Тайны смерти муллы Омара-2
"Столь позднее объявление о смерти духовного лидера движения "Талибан" объясняется только тем, что мирные переговоры, которые длительное время проходили при посредничестве Пакистана, между правительством Афганистана и движением "Талибан" наконец-то завершены. Талибы готовы к мирной жизни при условии, что правительство Ашрафа Гани не только официально их признает, но и поможет покончить с Аль-Багдади и его группировкой ИГИЛ, а также откажется от присутствия в стране вооружённых сил стран Запада", - рассказал informburo.kz Наджибулла Ацакзай, заметив, что эта идея была сформулирована самим муллой Омаром и поддержана большинством полевых командиров движения "Талибан". "Если бы информация о смерти Омара появилась раньше, то переговоры, которые идут очень тяжело, могли быть окончательно сорваны", - подчеркнул журналист из Афганистана.
Правая рука муллы Омара
Не случайным называет он и итог состоявшейся в пакистанском городе Кветта Шуры (высшего собрания. - Авт.) движения "Талибан", в ходе которой мулла Мансур был назван новым духовным лидером талибов. "Мулла Ахтар Мансур не просто правая рука муллы Омара, он пуштун из Афганистана, который не подвержен влиянию, как со стороны властей Пакистана, так и со стороны арабских стран, которые через своих эмиссаров пытаются направить энергию талибов в нужное им русло. Афганские талибы уже устали воевать. Об этом же говорит и мулла Мансур. Поэтому он пользуется поддержкой афганских полевых командиров "Талибана". Хотя, конечно, некоторые разногласия имеются", - отметил Ацакзай.
Родственники муллы Омара уверены, что к его смерти причастны спецслужбы Пакистана.
По уже знакомому сценарию
"На самом деле Абдул Манан и Мохаммад Якуб обратились к правительству Афганистана с просьбой помочь им провести расследование обстоятельств смерти Омара. По их словам, он был совершенно здоров. Но кто-то внушил ему, что у него туберкулёз, и поэтому он отправился на лечение в Карачи. В этом они подозревают агентов пакистанской разведки, которая уже провела похожую операцию против премьер-министра Эмирата Афганистан - главы умеренных талибов муллы Мохаммада Раббани. В 2001 году ему внушили, что у него рак печени, после чего его перевезли в военный госпиталь пакистанской армии в городе Раваллинди, где он вдруг скоропостижно скончался. В его крови был обнаружен яд. Сейчас все ждут совместного заявления Манана и Якуба, а не того, который с помощью западной прессы распространила управляемая арабскими странами группировка "Фидаи-е-Махаз", - рассказал informburo.kz работающий в команде афганского президента Ашрафа Гани журналист Наджибулла Ацакзай.
Непредсказуемый мулла
Между тем, постоянно проживающий на юге Афганистана в провинции Кандагар и пожелавший не называть своего имени коллега Ацакзая, отвечая на вопросы informburo.kz, заметил, что пока нет достоверных доказательств смерти муллы Омара. "Вы хорошо знаете, написать можно всё что угодно. Особенно в случае с таким скрытным человеком, как мулла Омар. Все о нём знают, но не все его видели. У нас в провинции, откуда он родом, хорошо знают, что лидер "Талибов" способен на самые непредсказуемые шаги. Я думаю, подтверждение талибами информации о его смерти, это один из таких шагов", - сказал informburo.kz журналист из провинции Кандагар.
Никто не называет точной даты и места гибели муллы Омара.
Возможно всё
По его мнению, изначально появившееся сообщение о смерти муллы Омара было направлено на то, чтобы главный человек в "Талибане" на него отреагировал и может даже показался перед людьми. "Если бы он это сделал, то его легко было обнаружить не только американцам, но и другим врагам муллы Омара. В Афганистане сегодня много арабских эмиссаров. Некоторые из них могут быть сторонниками аль-Багдади. Вы, наверняка, знаете, что ИГИЛ и "Талибан" объявили друг другу джихад. Но у "Исламского государства" много денег. Поэтому есть мнение, что Омар решил подыграть сообщениям о своей смерти, чтобы выявить продажных людей среди своего окружения. В пользу этого говорит отсутствие точной даты и места гибели духовного лидера талибов", - поделился своими наблюдениями собеседник informburo.kz, заметивший, что эта версия достаточно популярна у полевых командиров "Талибана" юга Афганистана.
Несмотря на объявление о смерти муллы Омара, движение "Талибан" оружия складывать не собирается.
По планам Омара
В беседе с informburo.kz журналист из провинции Кандагар особо отметил, что в чуть ли не ежедневно появляющихся материалах о мулле Омаре называют две даты его смерти. Западные СМИ говорят, что это произошло два года назад, арабская пресса пишет, что три года назад. "Общее в этих сообщениях только одно, что мулла Омар умер в Карачи. Карачи - это очень большой город, там много больниц. Но никто не пишет, в какой из них он умер и где похоронен. Это говорит, что его в Карачи, возможно, не было совсем. Что он, может быть, жив. Не только мы, но и вы в своей стране видите, что "Талибан" оружия не сложил, движение продолжает свою борьбу. Особенно упорные бои идут в северных провинциях Афганистана рядом с границами со странами вашего региона, где талибы уничтожают игиловских наёмников и пытаются отстранить от власти представителей проамериканского правительства Ашрафа Гани. То есть всё идёт по плану муллы Омара, который говорил, что его реализация позволит на равных вести переговоры с Кабулом", - подчеркнул пожелавший не называть своего имени журналист из Кандагара.
Душанбе обеспокоен
Слова анонимного собеседника informburo.kz были косвенно подтверждены сообщением из Таджикистана, которое 4 августа появилось на лентах информационных агентств. Согласно заявлению командующего пограничными войсками Госкомитета национальной безопасности Таджикистана генерал-лейтенанта Раджабали Рахмонбали в интервью еженедельнику "ASIA-Plus", официальный Душанбе очень озабочен фактами сосредоточения в приграничных с Таджикистаном провинциях Афганистана вооружённых групп международных террористических организаций. По словам Рахмонбали, таджикская служба наблюдает наращивание сил движения "Талибан", Исламского движения Узбекистана и его боевого крыла "Джамоати Ансаруллох", а также "Аль-Каиды" и "Исламского государства". При этом, заметил глава таджикских спецслужб, покидая южные провинции Афганистана Гельменд, Кандагар, Фарах, Пактия и Хуст, боевики этих исламистских организаций уже ведут активные боевые действия против проправительственных сил Исламской Республики Афганистан в сопредельных с Таджикистаном провинциях Кундуз, Тахор и Бадахшан.