Прямой эфир Новости спорта

Что такое социальный кошелёк и как им пользоваться

Иллюстрация с сайта Informburo.kz
Иллюстрация с сайта Informburo.kz
В 2022 году в Казахстане введут цифровой социальный кошелёк.

Через социальный кошелёк можно будет получать социальные выплаты и через него же – расплачиваться за товары и услуги. Informburo.kz рассказывает, зачем нужен этот проект и как он будет реализован.

№1. Что такое социальный кошелёк

В сентябре 2020 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил внедрить "социальный кошелёк гражданина" и "создать соответствующую товаропроводящую систему".

Социальный кошелёк позволит начислять социальные выплаты в виде электронных денег на индивидуальные счета получателя. Соцкошелёк будет запущен в пилотном режиме в декабре этого года. Посредством этого инструмента можно будет оплачивать любые виды товаров и услуг у зарегистрированных предпринимателей.

Оплату можно будет производить посредством QR-кода без комиссий. Кошелёк можно привязать к банковской карте или другому электронному финансовому инструменту. Через личный кабинет приложения можно будет совершать переводы на банковские карты. Средства можно будет обналичить через банк, и есть возможность выбора способа получения пособий – через соцкошелёк или банковскую карту. Дополнительных терминалов не потребуется.

Первоначально на новый инструмент переведут адресную социальную помощь (АСП). После этого внедрят остальные соцвыплаты и пособия. На данный момент в Казахстане существует 39 видов социальных выплат. Пока что выплаты пенсий посредством нового инструмента не предусмотрено.

Одной из причин создания этого проекта стала пандемия Covid-19 в 2020 году: при получении соцвыплат (42 500 тенге) казахстанцам, у которых не было банковских счетов, пришлось в срочном порядке идти в банки. Это создало огромные очереди в банках и отделениях "Казпочты". Также многие не были знакомы с обращением счетов и имели трудности с некоторыми документами.

№2. Кто отвечает за социальный кошелёк

Ответственными за создание соцкошелька назначили Министерства торговли, Минцифры, Минтруда и Национальный банк.

Минторговли отмечает, что "на сегодняшний день перед собой не ставит задачу контроля расходования социальных выплат".

№3. Безопасность социального кошелька

Разработчики обещают, что соцкошелёк будет соответствовать всем требованиям безопасности, предъявляемые к банкам и электронным платёжным системам.

Так как социальный кошелёк не будет привязан к банкам, он защищён от банкротства финансовых организаций. Также планируется обезопасить его от взысканий по судебно-исполнительным листам. С момента старта проекта кошельки закрыты для взысканий со стороны банков и налоговых органов.

Персональные данные защищены на уровне хранения и обработки. Также предусмотрена двухфакторная аутентификация.

№4. Как открыть социальный кошелёк

В ответ на запрос Informburo.kz Министерство торговли и интеграции сообщило, что соцкошельки будут открываться для граждан автоматически по выбору получателя при назначении социальной помощи на базе ИИН. Документы для открытия соцкошелька собирать не нужно. Для открытия кошелька получателю социальной помощи нужно пройти регистрацию и идентификацию в мобильном приложении социального кошелька и/или на веб-портале электронного правительства. Активация кошелька будет проводиться на основании идентификации получателя социальной помощи.

"Сервисы социального кошелька будут максимально удобны и просты в использовании", – значится в сообщении ведомства.

К соцкошельку какая-либо специальная карточка выдаваться не будет. Он будет доступен через приложение оператора системы мгновенных платежей либо через приложения банков-агентов.

Зарегистрированным предпринимателям нет необходимости в создании отдельного QR-кода. QR-код может формироваться через сервис "бизнес-кошелька" и через приложения банков-агентов.


Читайте также:


 

Новости партнеров