Сальвадор стал первым государством мира, объявившим биткоин официальным платёжным средством. Есть ли вероятность, что по этому же пути пойдёт Казахстан?

По мнению экономиста Армана Бейсембаева, криптовалюта будет продолжать выполнять роль некой "песочницы для инвесторов", занимая определённую нишу. Большее применение в этом плане получит не криптовалюта как таковая, а блокчейн, на базе которого она существует. 

"Я считаю, что криптовалюта как платёжное средство не будет легализована никогда. Недавно президент Токаев разговаривал с генеральным директором криптобиржи Binance. Они сейчас заходят на AIX. Это первый шаг к легализации криптовалюты именно как финансового актива или биржевого инструмента для инвестиций. Мы только начинаем присматриваться к этому виду, ибо он достаточно новый для всего мира: не понятна сама технология, реальные перспективы и применение в экономике. Говорят, что блокчейн можно использовать буквально везде", – сказал Арман Бейсембаев.

"Можете себе представить, что у людей появится альтернатива в виде криптовалюты как платёжного средства, которое поставит их перед выбором: рассчитываться либо тенге, который печатается Нацбанком и полностью контролируется государством, либо криптовалютой, монополией на которую государство не обладает. Не думаю, что государство сознательно откажется от национальной валюты в пользу криптовалюты, которой нельзя управлять", – считает эксперт.

"Криптовалюты как технологии, безусловно, останутся, – добавил он. – При этом я считаю, что 99,9% всех криптовалют, существующих на сегодняшний день, так или иначе исчезнут по причине нежизнеспособности. Аналогичная ситуация была с бумом доткомов в 90-х годах, который случился на заре развития интернет-технологий. Условно говоря, это те же самые сайты, на которых мы продолжаем сидеть. Бум доткомов – это пузырь, который лопнул из-за появления огромного количества пустышек – разных интернет-компаний и сайтов, впустую тративших деньги своих инвесторов. 99,9% всех криптовалют – это примерно такие же пустышки, как и доткомовские компании, поэтому они неизбежно исчезнут".

Бейсембаев отметил, что криптовалюты сейчас аккуратно прокладывают дорогу к цифровым национальным валютам.

"Условно говоря, сама технология и обкатка проходит на базе криптовалют для создания в будущем цифрового доллара, евро, тенге, юаня, рубля. И как только эта технология отработается, обкатается и будет официально введён цифровой тенге как вид платёжного средства, то все криптовалюты окажутся под запретом. Их просто уничтожат как вид. Я думаю, глобальная трансформация денег и полный их перенос в цифровой мир произойдёт где-то в ближайшие пять-семь лет. К 2030 году тенге останется исключительно в цифровом виде".

Аналитик Центра прикладных экономических исследований (AERC) Евгения Пак отметила, что криптовалюта, учитывая текущее законодательство РК, не может быть легализована в качестве платёжного средства. 

"Напоминаю, что законным платёжным средством на территории страны признаётся только национальная валюта – тенге. Легализация криптовалюты потребовала бы изменения законодательства РК и одновременно создала бы конкуренцию национальной валюте. Более того, легализация криптовалюты в качестве платёжного средства опасна, ведь признание криптовалюты как платёжного средства означало бы, что государство готово принимать в уплату налогов не только национальную валюту, но и криптовалюту. Учитывая высокую волатильность криптовалют, такое решение несло бы за собой серьёзные риски для бюджета страны и экономики в целом", – подчеркнула Евгения Пак.

"Далеко за примером ходить не нужно. Сальвадор стал первой в мире страной, объявившей биткоин законным платёжным средством. С момента принятия данного решения прошло больше года, и уже можно судить о том, что результаты этого экономического эксперимента разочаровывают. Ведь биткоин за этот период потерял более 60% своей стоимости. Учитывая, что страна сделала ставку на такой волатильный актив, Fitch понизил суверенный рейтинг Сальвадора в этом году до "ССС". С таким рейтингом стране сложно будет занимать средства на внешних рынках и привлекать инвестиции. Более того, государственный долг Сальвадора, по оценкам FitchRatings, может достигнуть 86,9% к ВВП в текущем году", – объяснила экономист.

"Рост государственного долга Сальвадора не в последнюю очередь связан с тем, что государство стало принимать в уплату налогов биткоин, сильно теряющий на тот момент стоимость, – добавила она. – Получаемые же налоговые поступления в долларах США страна продолжала тратить на покупку биткоина. В общей сложности, не считая долгов, данный эксперимент обошёлся правительству Сальвадора в 375 млн долларов. Эта сумма включает и расходы на создание и популяризацию цифровых кошельков. Вот только местные опросы, согласно CNBC, показали, что из 100 предприятий в Сальвадоре 76 всё равно не принимают в уплату биткоин".

По словам эксперта, сложность в том, что ЦБ любой страны, не имея возможности контролировать эмиссию криптовалюты, не может также влиять на её стоимость (курс), на инфляцию в этой криптовалюте. То, что делает любую валюту законным платёжным средством, – это доверие, которым валюта пользуется у населения, потому что государство обещает принимать эту валюту в уплату налогов и контролировать её стоимость по отношению к другим валютам, к товарам внутри страны. В случае с криптовалютой, принимая её в качестве законного платёжного средства, контролировать её государство не может. Следовательно, пользующиеся криптовалютой граждане должны будут полностью брать ответственность за последствия (возможное обесценивание своих средств в криптовалюте) исключительно на себя. Тогда фраза "законное платёжное средство" по отношению к криптовалюте, учитывая, что государство не может за это средство ручаться, делает этот статус для криптовалюты просто фикцией.

"Криптовалюту на текущем этапе её развития можно рассматривать, на мой взгляд, как финансовый актив, что многие страны и делают, то есть как средство для инвестирования, хоть и рискованное. Но узаконить в качестве платёжного средства криптовалюту было бы на данном этапе неразумно. Альтернативой может стать цифровой тенге. Будучи основанным на технологии блокчейна, цифровой тенге тем не менее будет эмитироваться централизованно Нацбанком. Обладая теми же технологическими преимуществами, что и криптовалюта, цифровой тенге должен в теории обладать меньшими экономическими рисками, связанными с высокой волатильностью по стоимости", – отметила экономист.

При этом легализация криптовалют (не в качестве платёжного средства, а как финансового актива), по мнению экспертов, шаг разумный. Президент Казахстанской ассоциации франчайзинга экономист Бекнур Кисиков считает, что криптовалюту со временем легализуют. 

"Весь мир идёт по этому пути, так как сама система транзакций по-своему революционна и уникальна. И независимо от отношения государства криптовалюта активно занимает свои ниши в мире финансов. Есть, конечно, скепсис, ведь ряд экспертов считает,  что это суррогат денег. И в мире криптовалют много непонятного, нелегального и даже мошеннического. Но я думаю, что с легализацией многие вопросы решатся. Легализация поможет очистить этот сектор от мошеннических слоёв, которые паразитируют на том, что люди не знают основ этой системы. Криптовалюту нужно сделать обыденной и доступной, чтобы не было никаких непонятностей и тайн", – объяснил Бекнур Кисиков.

"Думаю, что регулирование будет стандартным, – добавил он. – Каждая транзакция будет облагаться налогом, и криптовалюта будет такой же денежной единицей, как и любая валюта или электронные деньги. В США с каждой транзакции платится налог, а в Чехии или Филиппинах, например, нет. Но все, кто торгует биткоинами, криптовалютой должны пройти верификацию и получить разрешение. Мы можем пойти по такому же пути, чтобы повысить прозрачность транзакций и вывести их из тени".


Читайте также: