На прошлой неделе Казахстан простился с McDonald's. Сеть ресторанов быстрого питания закрылась из-за проблем с поставками продуктов из России. Попытки найти и сертифицировать местных поставщиков успехом не увенчались.

Потребители новость об уходе известного бренда восприняли по-разному: кто-то искренне расстроился тому, что больше не сможет покупать полюбившиеся бургеры, кто-то равнодушно – ведь фастфуда в стране много, кто-то с сожалением говорил о людях, потерявших работу, а кто-то устроил у закрытого ресторана поминки с возложением венка.

О том, почему McDonald's не смог найти казахстанских поставщиков, об оставшихся международных брендах и проблемах ресторанной отрасли – в материале Informburo.kz.

Эхо российско-украинского конфликта

В Казахстане McDonald's появился позже своих основных конкурентов на мировом рынке – KFC и Burger King. Первый "Мак" был по франшизе открыт в Астане только в марте 2016 года, когда у двух других брендов уже была разветвлённая сеть заведений по всей стране. Чуть позже McDonald's появился в Алматы, Костанае, Актобе, Караганде и Атырау.

По состоянию на декабрь 2022 года на территории РК работали 24 ресторана McDonald's, где трудилось около двух тысяч сотрудников. Управляла сетью компания Food Solutions, связанная с бизнесменом Кайратом Боранбаевым. Помимо Казахстана, в её подчинении одно время находились рестораны в Беларуси и нескольких регионах России.

Заледеневший McDonald's / Фото Informburo.kz

В России, откуда для казахстанского McDonald's поставлялись продукты, рестораны открылись ещё в 1990 году, и по состоянию на февраль 2022 года сеть насчитывала 850 заведений, в которых работали 62 тысячи человек. Ежедневно их посещали миллионы людей. 84% ресторанов при этом находились во владении непосредственно корпорации, а остальные действовали по франшизе. В марте 2022 года, следуя примеру других иностранных компаний, McDonald's приостановил работу своих заведений из-за ситуации в Украине, а в мае 2022 года компания объявила об уходе с российского рынка и продаже своих активов с правом их последующего выкупа через несколько лет, если геополитическая ситуация нормализуется.

Американские активы в России выкупил бизнесмен Александр Говор. 12 июня он открыл заведения под новым брендом "Вкусно – и точка", сохранив большую часть прежнего меню и сотрудников.

Сначала Казахстан уход McDonald's из России не почувствовал. Сеть продолжала работать по франшизе под своим брендом. Не мешало ей даже уголовное преследование Кайрата Боранбаева, задержанного в марте 2022 года по подозрению в хищении в особо крупном размере в квазигосударственном секторе. Но уже летом в ресторанах быстрого питания начались первые сбои. Пользователи какое-то время не могли заказать себе еду. Сбои устраняли, но они периодически возникали вновь. Репортёр Informburo.kz сам был несколько раз свидетелем раннего закрытия ресторанов без объяснения причин, что вызывало недовольство многих посетителей.

В одном из астанинских ресторанов / Фото Informburo.kz

18 ноября ТОО "Food Solutions kz" временно приостановило работу всех заведений. А 5 января 2023 года компания McDonald’s официально объявила об уходе бренда с казахстанского рынка из-за невозможности заместить российских поставщиков котлет. Казахстанские производители не смогли занять место россиян из-за сложной процедуры сертификации для партнёров франшизы. Хотя Минсельхоз РК был готов оказать содействие.

В Ассоциации общественного питания РК считают, что уход McDonald’s может привести на рынок новых и более интересных игроков. Каких, пока неизвестно. В то же время в объединении не рады уходу сильного бренда, который хоть и не был представлен большим количеством ресторанов, всё равно создавал свою атмосферу.

Также не исключено, что рестораны через некоторое время откроются в Казахстане под другим брендом. Но российская сеть фастфуда "Вкусно – и точка" прийти в республику не сможет из-за соглашений с McDonald’s.

Отреагировали на уход международной сети и в Министерстве торговли и интеграции. По словам главы ведомства Серика Жумангарина, это стало вызовом для сельского хозяйства страны, в частности вскрыло проблемы в мясоперерабатывающей отрасли. Он считает, что сферу нужно развивать с помощью таких якорных проектов как McDonald’s, поскольку вокруг них формируется целая экосистема. При этом власти надеются, что бренд ушёл из Казахстана не навсегда. Корпорации этот рынок интересен, поскольку наша страна не под санкциями.

Какие международные сети быстрого питания присутствуют в Казахстане

По данным ассоциации, всего в нашей стране работает примерно 65 000 заведений общественного питания. Из них на рестораны фастфуда приходится только 6500-7000, то есть около 10%. Такая же доля в целом у заведений международных брендов. Так что рынок общепита в Казахстане и без фастфуда довольно насыщенный.

Из международных сетей в республике представлены такие бренды как Hardee’s, Starbucks, Papa Johns, "ДодоПицца", BlackStarBurger, Paul и многие другие. В основном их можно посетить в Астане и Алматы. KFC (71 ресторан в РК) и Burger King (50 ресторанов) распространены в других городах и регионах тоже. Конечно, уход из России иностранных компаний так или иначе приводил к сложностям в поставках, признали в Ассоциации общественного питания РК, однако трудности у большинства игроков уже решены.

"У нас были проблемы с логистикой, но предприниматели со времён пандемии приучены к тому, чтобы использовать местные, казахстанские продукты, либо покупать вместо российских продукты из других стран", – пояснила советник председателя ассоциации, ресторанный аналитик Вероника Нурпеисова.

Вкусовые предпочтения

Редакция Informburo.kz провела опрос в своём Telegram-канале о том, в каких заведениях любят питаться читатели. Среди вариантов ответа были: столовая, пиццерия, сетевой фастфуд, донерная, ресторан японской кухни, лагманхана или рестораны уйгурской или дунганской кухни, шашлычная, пловхана или ресторан узбекской кухни, ресторан казахской кухни.

Бешбармак в одной из столовых Уральска / Фото Informburo.kz

За три дня в опросе приняли участие 946 пользователей. 17% из них предпочитают питаться в столовых, 16% – в ресторанах казахской кухни, 14% предпочитают заведения, где можно поесть лагман, 11% – сетевой фастфуд. По 9% любят шашлычные и рестораны узбекской кухни.

Конечно, нельзя сказать, что это абсолютно объективная картина, потому что кто-то любит ходить в заведения, где представлено множество видов кухонь. А кто-то вообще предпочитает есть дома. Тем не менее по фастфуду цифры примерно совпали с общим количеством таких заведений в стране.

Идём к столовым 70-80х годов

Помимо международных брендов в Казахстане много заведений, созданных и открытых местными предпринимателями. Это ухоженные столовые, лагманные, шашлычные, пловные. Сейчас официально, по данным Ассоциации общественного питания РК, в отрасли заняты 246 тысяч человек, а фактически – более миллиона. Сфера конкурентная, но в ней есть серьёзные проблемы.

Суп в алматинском кафе / Фото Informburo.kz

Больше всего сфера общепита страдает от последствий пандемии. Фактически отрасль оказалась отброшена на семь лет назад, сказали в ассоциации. Реальной проблемой представители сферы общепита называют розничный налог. Его размер с 1 января 2023 года составляет 6%. Игроки рынка предлагают его снизить до 3%.

Кроме того, есть вопросы по другим налогам. Владельцы заведений хотели бы снизить размер единого налогового платежа из фонда оплаты труда. Сейчас он составляет 21,5%. Рестораторы считают, что он должен быть 20% от минимальной заработной платы (70 000 тенге), а не от зарплаты в целом. Обосновывает бизнес свою идею тем, что сотрудники заведений общепита, как правило, получают зарплату ежедневно или раз в неделю, то есть она не фиксированная. В свою очередь снижение налогов позволило бы обелить сферу и показать, сколько в ней действительно человек работает.

Ещё одна проблема – рентабельность. По словам Вероники Нурпеисовой, на рынок сейчас активно заходят молодые, амбициозные предприниматели. Они учатся работе в ресторанном бизнесе, но часто бывает так, что максимум через полгода заведение закрывается. Происходит либо смена его собственника, либо ребрендинг.

"Давно понятно, что мы продаём не еду, а впечатления, эмоции. Сейчас ресторанный бизнес не совсем рентабелен. За время пандемии у каждой точки выросли долги до 15 млн тенге и выше. Это расчёты с поставщиками и за аренду помещений. Все эти деньги нужно отдавать", – констатировала эксперт.

По сути, из-за пандемии сфера общепита откатилась на семь лет назад. И если сейчас ей не облегчить развитие, то казахстанский ресторанный бизнес окажется на уровне советских столовых 1970-1980х годов, заключила Нурпеисова.