Устраиваешься на хорошую должность или получаешь долгожданное повышение – радуешься тому, что сможешь позволить себе машину или путешествие. Но не тут-то было. Денег (опять) не хватает. Не то что на реализацию наполеоновских планов, но даже на жизнь до конца месяца. Разберёмся, почему так происходит и что с этим делать.

С чего начать: собираем и анализируем данные

Советов по управлению финансами много. Слишком много. Поэтому прежде чем слепо следовать чьим-то рекомендациями (в том числе и моим), соберите и систематизируйте информацию, проанализируйте свои возможности и цели. Это поможет понять, какие советы и способы можно попробовать, а на какие не стоит тратить время.

Зачем вам экономить?

Попробуйте ответить на вопрос: "Зачем мне экономить?". Во-первых, если у вас будет чёткая цель, то будет проще отказаться от импульсивных трат. Во-вторых, это поможет выбрать стратегию: иногда нужно отказаться от экономии и подумать наперёд: например, потратить сейчас больше, чтобы увеличить доходы в будущем или избавить себя от возможных больших трат.

Когда мы с мужем начали жить вместе, я только окончила университет и нашла первую работу, а он был инженером невысокой квалификации на заводе. У нас ещё не было многих нужных бытовых вещей. Нам хотелось хорошо питаться, носить красивую одежду и развлекаться. И хотя родные периодически дарили что-то нужное вроде кастрюли или утюга, до зарплаты денег часто не хватало. Просить у родителей или брать в долг мы категорически не хотели, решили экономить. Я расскажу, чем это обернулось.

На что вы тратите деньги?

Часто ли вы знаете, на что и сколько точно потратили? У меня деньги расходились незаметно из-за большого числа мелких трат: здесь купила кофе, там помаду, а потом ещё этот красивый платочек на шею. С бытовыми тратами то же самое.

Совет №1. Важно приучить себя фиксировать все доходы и расходы.

Я пробовала использовать для этого несколько разных приложений ("Копилка", "Дзен-мани", Monefy и "Бюджет") и электронные таблицы. Приложения понравились больше: легко записывать траты со смартфона, они строят понятные диаграммы доходов и расходов по категориям, и в них удобнее вести общий семейный бюджет.

Чем дольше записываешь расходы, тем легче понять, без каких не обойтись, а где бы стоило умерить пыл. Например, по пути на работу вы по привычке покупаете стаканчик кофе с собой. Классический капучино стоит от 500 до 1200 тенге в разных кофейнях. За 20 рабочих дней вы потратите на кофе от 10 до 24 тысяч. И это только кофе! А на сколько ещё таких мелких трат мы не обращаем внимание?

Фиксация и анализ расходов позволяют лучше планировать будущие траты и пересматривать текущие.

Как правильно экономить

Правильное управление финансами – это не экономия на всем подряд и расходы только на жизненно необходимые вещи. Нельзя просто взять и запретить себе вообще всё, тем более что запреты обычно ведут к срывам и импульсивным тратам. Задача – научиться управлять финансами так, чтобы хватало и на развлечения, и на важные цели. А для этого надо разобраться, как сэкономить так, чтобы потом не потратить ещё больше.

Планируем покупки и расставляем приоритеты

Определите, что из покупок вам необходимо, а что просто хочется купить. Это поможет расставить приоритеты, чтобы правильно распределить деньги. Кроме того, в магазин лучше ходить с уже готовым списком, а ещё – следить за ценами и сдерживать желание приобрести что-то по акции, если без этого можно обойтись.

Упаковка из трёх пакетов фруктового сока, где одну пачку вы получаете бесплатно, или три свитера по цене двух – соблазнительное и выгодное предложение. Но часто бывает так, что в наши планы вообще не входит приобретение этих вещей: они нам не нужны, не вписываются в запланированный бюджет или просто низкого качества. Особенно не стоит соблазняться на акции продуктов с небольшим сроком годности.

Идём по списку

Когда я хожу по супермаркету голодная, то набираю в тележку гораздо больше продуктов, а потом мы с мужем не можем столько осилить, и у продуктов просто-напросто заканчивается срок годности.

Совет №2. Покупайте только то, что нужно.

То же самое происходило, когда я пыталась закупать продукты на неделю вперед: я хотела сэкономить, делая закупки в магазинах с низкими ценами, куда могла съездить только в выходные. Купила дёшево и много – хорошо. Половина пропала. Экономии и след простыл.

Теперь я хожу за продуктами 2-3 раза в неделю, покупаю всё свежее на несколько дней, и ничего больше не портится в холодильнике.

Избегаем эмоциональных трат

Иногда мы тратим деньги, просто чтобы почувствовать себя лучше. Бывает, увидишь какую-то вещь и сразу хочешь её купить. Если это дорого или вещь не вписывается в план бюджета, то лучше оценить, правда ли она так нужна.

Для этого у меня есть 2 способа:

  1. Представить, как буду использовать эту вещь. И заодно ответить на такие вопросы: "Это мне правда нужно? И завтра тоже будет нужно?", "Это можно заменить чем-то из того, что у меня уже есть?", "Как часто я буду это использовать?", "Какую пользу мне это принесёт: порадует, поможет зарабатывать больше, сделает мою жизнь проще?".

  2. Отложить покупку. Пойти домой, поесть и отдохнуть, а на следующий день опять спросить себя: "Мне это всё ещё нужно?".

Разбираемся, на чём можно экономить

Экономить стоит на том, что не аукнется последствиями. Мой список:

  1. Мелкая работа по дому. Небольшим работам можно научиться и делать их самостоятельно: менять прокладки на смесителе, штукатурить стены и клеить обои при ремонте, переустанавливать систему на ноутбуке и настраивать модем. К примеру, разобрать, почистить ноутбук и сменить термопасту в сервисах стоит от 3 тысяч тенге и выше. Этому можно научиться и делать самостоятельно: все траты – 300-500 тенге на термопасту.

  1. Брендовые вещи. Более высокая цена за бренд есть не только у товаров сегмента люкс, но и в масс-маркете. Здесь придётся потратить время и хорошо разобраться, сравнить разные товары. Я купила себе смартфон пока ещё не очень распространенного китайского бренда почти в 2 раза дешевле, чем аналогичный по характеристикам у Samsung. При том что часть комплектующих в этом смартфоне – производства Samsung и в качестве гаджет более титулованному собрату не уступает нисколько.

  1. Еда с собой. Можно носить обед на работу, а не питаться в столовых или кафе. На блюда в хорошем заведении цена минимум в 2 раза выше себестоимости. А вот на самих продуктах сильно экономить не советую, особенно если есть заболевания ЖКТ. Во-первых, здоровье жалко, а во-вторых, если заболевание обострится, то не сможете работать и потратите ещё больше на лекарства.

Например, готовим на обед рис с курицей и овощами: 100 грамм риса, 200 грамм куриной грудки, немного лука, моркови и зелёного горошка. Посчитаем примерную стоимость (максимальные цены, которые мне попались): 50 + 220 + 200 = 470 тенге. Даже если добавить пару кусочков хлеба, а ещё посчитать затраты на газ или электричество (пусть умножить на 2), то хорошо и сытно пообедать в кафе за такие деньги получится вряд ли.
  1. Сервисы, услуги и подписки. Здесь придётся мониторить и сравнивать условия. У сотовых операторов периодически появляются новые более выгодные тарифы, у сервисов бывают акционные предложения, скидки и промокоды.

Совет №3. Не стесняйтесь спрашивать, можно ли получить то, что вам нужно, дешевле.

  1. Скидки и бонусы. Выберите банковскую карту с кэшбеком, заведите скидочные карты в магазинах. Кэшбек покрывает мне обслуживание банковской карты и сотовую связь, а бонусная карта в супермаркете позволяет иногда без проблем купить что-то вкусное, даже если это не вписывается в бюджет. А ещё я не стесняюсь спрашивать, можно ли купить дешевле: я попросила скидку, когда покупала онлайн-курс повышения квалификации, и мне прислали промокод на 20%.

Заботимся о будущем и избегаем непредвиденных ситуаций

Некоторые проблемы лучше предупредить и постараться сгладить возможные последствия. Как?

  1. Создать финансовую подушку. Откладывайте 10% с каждого денежного поступления, положите их на депозит или переведите в валюту. Это гарантия вашей безопасности на непредвиденные случаи вроде болезни или увольнения. Накопите сумму, которая позволит вам без проблем прожить хотя бы 3-6 месяцев.

В большинстве банков можно открыть депозит со стартовой суммы 7-15 тысяч тенге. Добавляйте каждый месяц по 10%, пусть даже это небольшая сумма в 5-10 тысяч тенге, но постепенно вы создадите свою финансовую подушку. С депозита деньги обычно сложнее потратить даже просто морально, чем с карты или из отложенных наличных. Тем более что теперь банки не могут начислять вознаграждение за остаток денег на карте, а в случае с депозитом вы будете его получать.
  1. Позаботиться о здоровье. Запущенные заболевания лечить сложнее, дольше и дороже: это не только дорогие лекарства, обследования или операции, но и время на восстановление, пока вы не сможете работать. Постарайтесь сделать так, чтобы таких ситуаций не возникло: проходите вовремя профилактические осмотры у стоматологов, урологов и гинекологов, правильно питайтесь и отдыхайте, будьте физически активны. Это не потребует больших денежных вложений: многие медосмотры можно пройти бесплатно, а для того чтобы держать себя в форме, можно ходить пешком или заниматься на спортивных площадках.

  1. Отказаться от кредитов и рассрочек. Крупные покупки вроде квартиры мало кто может позволить себе без кредита. Но последнее время становятся популярны беззалоговые кредиты на товары, кредитные карты, рассрочки, которые можно взять на любые цели. От них лучше отказаться: отложенные финансовые обязательства бьют по карману, даже если они небольшие. Однажды мне пришлось взять в рассрочку смартфон: мне срочно нужно было уезжать, деньги могли понадобиться в поездке, а имевшийся смартфон сгорел. В поездке я много потратила, а по возвращении мне пришлось изрядно побегать, чтобы найти деньги и закрыть платежи вовремя, без пени за просрочку.

На чём экономить не стоит

Я решила, что экономить не стоит на том, что может обернуться неприятными последствиями в будущем, и на том, что может улучшить мою жизнь. Так что я оцениваю все затраты с учётом их возможного влияния на будущее. Можно, например, сэкономить на грузчике и попросить мужа затащить мебель самостоятельно, а потом переживать и тратить деньги, чтобы справиться с его болями в спине. Это не экономия, потому что может обернуться неприятными последствиями.

Мой заработок зависит от того, какой объём работы я выполню. Чтобы быть продуктивной и делать больше, мне нужны удобный стул и отсутствие головных болей. Для этого я потратила деньги на кресло с ортопедической спинкой и регулярно посещаю занятия йогой. Стала лучше себя чувствовать, продуктивнее работать и больше зарабатывать.

Когда экономия не поможет и что с этим делать

Экономить – это не всегда решение проблем. Даже если вы отлично оцениваете, на чём стоит экономить, а на чём нет, заботитесь о своем здоровье и имеете сбережения. Если доходы небольшие или ваши цели требуют больших вложений, то экономия не поможет.

Нужно попробовать увеличить доходы – это непросто, но в большинстве случаев возможно. Главное, что тут нужно помнить: все заняты своими проблемами, поэтому никто не оценит вас достаточно высоко, если вы об этом не скажете.

Для увеличения дохода есть 2 пути: взять дополнительные обязанности или повысить оплату за работу. Важно помнить, что ресурсы времени и сил ограничены, поэтому дополнительные обязанности – временное решение.

Так, в начале совместной жизни мы с мужем перерабатывали: он работал в выходные, а я брала больше проектов. Можно обсудить с начальством, что вы возьмёте больше обязанностей, и за это вам будут больше платить. Это может быть неплохим вариантом на начальном этапе, особенно, если вам пока не хватает квалификации для сложной и высокооплачиваемой работы. Но при сильной загруженности не успеваешь отдыхать, заниматься спортом, правильно питаться и в итоге подрываешь здоровье. Проработав так около года, мы поняли, что нужно срочно что-то менять.

Многое зависит от того, чем и как вы зарабатываете деньги. Чтобы получать за свою работу больше, можно попробовать поговорить с начальством о повышении, найти другую работу или научиться выполнять более сложные задачи, которые лучше оплачиваются.

Например, я прошла курс повышения квалификации и в качестве дипломной работы написала анализ и стратегию развития компании. Диплом я показала руководителю компании, и он предложил мне поработать над проектом, ведь теперь моей квалификации для этого хватало. Так я окупила стоимость курса и начала зарабатывать больше. Но если бы я не показала руководителю проекта, какую пользу могу принести компании, никто бы меня просто так не оценил.

У учителей, врачей и инженеров есть свои курсы повышения, категории, доплаты за достижения, премии и прочее, что может позволить зарабатывать больше. Обычно в таких сферах сложнее: есть свои бюрократические процессы, и на многое влияет стаж работы, а не реальные достижения человека. Но способы всё равно есть, главное, активно искать возможности и не позволять поглотить себя рутинному течению дней.

Мой муж – инженер, он много работал и на основании хороших результатов работы подавал прошение о повышении. Его повышали несколько раз, сейчас он занимает управляющую должность и зарабатывает больше. Ему пришлось потратить немало времени и сил, чтобы показать свою пользу и значимость для компании, но если бы он этого не сделал, то никто бы его просто так не оценил.

Главная задача – с одной стороны, более разумно относиться к тратам (в планировании бюджета нет ничего зазорного), а с другой, понять, какую вы пользу можете приносить, и наглядно это продемонстрировать. А если с вашим руководителем эта тактика не пройдёт, то пойти приносить пользу в другую компанию. Ведь у вас для этого уже есть финансовая подушка и навыки управления финансами, верно?

Читайте Informburo.kz там, где удобно:

Facebook | Instagram | Telegram

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter