В каких условиях живут люди на дачах близ Алматы
Садоводческие товарищества выручали всегда. В советское время их создавали, чтобы горожане могли в свободное от работы время выращивать фрукты-овощи, хотя бы частично снимая проблему дефицита продовольствия в стране. Поначалу в СССР ограничивали размеры дачных наделов четырьмя-шестью сотками земли. Земли отдавались в "бессрочное пользование", поскольку института частной собственности на землю в Стране Советов не было.
Постепенно ограничения на размеры участков снимались, после 1991 года дачные массивы стали передаваться в частную собственность владельцам. В голодные 90-е дачные урожаи опять-таки выручали владельцев и их семьи, обеспечивая людей свежей витаминной продукцией, которую опытные хозяйки консервировали впрок. Порой с одного участка кормилась не одна семья.
Сейчас дачные участки опять помогают людям, становясь родным домом для десятков тысяч казахстанцев. В последние годы в садоводческих товариществах вокруг больших городов начали активно приобретать участки, строить дома. С молчаливого согласия госструктур владельцы дач при отсутствии другого жилья стали регистрироваться по месту проживания, отправлять детей в ближайшие школы, получать медицинские услуги опять-таки в соседних посёлках.
Без воды ни туды и не сюды
По словам дачников Райымбекского сельского округа Карасайского района Алматинской области, в 50–70% домов люди живут круглый год. А это, по самым приблизительным подсчётам, 10 тысяч человек, проживающих вдоль верхней Каскеленской трассы, начинающейся от городской черты Алматы. Отсюда жители садовых товариществ по утрам добираются на работу в ближайшие Каскелен или Алматы. Сюда возвращаются в вечерние часы, обязательно неся пятилитровые пластиковые баклажки ...с питьевой водой. Это тот самый ресурс, о появлении которого в домах местные жители мечтают не первый год. И просят об этом местные власти. Но безрезультатно.
Обслуживает садоводческие товарищества, а их только в Райымбекском районе Алматинской области – 58, ГКП "Таусамалы". Обслуживает, но только на бумаге.
В местных СМИ, как положено по закону, был опубликован публичный договор монополиста с населением. В те дома, к которым вода была подведена, но не поступает, её два раза в неделю привозят водовозы. По 200 литров на дом. То есть 400 литров питьевой воды в неделю, с которой садоводы и чай могут попить, и суп сварить, и посуду помыть, и детей искупать... В домах, куда трубы не проложили, даже об этих литрах мечтать не приходится.
Понятно, что такого количества воды недостаточно. Поэтому решать проблемы с дефицитом питьевой воды дачники вынуждены самостоятельно. Практически в каждом дворе стоит накопитель воды, куда ценнейший в этих краях ресурс заливают за дополнительные деньги.
По данным председателя садоводческого товарищества "Восход Тау" Алмагуль Сыргабаевой, воду нужно заказывать заранее у водовозов, пять тонн воды люди вынуждены покупать за 17–20 тысяч тенге. Иначе в этом районе семьям просто не выжить.
"Восход Тау" – товарищество небольшое. В него входит всего 140 участков, но на территории дачного общества круглый год проживает свыше половины "кооператоров". Дачные дома давно стали для них основным жильём, поскольку на приобретение другой недвижимости денег нет.
Один из членов товарищества – семья Айгуль Асанбаевой. Она делит кров дачного домика с родителями, тремя детьми и мужем. Накопитель для воды семья вынуждена держать в подполе.
По словам матери троих детей, она недавно получила пособие 24 тысячи тенге на самого младшего (ему 11 месяцев) и сразу заплатила 17 тысяч за воду, которую семье залили в накопитель.
"Иначе как? Детей кормить надо, поить, купать. Дороги в нашем посёлке в ужасающем состоянии, но мы готовы обходиться без них дальше. А вот как без воды семье обходиться?" – адресует свои вопросы властям Алматинской области Айгуль Асанбаева.
Семья перебивается случайными заработками супруга, их явно не хватает, но на получение адресной социальной помощи претендовать не может, поскольку пенсионных отчислений, как и постоянной работы, у мужа Айгуль нет.
В ведении председателя садоводческого товарищества "Трудагропром" Валерия Кирсанова 30 дачных участков. Но и в этом дачном посёлке в большей части домов люди также проживают круглый год. И проблема та же для более или менее достойной жизни – отсутствие питьевой воды в домах.
"С каждого дома мы собирали по 250 тысяч тенге за подключение к питьевой воде, но услуги так и не дождались. Главный инженер "Таусамалы" признался, что знает: по посёлку проложили бракованную трубу, но сделать ничего не может, лишь руками развёл. Мы сами поставили колодец, теперь нам за счёт собственных средств в "Таусамалы" предлагают поставить датчик давления. А откуда у людей только денег? Да и не факт, что вода появится", – рассказал представитель дачного посёлка.
По словам Валерия Кирсанова, зимой вода перемёрзла в трубах по вине служб, потому что воду проводили в ноябре без соблюдения строительных стандартов. В итоге на 300 метрах трубы вдоль главной дороги товарищества "Трудагропром" уже насчитывается 15 порывов. И никто, по словам председателя, ответственность за результат (вернее, его отсутствие) брать на себя не торопится.
Жить на дачных участках разрешили, но проблемы не решили
В ведении председателя садоводческого товарищества "Аксай-19" Ирины Ахметовой 1 200 дач, из них на 500 участках проживают постоянно, а это не меньше полутора-двух тысяч человек. По её признанию, у самого крупного садоводческого товарищества Райымбекского района скважины есть, но их недостаточно для обеспечения огромного числа дачников.
"Мы неоднократно писали письма акиму Карасайского района, Райымбекского сельского округа, в область. И нам пришёл ответ, смысл которого: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. То есть вы – кооперативы, поэтому сами должны решать свои проблемы, – рассказала Ирина Ахметова. – Но дело в том, что решать за свой счёт такую проблему для дачников непосильно. Одна скважина, нам подсчитывали, на 350 потребителей стоит 45 млн тенге.
Можно и на 600 домов воду из одной скважины растянуть. Но при условии, что она будет подаваться по графику. И при строительстве скважины нам не гарантируют, будет ли там вода, потому что грунт идёт шестой-седьмой категории. Глубина залегания воды, которой можно пользоваться, в горных районах доходит до трёхсот метров".
По словам Ахметовой, государство де-факто согласилось, чтобы люди регистрировались на своих дачных участках, чтобы дети ходили в ближайшие школы, чтобы их лечили. Остальные проблемы – питьевой воды, вывоза мусора, газификации домов, ремонта электросетей – жителям предложили решать самим и за свой счёт.
"Но здесь ведь живут далеко не самые богатые люди. К нам применяют общие законы РК, когда не могут найти подходящей статьи в законе "О потребительском кооперативе". Например, когда касается оплаты за электроэнергию в нашем сельском округе. А вот ремонтировать дороги, линии электропередачи мы, как выясняется, должны самостоятельно. По сути все потребительские кооперативы как административно-территориальная единица Казахстан сегодня не нужны, но за счёт них государство частично решает проблему жилья. И заодно снимает с себя обязательства по созданию достойных условий для жизни людей в этих товариществах", – резюмировала Ирина Ахметова.
Читайте также:
- Почему в поселке близ Алматы много лет нет питьевой воды и как выживают люди
- В Алматинской области разрабатывают механизм придания дачам статуса населённого пункта
- В Павлодаре за один день сгорели более 300 дачных участков, один человек погиб