Здесь, как известно, сконцентрированы богатые природные ресурсы – обитает множество видов животных и птиц, в том числе, занесённых в Красную книгу, а также наблюдается большое разнообразие озёрной флоры и фауны, значительное количество промысловых видов рыбы. По берегам Или расположены базы отдыха и охотничьи хозяйства, но многие жители региона, в основном южного казахстанского мегаполиса, приезжают сюда самостоятельно, чтобы порыбачить и поохотиться вдали от цивилизации. Вполне естественно, что среди огромного количества людей встречаются те, кто нарушает природоохранное законодательство. Грешит этим и население расположенных вдоль реки посёлков.


Фото Григория Беденко
Местные жители везут улов

Основную работу по защите животного и растительного мира этих уникальных мест проводят сотрудники Нижне-Илийского отдела Алматинской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.

За прошлый год отделом выявлено 152 нарушения природоохранного законодательства. Было заведено два уголовных дела, восемь фактов рассмотрел суд.

"Сейчас жаркий период – ставят сети рассказывает руководитель Нижне-Илийского отдела территориальной инспекции Шарип Ирсаев. – Добраться в эти места можно только на лодке – кругом вода, камыши, но с вертолёта можно легко обнаружить местоположение расставленных сетей и пометить их координаты с помощью GPS. Мы выявили район – в каких именно озёрах остались следы браконьерской работы. Через день-два инспекторы обследуют их.


Фото Григория Беденко
Шарип Ирсаев

Вообще, по словам дяди Саши (так здесь называют старейшего сотрудника природоохранного ведомства), браконьерам не позавидуешь. В жаркую погоду рыба быстро портится. Её необходимо как можно скорее доставить до мест хранения. Причём сделать это так, чтобы не попасться правоохранителям. Реализуют незаконно добытый улов обычно в Алматы. Но уже совсем скоро – в октябре-ноябре, когда начнётся массовая путина – количество подобных случаев резко возрастёт. Настанет горячая, во всех смыслах, пора.


Фото Григория Беденко
Озёра нижней дельты Или с борта вертолёта

"Cейчас мы полностью укомплектованы: есть в достаточном количестве ГСМ, современные лодки. Активно работаем с "Казавиалесоохраной" – она предоставляет авиационные средства. Регулярно делаем облёты", – рассказывает Шарип Ирсаев.

Облёты особо охраняемых природных территорий проводятся на миниатюрном вертолёте Eurocopter Bо-105 казахстанской авиакомпании Aeroprakt.kz, работающей в сегменте малой авиации и выигравшей тендер, объявленный РГКП "Казавиавиалесоохрана". Основная задача специалистов – мониторинг и своевременное выявление пожаров в гослесфонде. В остальное время проводятся вспомогательные работы по выявлению фактов браконьерства. В нижней части дельты Или множество озёр, огромное количество троп. Есть места, куда практически невозможно добраться – нет дорог, островки отрезаны притоками. Авиация же позволяет быстро осмотреть эти места. В день проводится от двух до четырёх вылетов с полевого аэродрома близ посёлка Бакбакты.

По словам Шарипа Ирсаева, в штате Нижне-Илийского отдела территориальной инспекции 10 специалистов. Они базируются в разных местах. Непосредственно в дельте Или постоянно живут три инспектора, у них там дома и небольшие личные хозяйства. Так намного проще контролировать большие территории.


Фото Григория Беденко
В одном из рыбацких хозяйств

"Городских трое, в райцентре Баканас – ещё трое. Вызываем их при необходимости. Инспекторов надо периодически менять. Думаю, вы понимаете по какой причине", – говорит дядя Саша.

Как отметил главный специалист терринспекции, наиболее эффективно получается работать совместно с правоохранителями – с природоохранной полицией, прокуратурой. Здесь также используется авиация. Кстати, применение авиации имеет ещё и сильный психологический эффект – местное население остерегается нарушать закон. Ведь в любой момент вас могут обнаружить и задержать, причём совершенно неожиданно. А слухи здесь быстро распространяются.

Loading...

В последнее время случаи браконьерства сокращаются. Китайскими одноразовыми сетями рыбу уже не ловят – их запретили продавать. Раньше такую сеть можно было свободно купить на любом рынке, она стоила 300 тенге. Браконьеры использовали их и бросали. Это огромный ущерб окружающей среде – такие сети могут лежать в воде или на берегу годами, и в них легко запутываются животные. Сейчас если и покупают такие сети, то нелегально, и стоят они дорого. Невыгодно стало. Но появилась другая напасть – преобразователи для глушения рыбы электрошоком. В интернете можно без труда найти схемы этих устройств. На базарах их свободно продают. Работают адские машинки бесшумно, их устанавливают на резиновых лодках, подключив к автомобильному аккумулятору.

"Раньше таким образом на "чабанках" ловили, тарахтели, ночью фарой светили – можно было их ловить. А сейчас более изощрённый метод. Каждую машину не досмотришь, преобразователь – маленькое устройство, спрятать его легко. Не будешь ведь каждую сумку проверять. Это большая проблема", – рассказывает Шарип Ирсаев.


Фото Григория Беденко
Пятиметровый камыш на дельтовых озёрах

Рыба от электрошока погибает вся. Крупную браконьеры успевают подобрать, мелкая остаётся. Гибнут мальки. И даже если крупная рыба выживает, она уже не в состоянии давать потомство.

В прошлом году инспекторы Нижне-Илийского отдела изъяли восемь таких преобразователей. Были заведены уголовные дела .

"Думаю, надо закон немного ужесточить. Это касается незаконной охоты на краснокнижных животных, таких как джейран, и применения запрещённых орудий лова", – уверен Шарип Ирсаев.