Казахстанский МедиаАльянс провёл первое заседание. Главная цель, которую перед собой ставит новое общественное объединение, – это защита интересов отечественного медиасообщества. В состав правления МедиаАльянса вошли руководители ведущих казахстанских СМИ, PR-структур, известные журналисты и блогеры, представители медиабизнеса, рекламной и издательской сферы. Председателем объединения был избран известный бизнесмен и основатель множества СМИ Арманжан Байтасов.

"К сожалению, так часто получается, что нам некогда заниматься защитой своих прав. Нам некогда объединиться и выработать свою стратегию – это и понятно, мы живём в постоянном информационном потоке. Сейчас мы поняли, что такая профессиональная организация нужна. МедиаАльянс будет защищать права всех, кто работает в медиа", – отметил он в своём выступлении.


Арманжан Байтасов / Фото informburo.kz

Появление МедиаАльянса в профессиональной среде вызвало вполне резонный вопрос: что же теперь будет с Союзом журналистов Казахстана, который прежде не только выполнял примерно те же функции, но и в него входили многие из тех, кто теперь стал членом нового общественного объединения? Домыслы по поводу союза развеяла Тамара Калеева, временно исполняющая обязанности председателя правления объединения. На этом посту она с тех пор, как сам председатель Сейтказы Матаев сначала оказался на скамье подсудимых, а затем за решёткой по обвинению в мошенничестве и неуплате налогов. Несмотря на сложное время, Союз журналистов, по её словам, уверенно держится на плову.

"Пока Сейтказы Матаев находится в неволе, Союз журналистов Казахстана продолжает работать, к нам приходят много новых членов, даже удивительно, потому что, когда начинается чёрная полоса, как правило, многие отворачиваются, а тут, наоборот, очень многие примкнули", – сказала она.

В чём принципиальное отличие МедиаАльянса от Союза журналистов Казахстана, пояснил Арманжан Байтасов. По словам председателя правления нового общественного объединения, разница заключается в широте охвата профессиональной сферы. Кроме того он отметил, что членство в альянсе никого не ограничивает от возможности входить в составы и других объединений.


Тамара Калеева и Александр Краснер/ Фото informburo.kz

"МедиаАльянс – организация нового типа. Мы хотим объединить всех: блогеров, большие организации, к нам могут зайти целые редакции или сами ассоциации. Мы заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей и организаций входило в МедиаАльнс, тогда у нас будет более сбалансированная, понятная и грамотная позиция по любым вопросом, будь то Закон о СМИ или вопрос журналистской этики", – прокомментировал Арманжан Байтасов.

Поправки в Закон о СМИ – одна из болезненных тем профессионального сообщества, поэтому тянуть с её обсуждением МедиаАльянс не стал, и уже на первом съезде представители объединения буквально по пунктам перечислили свои претензии к инициативам, предлагаемым разработчиками законопроекта, Министерством информации и коммуникаций. Речь идёт как о пунктах, по которым уже были неоднократные дискуссии, в числе которых возможность разглашения различных видов тайн и обязательство проверять журналистами информацию, так и о новых, появившихся среди поправок недавно. Среди поправок появилось толкование термина "пропаганда" преимущественно в негативном ключе, что, по мнению журналистов, может существенно осложнить их работу.

"Формулировку, которая сейчас существует в законе, к сожалению, можно очень расширенно трактовать. Если мы внесём поправку в таком виде, получится, что очень многие журналистские публикации, просто анализирующие какую-то проблему, могут быть восприняты как пропаганда каких-то ценностей. Например, статья о причинах детского суицида может быть воспринята как пропаганда самого суицида, поэтому мы предлагаем заменить формулировку на ту, которая признана ОБСЕ", – предложил член правления МедиаАльянса Михаил Дорофеев.

По мнению представителей МедиаАьянса, дискуссии с Министерством информации и коммуникаций по поводу новелл в документ зашли в тупик. В связи с этим новое общественное объединение намерено предложить профильному ведомству в самое ближайшее время встретиться в закрытом режиме и попытаться найти решение, которое устроит все стороны – и журналистов, и уполномоченный госорган.


Виктор Кияница и Михаил Дорофеев / Фото informburo.kz

"Это не должен быть компромисс, это должен быть консенсус. Если нам не удастся достичь взаимопонимания, предлагаю журналистскому сообществу поставить вопрос о том, чтобы убрать из плана законопроектных работ этот законопроект и не вносить поправки в существующий закон, а начать писать новый, и одним из авторов этого закона должен стать МедиаАльянс", – добавил он.

Другая проблема профессионального сообщества, по мнению членов МедиаАльянса, связана с этическим Кодексом журналистов, который, с одной стороны, есть, а с другой его кабы и нет. За решение этой проблемы в новом общественном объединении отвечать будет продюсер, ещё один член правления организации Дана Орманбаева. Уже в ближайшее время она намерена привлечь общественность для разработки нового кодекса, который смог бы отвечать современным требованиям профессионального сообщества.

"В кулуарах сейчас услышала такую удручающую фразу о том, что действующий этический Кодекс – это просто какие-то прописные истины, им никто не следует, более того, никто не апеллируют к этому кодексу. Я очень хочу, чтобы наш кодекс этики был действенным, живым. Чтобы журналист – не важно, молодой или взрослый – мог, обратившись к кодексу при каких-то нестандартных ситуациях, сказать коллеге: "Но ты же подписал это", – заявила Дана Орманбаева.

Отдельной темой обсуждения стала проблема распространения печатных СМИ. По словам главного редактора "Новой газеты Казахстана" Александра Краснера, печатные средства массовой информации хоронят искусственно. Всё началось с продажи сети газетных киосков бывшей "Союзпечати". В договоре было чётко прописано, что новый владелец должен оставить целевое назначение объектов, однако на деле произошла подмена – в этих киосках теперь торгуют в большей степени сопутствующими товарами, а газеты и журналы составляют лишь мизерную долю. Кроме того, городские власти, в частности, в Алматы, массово закрывают газетные киоски, аргументируя это тем, что объекты портят облик городов, а в качестве альтернативы предлагают поставить новые за 3 млн тенге.

"Это уже покушение на свободу слова. Подобная проблема с распространением печатных СМИ ещё недавно очень остро стояла в России – там по приказу мэра Москвы снесли киоски, однако Павел Гусев, главный редактор "Московского комсомольца" донёс до президента Путина, что распространение печатных СМИ – это социально значимая сфера. В итоге было восстановлено более 300 киосков. Почему бы нам этот опыт не перенять?" – предложил Александр Краснер.

Распространение печатных СМИ, по его мнению, также следуют отдельно прописать в Законе о средствах массовой информации. Для сравнения Краснер привёл пример европейских стран, где, несмотря на стремительное развитие интернета, продолжают функционировать газетные киоски – по одному киоску в среднем приходится на 1000 человек, в то время как у нас – один киоск на 10 тыс. МедиаАльянс, в свою очередь, выступил с инициативой вступить в диалог с властями казахстанских городов о возможности восстановить точки продаж газет и журналов.

Впрочем, ограничиваться рамками Казахстана в своей деятельности МедиаАльянс, похоже, не намерен – новое общественное объединение планирует сотрудничать и с зарубежными коллегами. Члены правления уже начали присматриваться к тому, как работают иностранные медиасообщества, лучший опыт, по возможности, обещают внедрять в нашей стране.

"Чтобы не остаться за бортом, необходимо перенимать опыт коллег. В Турции, к примеру, есть своеобразная жёлтая карточка для СМИ, которая даёт журналистам некоторые преимущества для выполнения своей работы. Допустим, репортёр выехал на срочное задание и ему необходимо припарковаться, а стоянка там запрещена. Так вот в случае, если он выполняет свою работу, ему это разрешается. Нам бы тоже такое не помешало", – сказал заместитель председателя правления МедиаАльянса Нурторе Жусип.


Заседание МедиаАльянса / Фото informburo.kz

МедиаАльянс также намерен положить конец разногласиям по поводу достоверности определения рейтингов интернет-СМИ. Рассматривается возможность создания на базе Mail.kz своей системы медиаизмерений, которая позволит максимально объективно оценивать популярность отечественных интернет-изданий.

"Чтобы не было никаких разногласий, я хотел бы предложить МедиаАльянсу совместно с нами проработать общую систему и концепцию, на основе которой будет формироваться рейтинг наших СМИ как региональных, так и столичных. Мы предоставим техническую базу и по вашему желанию будем предоставлять рейтинги: либо в общем доступе, либо индивидуально – в зависимости от того, как будет решено", – предложил вице-президент ОЮЛ "Интернет-ассоциация Казахстана" Сергей Алабугин.

"Дело Матаевых" МедиаАльянс тоже не оставил без внимания. Новое общественное объединение приняло обращение на имя председателя Верховного суда, в тексте которого просит пересмотреть меру наказания для председателя Союза журналистов Казахстана и его сына, заменив заключение в колонии на ограничение свободы.

Стать членом МедиаАльнса могут все желающие – членский взнос составляет 5 тыс тенге в год для физического лица и 100 тыс тенге для юридического.