Сафари-отель в урочище Бозжира: что это за проект и почему вокруг него столько споров?
В урочище Бозжира на плато Устюрт в Мангистауской области запланировано строительство "Бозжыра сафари-отеля". Финансировать проект собирается турецкий бизнесмен Феттах Таминджи. Лакшери-отель с бассейном и всеми удобствами будет располагаться у подножия главной достопримечательности – "Азу тистер", прозванной в народе "Клыками".
Общественность выступила против этой идеи, написав обращение президенту Казахстана. Касым-Жомарт Токаев поручил правительству пересмотреть проект. Что это значит – в обзорном материале Informburo.kz.
Что случилось
7 ноября житель Актау Сергей Хачатрян опубликовал в Instagram ролик, на котором видно, что в урочище Бозжира работает тяжёлая техника. Видео посмотрели почти пять тысяч человек.
После шума в соцсетях в пресс-службе акима Мангистауской области прокомментировали ролик: "В данный момент на территории урочища Бозжира никакие строительные работы ещё не ведутся. На видео, которое распространяется в Сети, идёт временная установка шатра, мобильного туалета и передвижного генератора в связи с выездом команды инвестора на предполагаемое место будущего объекта, сроком на два дня".
Так казахстанцы узнали о том, что бизнесмен, запустивший отель Rixos в Актау, предложил реализовать проект – строительство "Бозжыра сафари-отеля" в природном парке.
Акимат уверяет, что пока на Бозжире ничего не строится, а проект будет проходить процедуру общественных слушаний, экологическую экспертизу. Но в сети публикуют видео, доказывающее обратное.
На что в пресс-службе акима Мангистауской области пояснили, что щебень остался с выезда команды инвестора на предполагаемое месторасположение будущего отеля.
Что такое Бозжира
Урочище Бозжира находится в западной части плато Устюрт на полуострове Мангышлак Мангистауской области, в 300 км от Актау. Урочище – одно из самых популярных мест среди туристов. Визитная карточка – два известняковых пика, прозванных за свою форму "Клыками" (Азу тистер). Их высота от основания достигает более 200 метров.
Кто инвестор
Инвестор, готовый вложить 100 млн долларов в строительство отеля, – Феттах Таминдже, глава Группы Rixos Hotels, президент компании SML Construction. Последняя занималась строительством крупных объектов в Нур-Султане:
- ТРЦ "Хан Шатыр".
- Футбольный стадион "Астана-Арена".
- Дворец мира и согласия.
- Павильон-сфера "Нур Алем".
- Железнодорожный вокзал "Нұрлы жол".
- Конгресс-центр.
- Дворец независимости и т.д.
Бизнесмен – почётный гражданин Нур-Султана, член совета директоров нацкомпании Kazakh Invest, которая создана для привлечения инвестиций в приоритетные секторы экономики. В совет директоров входят:
- Премьер-министр Аскар Мамин – председатель совета.
- Вице-премьер Алихан Смаилов.
- Вице-премьер Роман Скляр.
- Министр иностранных дел Мухтар Тлеуберди.
- Министр нацэкономики Руслан Даленов.
- Независимый директор Ульф Вокурка.
- Независимый директор Феттах Таминдже.
- Независимый директор Айжан Наурзгалиева.
- Независимый директор Джованни Капаннелли.
В июле 2020 года Феттах Таминдже открыл в Актау отель Rixos Water World Hotel. Несмотря на карантин и высокие цены, поток туристов за август-октябрь в отеле составил более 45 тысяч человек, 30% из которых выезжали за пределы отеля, чтобы увидеть природные достопримечательности региона. Это и стало причиной для строительства нового отеля "Бозжыра сафари-отель", аргументировали в акимате.
По предварительным прогнозам, строительство отеля обойдётся в 100 млн долларов, написал журналист Вадим Борейко на своей странице в Facebook.
Какой отель планируют построить
"Бозжира сафари-отель" – это лакшери-гостиница посреди пустыни. Номера с видом на природу урочища.
По словам замруководителя управления природных ресурсов и регулирования природопользования Мангистауской области Есенкоса Адильбаева, для строительства отеля инвестор намерен использовать экологичные технологии, в том числе ветряную и солнечную энергию, септики и колодцы для воды.
Бассейны в этой местности выглядят как минимум не реалистично. Дело в том, что вокруг – километры пустыни, где воды нет. Как будут проводить коммуникации, чтобы обслуживать гостей будущего отеля, неизвестно.
Что говорят в Минэкологии
8 ноября Министерство экологии, геологии и природных ресурсов прокомментировало строительство бутик-отеля: объект должен пройти через общественные слушания, экологическую экспертизу и оценку воздействия на окружающую среду.
"Контроль по соблюдению правил застройки и прохождения экспертизы проекта ведут акиматы. По данным местного исполнительного органа Мангистауской области, в настоящее время вопрос строительства гостиницы на местности Бозжира не стоит, планируется строительство жилых пунктов, в которых туристы могли бы остаться на ночлег", – сообщили в пресс-службе.
Там подчеркнули, что выделение земельных участков под строительство на территории заказника не входит в компетенцию Минэкологии.
"В соответствии с протокольным поручением акима Мангистауской области разрабатывается постановление акима Каракиянского района о выделении 80 га в местности Бозжира", – добавили в Минэкологии.
Какая позиция у Минкультуры
12 ноября в Мангистаускую область прибыл вице-министр культуры и спорта Уркен Бисакаев, который пытался успокоить возмущённых людей. Он рассказал, что проект находится на стадии разработки. Инвестор трижды представлял различные концепции бутик-отеля "Бозжыра сафари-отель", ни одна из которых пока не утверждена.
"Строительство не начиналось, всё ещё на стадии разработки концепции. Есть закон об архитектурно-строительной деятельности, есть экологический закон, которые требуют обязательных общественных слушаний, и они будут проведены в том случае, если инвестор примет решение о реализации этого проекта. После завершения разработки, конечно, планируется провести презентацию и обсуждение этой концепции", – сказал Уркен Бисакаев.
Читайте также: Вице-министр культуры: Строительство отеля в урочище Бозжира не уничтожит, а сохранит природное достояние
Вице-министр культуры уверен: Бозжире нужны дороги, визит-центр, отель для развития местности. Мол, дороги уже не выдерживают нагрузки от интенсивного движения автомобилей.
"Я думаю, что отель никак не повлияет на доступность природной локации, он только сделает организованным сам туризм. Он поможет организовать потоки правильно, а вопрос запрета и того, смогут ли туристы заходить на Бозжиру или не заходить, а также какие-то временные рамки её посещения, может выстраивать только уполномоченный орган в соответствии с действующим законодательством", – сказал Уркен Бисакаев.
На этой неделе нацкомпания Kazakh Tourism организовала пресс-тур в Мангистаускую область. С 17 по 20 ноября 15 журналистов и блогеров будут знакомиться с красотами региона. По программе они останавливаются в Rixos Aktau, а на третий день посещают урочище Бозжира.
Что думают экологи
Казахстанская ассоциация сохранения биоразнообразия опубликовала на своём сайте экспертное мнение по этому вопросу: на Устюрте строить нельзя. Экологи перечислили шесть причин:
- Угроза для биоразнообразия. Эта территория – места обитания уриала (устюртского муфлона), джейрана, каракала и других редких видов, занесённых в Красную книгу Казахстана. Для уриала и джейрана это место постоянного пребывания. Постоянное наличие людей, техники, строительство дорог и другой инфраструктуры нанесёт высокий ущерб популяциям.
- Потенциал для включения в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из главных критериев объектов Всемирного наследия – целостность и красота объекта (критерий vii – исключительная эстетическая значимость), которым любое строительство в этой точке вредит.
- Перспективы расширения Устюртского заповедника. В 2015 году участок рекомендован как территория для расширения Устюртского заповедника. Естественно-научное обоснование прошло экологическую экспертизу, но тогда расширить не удалось из-за уже утверждённых планов по разведке газового месторождения Кансу. Сейчас разведка отменена, есть возможность расширения заповедника.
- Отсутствие воды и коммуникаций. В 2017 году Институтом географии проведена оценка туристического потенциала Мангистауской области. В ней даны рекомендации, которые не включали никакого строительства в урочище.
- Памятники археологии. На участке и близ него присутствует ряд памятников археологии, датируемые временем от палеолита до раннего средневековья, часть из которых ещё не обследована.
- Уязвимая почва. Устюрт – особо уязвимый регион из-за специфических гипсосодержащих почв, где след от однажды проехавшей машины держится десятки лет. Здесь без ОВОСа недопустимо любое строительство как дорог, так и небольших зданий.
"Для развития туризма целесообразно создать визит-центр Устюртского заповедника с гостиницей у уже действующих трасс или близ них, например, недалеко от асфальтированной трассы Актау – Бекет-Ата, на расстоянии около 20 км от урочища Бозжира. Оттуда туристы смогут посещать наиболее интересные места на Устюрте", – рекомендовала АСБК.
Что предлагают авторы фильма "Отель на Бозжире"
Участники "Экспедиции +362" сняли фильм "Отель на Бозжире! Быть или не быть?". Известные блогеры, экологи и геологи рассказали об уникальности местности.
В фильме историк и геолог Бекболат Толегенулы предполагает, что строить можно, но не на Бозжире. Он предлагает обустроить инфраструктуру у дороги при спуске в Жусалы или хотя бы на борту Устюрта.
"Проблема в том, что территория Бозжиры не находится на территории государственного заповедника Устюрта. Бозжира находится в заказнике Жабайушкан. По законодательству там можно строить объекты для привлечения туризма, но там есть пункты, которые отменяют такие постройки, если они будут вредить природе", – сказал Бекболат Толегенулы.
"Когда речь идёт о капитальном строительстве, то это всё равно так или иначе вмешательство в окружающую среду. Нам показывают какой-то курорт в Юте. Я прилетел оттуда, объездил основные парки, которые там есть: нигде нет капитального строительства, кроме дорожек и туалетов, смотровых площадок. Тот отель, на который все ссылаются, находится возле непримечательного каньона. Почему-то казахам нужен такой вид, чтобы они встали, проснулись, отдёрнули штору и – вид на Бозжиру. Пусть она будет чуть подальше. Мы должны держаться на почтительном расстоянии", – высказал своё мнение в фильме блогер Алишер Еликбаев.
Авторы фильма предлагают свой вариант:
- расширить территорию Устюртского заповедника на 30 км севернее;
- установить егерские пункты на двух входах в урочище Бозжира;
- брать приемлемую плату за посещение с ночёвкой;
- штрафовать за шум, разжигание костров или съезд с основного маршрута;
- отелю быть, но на верхней панораме, в 4 км от "Клыков";
- установить стеклянный балкон, как над гранд-каньоном.
Как развивают туризм на похожих площадках в других странах
"Те, кто принимает решения, посмотрите на США: Гранд-каньон, Каньон Антилопы – это похожие ландшафты. Вы там видели отели или строения в самих каньонах? Их там нет. Вся инфраструктура вынесена за пределы. И так во всех цивилизованных странах. Когда ты там находишься, ощущаешь эту практически нетронутую первозданность природы", – написал в Instagram Константин Киквидзе.
Он не против красиво вписанных в ландшафт лакшери-отелей – это ведь тоже интересная ниша в туризме.
"Но почему не построить Rixos, например, где-то в районе Бекет-Аты, на верху чинка с видом на долину? Там уже есть инфраструктура, там тоже есть классные виды. Оттуда полчаса до Бозжиры и других интересных локаций. Те же обеспеченные религиозные туристы с удовольствием будут останавливаться в отеле. Ещё не поздно договориться об альтернативной локации для строительства, обосновав его экономическую выгоду и негативную реакцию общества", – предложил Константин Киквидзе.
Что поручил президент
17 ноября интеллигенция Казахстана (писатели, экологи, общественные деятели) написала письмо на имя президента страны Касым-Жомарта Токаева и главы Мангистауской области Серикбая Трумова.
Текст письма на казахском языке. Кратко предложения в письме:
- Объектам Жылыган, Тамшалы присвоить статус "Государственного памятника природы" местного значения.
- Выделить участок земли, необходимый для проекта, под смотровую и развлекательную зону и уменьшить её до четырёх гектаров.
- Назначить лицо, ответственное за систему вывоза, уборки, дезинфекции, транспортировки мусора с территории Бозжиры.
- Новые объекты должны быть расположены в таких населённых пунктах как Кызылсай, Сенек, Бостан.
В этот же день пресс-секретарь президента Берик Уали опубликовал пост в Facebook, в котором сообщил, что Касым-Жомарт Токаев поручил пересмотреть проект строительства отеля.
Первое ликование общественников остудил журналист Вадим Борейко. Он опубликовал экстренный выпуск на своём канале "Гиперборей", в котором усомнился, в том, что "пересмотреть" значит "прекратить".
На следующий день, 18 ноября, Берик Уали опубликовал новый пост с разъяснениями.
"Глава государства дал поручение правительству пересмотреть проект строительства гостиницы, но это не означает отмены проекта. Речь идёт о подборе нового места для строительства отеля с учетом согласованного мнения общественных советов, экспертов-экологов и государственных ведомств", – написал Берик Уали.
Возможно, к предложениям экоактивистов прислушаются.