регламентирующие порядок действия при смерти человека:

  • первая касается деятельности медиков: главврач больницы решает, вскрывать тело или нет, если человек умер в больнице;
  • вторая из Земельного кодекса – о выделении не менее шести м2 земли на каждого умершего;
  • о выплате пособия на погребение, размер которого варьируется от 15 до 50 МРП (1 МРП в 2019 году = 2 525 тенге) в зависимости от социального статуса.

Работающему в ритуальной сфере нужно быть готовым и к тому, что ему придётся увидеть.

"Сколько раз в жизни среднестатистическому человеку приходится хоронить? В среднем пять-десять раз. Я похоронила уже несколько тысяч человек. Иногда это эмоционально тяжело. Умирают ведь не только старые и больные люди, которым пришло время. Много молодых и нелепых смертей. Я слышала, что некоторым коллегам снились их клиенты. Я благодарна, что мои клиенты не беспокоят меня во сне", – заключила Галина Шведова.

По мнению наших собеседников, в этом бизнесе должны работать люди по призванию, умеющие достойно проводить человека в последний путь.

Поделиться:

  Если вы нашли ошибку в тексте, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter

  Если вы нашли ошибку в тексте на смартфоне, выделите её и нажмите на кнопку "Сообщить об ошибке"

Новости партнеров