Дети с расстройством аутистического спектра могут неожиданно проявить агрессию. Специалисты называют это деструктивным поведением. Ребенок может проявить физическую агрессию по отношению к окружающим и самому себе. 

2 апреля, во Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма, рассказываем, как в центрах "Асыл Мирас" научились устранять такое поведение. И, самое главное, – как это повлияло на получение других услуг. 

"Практика сдерживания: есть риск, что агрессия будет повторяться с ещё большей разрушающей силой"

По данным СDC (Центр по контролю и профилактике заболеваний США), в 2000 году аутизм диагностировался у одного из 150 детей, сейчас – у одного из 54. В Казахстане, по данным службы психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК), аутизм диагностирован у 3820 детей. Международные эксперты считают, что реальное количество детей с РАС значительно превышает эту цифру.

По программе Фонда Булата Утемуратова "Аутизм. Мир один для всех" в девяти городах Казахстана (Нур-Султан, Алматы, Кызылорда, Усть-Каменогорск, Уральск, Актобе, Шымкент, Петропавловск, Павлодар) создали аутизм-центры "Асыл Мирас", в которых детям с таким расстройством бесплатно помогают развивать необходимые навыки.

Принцип работы центров "Асыл Мирас" / Графика с сайта utemuratovfund.org

При работе с детьми с РАС тренеры сталкиваются с такой проблемой как агрессивное поведение. Оно проявляется неожиданно, поэтому предугадать действия ребёнка невозможно. Причин может быть множество. Например:

  • сопутствующие заболевания;
  • приём лекарств;
  • окружающая среда: резкий запах, звук, изменение температуры, маршрута; 
  • реакции протеста, избегания (не хочет есть, прерывать игру, одеваться и т.д.);
  • привлечение внимания;
  • ребёнок не умеет по-другому решать вопросы.  

Проявляется агрессия у детей с РАС во всех возрастах. И это мешает им получать необходимые для коррекции поведения услуги. Когда малыш, к примеру, кусает преподавателя или бьётся головой о стену, то об обучении у дефектолога или посещении бассейна не может быть и речи. Агрессия препятствует развитию навыков и является противопоказанием для обучения / лечения / реабилитации.


Читайте также: "Всё ты можешь". Какие бывают формы аутизма и как живут люди с этим расстройством?


"Бывало, когда ребёнок укусит преподавателя или проявит по-другому агрессию, применялась практика сдерживания. Это значит, что тренеры удерживали его от агрессивных действий, в том числе физически: за руки держали, к стене могли прижать, матом заблокировать. На самом деле это очень опасно, и есть риск, что агрессия будет повторяться с ещё большей разрушающей силой, частота и интенсивность будет нарастать", – вспоминает старые методы работы руководитель центра "Асыл Мирас" в Усть-Каменогорске Жанар Омарова.   

Обычно тренеры на первых же диагностических встречах собирали базу данных о ребёнке: спрашивали родных о поведении, наблюдали. 

"Мы давно были озабочены проблемой агрессивного поведения детей. Это мешает им и нам научить их новым навыкам. Наш центр долго искал, пробовал разные методики, мы стремились найти лучшую, эффективную практику, чтобы привести её в Казахстан. Специалисты ездили в Атланту, США в Marcus Autism Center – один из пяти аккредитованных NIH и самых больших центров для работы с людьми с расстройствами аутистического спектра", – рассказывает Жанар Омарова.

В итоге специалисты выбрали программу по предотвращению кризисных ситуаций МСРР, которая широко используется в начальной и средней школе, больницах, терапевтических и специализированных клиниках.  

"Тренеры центров "Асыл Мирас" – единственные в СНГ, кто обучился методике у самих авторов программы"

МСРР (Marcus Crisis Prevention Program) разработана в 2010 году поведенческими психологами, аналитиками, физиотерапевтами в США, в Marcus Autism Center. Её теоретическая основа взята из анализа ABА. Это метод прикладного поведенческого анализа, научный доказательный метод, который используется в работе с детьми с аутизмом. Говоря простым языком, это свод правил, как себя вести с детьми, имеющими РАС. Самое ценное, что программа разработана на основе опыта специалистов.

Суть МСРР – научить безопасно взаимодействовать с ребёнком, что делает малыша более спокойным, учит не проявлять крайне агрессивное поведение. Когда тренеры, родители начали применять МСРР в жизни, они заметили, что не только стали контролировать поведение детей, но и само деструктивное проявление было либо минимизировано, либо вовсе устранено. 


Читайте также: Кто и как работает с детьми с аутизмом в Казахстане? Методики, подходы, диагностика 


Процедуры, используемые в этой программе, рассмотрены специалистами по ЛФК, поведенческими аналитиками и даже экспертами по боевым искусствам. Программа состоит из: 

  • стратегии кризисного управления; 
  • деэскалации; 
  • процедур персональной защиты.   

"Тренеры аутизм-центров "Асыл Мирас" в Казахстане впервые обучились методике МСРР (Marcus Crisis Prevention Program) в 2017 году. Сначала сертификаты получили восемь специалистов, затем они передали свои знания всему персоналу. На сегодняшний день все тренеры обладают знаниями программы. Мы единственные в СНГ, кто обучился по МСРР у самих авторов – Сэта Кларка и Маркуса Грина. Они приезжали в Нур-Султан, где на протяжении недели мы изучали, практиковали новую методику", – не скрывая гордости, говорит Жанар Омарова. 

Тренеры центра "Асыл Мирас" с наставниками по методике МСРР / Фото центра "Асыл Мирас"

За почти четыре года педагоги видят результаты внедрения методики. Заметили прогресс и родители. Теперь в центре "Асыл Мирас" не отказывают детям с деструктивным поведением в программе интервенции. Двери центра открыты для всех, а на занятиях дети полностью поглощены получением новых знаний и навыков. 

"Мы не реагируем на агрессию"

Так в чём же суть успешного подхода? Тренеры центра "Асыл Мирас" говорят, что в программе к каждому ребёнку разработан свой подход. Но суть инструкции сводится к тому, что при проявлении агрессии важно не кричать, не защищаться и не паниковать, а просто не реагировать. Игнорировать, но по-доброму. Не давать обратную реакцию на истерики, крики, нападения. Так дети начинают понимать, что от таких всплесков нет толку, и перестают это делать.   

"Основной принцип – это бесконтактный. Мы стараемся не реагировать на деструктивное поведение и даже увеличить физическую дистанцию с ребёнком. Если он укусил, схватил тренера, то дальнейшие действия:

  • между ними должен быть минимальный контакт: всё происходит физиологично, безопасно для ребенка;
  • мы не реагируем на агрессию;
  • ни в коем случае не поворачиваемся к нему спиной;
  • не создаём паники;
  • очень мягко освобождаемся;
  • если кусает, мы ладошку лодочкой складываем и стараемся придержать или блокировать лоб, чтобы не дать себя укусить;
  • если укусил всё-таки, то ни в коем случае не отталкиваем от себя ребёнка, не бьём его, а наоборот, фиксируем его голову и зовём на помощь.

Есть специальные техники, помогающие защититься от укуса. Если и это не поможет, то можем позвать на помощь, то есть на каждый конкретный случай агрессии есть определённый чёткий алгоритм действий. Без паники, важна коммуникация между педагогами, чтобы не было хаоса, суеты, чтобы все чётко и слаженно действовали", – раскрывает детали методики Жанар Омарова.   

Обучение методике МСРР / Фото центра "Асыл Мирас"

В результате применения методики МСРР эффективность занятий с ребёнком по разным направлениям повысилась. Если раньше специалисты тратили много времени, чтобы элементарно завести в класс детей, провести по коридору, настроить на процедуру, то сейчас проблемы если и возникают, то решаются в доли секунды. Препятствий для занятий нет. 

На занятиях с ребёнком и тренером обязательно присутствуют родители. В это время педагоги показывают на практике взрослым, как взаимодействовать с детьми в случае агрессии. В центре "Асыл Мирас" дают рекомендации родителям, чтобы дома в повседневной жизни они могли правильно реагировать на деструктивное поведение. Те, кто применяет советы в быту, добились хороших результатов.

"Мне было стыдно перед обществом за ребёнка"

Ирина Побединская – мама трёхлетнего Андрея. У мальчика нарушение поведенческого и речевого спектра. Он часто проявлял агрессию, был нервным, перевозбуждённым, крикливым и плачущим. До двух лет семья считала, что истерики и нервные всплески пройдут, но несколько месяцев назад им пришлось обратиться в центр аутизма. 

"Раньше, если Андрюша истерил, требовал купить что-то ненужное в магазине, "закатывался", я успокаивала его, переключала внимание: "Смотри, какая собачка", "Ой, пошли на качели" и так далее. Другими словами, я давала реакцию на его истерики и закрепляла такое поведение. И только когда в центре "Асыл Мирас" педагог Диана сказала мне, что это ошибка, она открыла мне глаза на это, я поняла в чём дело", – признаётся Ирина Побединская.

Сейчас Ирина освоила технику игнорирования нежелательного поведения. Если ребёнок закатывает истерики, падает на пол, то мама делает вид, что ничего не происходит и не реагирует на происходящее. С точки зрения психологии этот приём описывают кратко и ёмко: если зритель есть, то будет и спектакль. Но при этом взрослый даёт возможность ребёнку выплеснуть эмоции, выкричаться. 

Такое хладнокровное и уверенное поведение, а на самом деле игнорирование в хорошем смысле мама применяла дома. На улице же теория разваливалась.  


Читайте также: 5 правил общения с людьми с расстройствами аутистического спектра


"Я боялась выйти с сыном на улицу, на детскую площадку, мне стыдно было перед обществом за ребёнка. Мне неприятна негативная реакция, потому что на детских площадках были замечания, мол, какая мама, какой невоспитанный ребёнок. Летом мы пробыли в деревне, там народу не много, я практиковала методику МСРР. Осенью, вернувшись в город, мы спокойно гуляем на улице. Андрюша выполняет мои инструкции. Если я говорю, что пора домой, то он спокойно идёт, а не, как раньше, закатывает истерику", – оценивает программу МСРР Ирина Побединская. 

Ирина научила методике и других членов семьи: старшего ребёнка, бабушек и дедушек. В результате всего за пару месяцев взрослые заметили, что у Андрея стало меньше агрессии, негативных реакций, он в принципе стал меньше плакать.  

В центре аутизма мальчик спокойно проходит эстафеты с заданиями, которые раньше наотрез отказывался выполнять. На других коррекционных занятиях стал более сконцентрированным.  

Занятия с детьми / Фото центра "Асыл Мирас"

"За короткое время занятий в центре "Асыл Мирас" у ребёнка закрепилось желательное поведение. Это для нас большой прогресс. Методика МСРР очень полезна. На интуитивном уровне я понимаю, что не реагировать – это правильный подход и отношение к ребёнку в тот момент, когда он агрессивно себя ведёт. Я считаю, что прогресс в развитии сына пошёл семимильными шагами, только потому что мы убрали основной барьер", – считает Ирина Побединская. 

По словам женщины, победа над деструктивным агрессивным поведением наступает, если каждый день выполнять инструкции специалистов, постоянно закреплять методику.


Программа "Аутизм. Мир один для всех" направлена на изучение и внедрение в Казахстане наиболее эффективных методик помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Частный благотворительный Фонд Булата Утемуратова основан в 2015 году. Идея создания принадлежит его учредителю – бизнесмену и общественному деятелю, президенту Федерации тенниса Казахстана Булату Утемуратову.

Миссия фонда – помогать Казахстану становиться лучшим местом для жизни людей сегодня и в будущем путём содействия развитию здравоохранения, образования и культуры. Главная цель, на которой фокусируются все усилия фонда, – это развитие детей и помощь им. Фонд считает, что именно интересы ребёнка должны стоять во главе угла развития общества. Фонд выделяет три приоритета, которые в наибольшей степени влияют на качество жизни ребёнка и его семьи, формирование его личности, а значит, и успешное развитие нашего государства: здравоохранение, образование, культура.