Экономические причины и уроки трагического января
Около 200 участников CFO Summit, прошедшего в Алматы 2 марта 2022 года, – финансисты и экономисты – приняли участие в онлайн-опросе об экономических причинах январских событий в Казахстане. Согласно опросу, главными виновниками произошедшего 68% опрошенных назвали старую администрацию, 10% – олигархов, 5% – внешние силы.
В поисках причин
Во время дискуссии директор Центра прикладных исследований Talap Рахим Ошакбаев отметил, что экономические параметры у Казахстана сильно искажены:
"Мы не знаем реальной безработицы, реальной бедности, реальной инфляции. А это объективные индикаторы, без которых невозможно строить и проводить эффективную экономическую политику. Считаю правильный прогноз на этот год по инфляции 14–16% (ранее Нацбанк строил прогнозы по инфляции на 2022 год 4–6%. – Ред.)".
По словам экономиста, наблюдается критический уровень закредитованности казахстанцев. По данным, которые привел эксперт, 60% ссудного портфеля финансовых организаций Казахстана занимают потребительские кредиты. Ошакбаев сослался также на информацию Агентства по развитию и регулированию финансового рынка, согласно которой около 1,5 млн казахстанцев свыше 90 дней не могут выполнить свои обязательства перед кредитными организациями.
Последние три года количество производств по неисполненным кредитам, зарегистрированным в Республиканской палате судебных исполнителей, ежегодно увеличивается на миллион, добавил он. В 2018 году зарегистрировано свыше 3 млн таких производств, в 2019-м – 4 млн, в 2020-м – более 5 млн производств.
"Сколько таких кредитов числится за одним заёмщиком, точно неизвестно. Но можно предположить, что число людей, которые находятся даже не на нуле, а в глубоком минусе, превышает 2–3 млн человек, – заявил Рахим Ошакбаев. – Это критический уровень. Единственная надежда, о которой мы долгие годы говорили, – принятие закона о банкротстве физических лиц. Он позволил бы людям оформить правовой статус неплатежеспособности. Но проект закона (в его последней редакции. – Ред.) не даёт надежды, что это когда-нибудь произойдёт".
По мнению эксперта, рано или поздно подобное может повториться, если не извлечь уроков из январских событий.
Председатель правления "Банк Центр Кредит" Галим Хусаинов уверен, что при поиске причин январских беспорядков эксперты должны разбираться не с субъектами экономики, а системными вещами.
"Бытует мнение, что сначала экономика, потом – политика. Но это не работает в развитых странах. Нужно начинать с политических реформ. Без политики, без работы политических институтов ничего не изменится. У японцев есть система Poka-yoke. Она позволяет не принимать ошибочные решения, которые на самом деле очевидны. Эту систему нужно внедрить в Казахстане", – сказал Галим Хусаинов.
По мнению финансиста, в республике должны быть работающие суды, парламент, органы внутренних дел, прокуратуры. Когда эти институты начнут нормально функционировать, тогда в стране будет выстроена система управления, при которой станет невозможно повторение январских событий.
"В бизнесе нельзя принимать управленческие решения, если у вас нет данных. Например, о деятельности компании. Я не совсем уверен, что наша официальная статистика отражает реальную картину дел в Казахстане. Даже самый умный политик не сможет принять правильное решение, если нет адекватных данных. Надо начинать с этих базовых вещей", – резюмировал Галим Хусаинов.
Основатель Kusto Group Еркин Татишев считает, что профессионалам разных областей пора объединяться, садиться за стол переговоров, думать, принимать правильные решения.
Бизнесмен озвучил инициативу казахстанских предпринимателей о необходимости создания антикризисного штаба. Как предлагают авторы инициативы, такой штаб должен возглавить президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
"Мины, заложенные при прежнем управлении страной, могут взрываться в самых неожиданных местах, и нам предстоит в каждой ситуации разбираться. Настала пора не ломать отдельные стены в общем доме и перестраивать, а строить совершенно другой дом", – сказал Еркин Татишев.
Он напомнил о том, что события 24 февраля (начало военного российско-украинского конфликта. – Авт.) изменили расклад сил и ситуацию в мире, в том числе и в Казахстане.
"Мы столкнулись с новой ненормальностью. Надо начать с того, чтобы признать кризис, собрать команды на разных уровнях и действовать".
С предпринимателем согласился директор Центра экономического анализа "Ракурс" Ораз Жандосов.
"В четверг 24 февраля мы оказались в другом мире, и пока не в силах оценить ситуацию до конца. Но понятно, что всё очень плохо. Понятно, что старая администрация виновата. Но надо вообще-то посчитать, насколько новая администрация – новая. Это не вина её, а беда. Не совсем ясно, есть ли замена. Такое ощущение, что, кроме технократов из крупного и среднего бизнеса, больше выбирать в управление страной не из кого", – сказал Ораз Жандосов.
Экономист Алмас Чукин сообщил, что корень всех бед – это бедность. А ещё – государственная коррупция.
"У нас неправильно её понимают, – сказал эксперт. – Коррупционер – это не только тот, кого поймали с конвертом. Коррупция у нас начинается с посиделок за чаем с уважаемым человеком, который племянников устроил на хорошие места, друзьям помог… Если мы хотим что-то изменить, то надо начинать с того, что совесть должна стоять выше племянников, братьев и т. д.".
Ещё одной причиной январских событий Чукин назвал полное неверие властям со стороны населения.
"У молодежи работы нет, перспектив тоже, отсюда – отчаяние. Экономика растёт, а люди беднеют. Если сравнить средние зарплаты Алматы и Шымкента, то разница будет не менее чем в два раза", – подчеркнул Алмас Чукин.
Если бы я принимал решения…
Ещё один вопрос онлайн-опроса: с чем нужно бороться, чтобы события января не повторились? Главными проблемами менеджмента страны участники опроса назвали ручное управление экономикой (26%), монополии и утечку мозгов (по 25%).
Эксперты финансового форума поделились своим видением, какие первоочередные решения они приняли, если бы управляли страной в кризисный период.
"Мы должны сейчас от недели к неделе решения принимать, – сказал Еркин Татишев. – Ключ к успеху – это качественное управление страной. Оно сейчас должно стать очень открытым, качественным, оперативным. В антикризисном менеджменте всегда на первом месте оперативное принятие решений на базе имеющейся информации. По своему опыту знаю, информации всегда будет недостаточно. Если это надо делать открыто, чтобы народ верил и понимал, то нам в помощь цифровые технологии".
С мнением предпринимателя Алмас Чукин согласился лишь отчасти: "Основа основ – это инвестиции. Вы можете сколь угодно раз улучшать управление, но пока вы не закопаете доллар или тенге в землю, ничего у вас не будет. Это ключевое антикризисное решение. Длинные деньги для инвестиций есть сейчас только у государства".
Экономист предполагает, что в нынешней ситуации только государство способно стать активным участником инвестиционных процессов. При этом Алмас Чукин предостерёг от повторения программы, аналогичной госпрограмме Форсированного индустриально-инновационного развития. По его мнению, было израсходовано свыше 15 млрд тенге только на реализацию её первого пятилетнего плана, но ожидаемого эффекта национальная экономика не заметила.
Чукин предлагает сегодня акцент сделать на строительстве (жилья, автомобильных и железных дорог) и сельском хозяйстве, поскольку половина населения страны по-прежнему проживает в сельской местности.
Рахим Ошакбаев предложил сконцентрироваться на недопущении критической массовой бедности. Он напомнил, что эксперты Центра прикладных исследований рекомендуют дать возможность казахстанцам пройти процедуры несудебного банкротства:
"И это должно произойти не просто в этом году, а уже в ближайшее время, – акцентировал Рахим Ошакбаев. – Срочно надо принять эффективный народный закон о банкротстве. Второй шаг: надо помочь этим людям выйти из крайней бедности. Дать им не только обучение, не только рабочие места, а что-то ещё дать на карман. Это может быть адресная социальная помощь".
Он предложил провести "Приватизацию 2.0" по аналогии с той, что впервые проводилась после развала СССР, и выдвинул идею народного акционирования.
"Если это не "Самрук-Казына", то хотя бы какие-то нацкомпании, – сказал Ошакбаев. – Надо дать людям право получить статус неплатёжеспособности. Тогда и банки перестанут выдавать им кредиты, которые не будут возвращаться".
Галим Хусаинов назвал приоритетными критическое мышление и сокращение уровней управления: "Основная проблема – это проблема принятия решений. У нас это либо забюрократизировано, либо принимается сверху. Насчитывается около 10 уровней при принятии решений: первый вицезам, замминистра, министр, вице-премьер, премьер, администрация президента… Пока решение примут, уже и принимать ничего не надо. Сейчас надо думать на два шага вперед. Соответственно, для этого нам нужны качественные кадры".
Читайте также:
- Ашимбаев о трагическом январе: Рано или поздно недовольство должно было выйти
- Поручения Токаева: что сделано в феврале
- Ерлан Карин: Планируемые президентские реформы – это часть долгосрочного плана обновления страны