Мажилисмен Айдос Сарым, один из инициаторов законопроекта по регулированию соцсетей, заверяет: блокировать их не будут, хоть и есть рубильник. Между тем в случае введения ограничений для работы социальных медиа в первую очередь пострадают те, чей доход напрямую с ними связан – блогеры, тиктокеры, МСБ и Telegram-каналы, ставшие альтернативой СМИ.

Комментируя законодательную инициативу, президент интернет-ассоциации Шавкат Сабиров отметил, что МСБ может лишиться важного канала продвижения своих товаров и услуг.

"В условиях пандемии единственная возможность для многих казахстанцев – это размещать рекламу в социальных сетях. Более того, десятки тысяч предпринимателей живут только за счёт рекламы в Instagram", – подчеркнул Сабиров.

Вместо того чтобы ограничивать работу крупных международных технологических гигантов, специалисты предлагают создавать им возможности развиваться здесь и открывать офисы. То есть методом не принуждения, а поощрения.

Что думают МСБ?

Нумеролог Ирина Кальницкая взаимодействует с клиентами через Instagram и Telegram и, кроме того, сама является клиентом магазинов, продающих товар там же.

"Моя деятельность связана с коммуникациями, которые я веду через социальные сети. Если их работа будет ограничена в случае отказа от регистрации, то лично я не знаю, что делать, так как основная часть моей целевой аудитории находится не в Казахстане. Кроме того, многие предприниматели, занимающиеся продажей, ушли в соцсети. Во время пандемии, когда ТРЦ периодически закрывают, что делать этим предпринимателям и нам, клиентам?" – поделилась своими переживаниями Ирина.

Instagram в качестве витрины использует дистанционный магазин цветов FlorAmie. Как отметила собственница Амина Сержанова, ограничение работы соцсетей в её случае не сильно повлияет на её устоявшийся бизнес.

"У нас есть свои постоянные клиенты, а большая часть новых приходит по рекомендации. Но у нас нет классического магазина, мы публикуем фотографии букетов, контент о цветах в Instagram", – сказала Амина.

PR-специалист Алмаз Садыков, супруг Амины, добавил, что блокировка соцсетей и мессенджера усложнит процесс донесения информации до клиентов, что очень неудобно.

"Да и в принципе блокировка – это шаг назад в развитии страны", – отметил он.

IDos-атака нам не помеха!

Анонимный Telegram-канал "Злобная татешка" с аудиторией почти 56 тысяч читателей прокомментировал ситуацию Informburo.kz так:

"Запрет на алкоголь в горбачёвские времена привёл к тому, что советские граждане ещё больше стали употреблять спиртное. Такая же ситуация грозит и с введением ограничений на свободу слова в соцсетях и мессенджерах. Telegram-каналы стали отдушиной для читателей, которые устали от жёсткой цензуры властей. "Злобная татешка" публикует то, о чем другие боятся говорить или что обсуждают лишь на кухнях. Но некоторым чиновникам это не нравится.

Поэтому закрытие популярных мессенджеров с лёгкой руки бывшего оппозиционера, а ныне провластного депутата Айдоса Сарыма, драконовские поправки которого в народе уже обозвали IDos-атакой, приведёт к тому, что анонимные казахстанские Telegram-каналы найдут себе новую площадку".

"Злобная татешка" рассказала, что рассмотрела несколько вариантов на случай угрозы блокировки. Один из них – переезд, например, на сайт алматинских проституток. Авторы канала даже предположили, что у тружениц секс-индустрии найдётся немало компромата на чиновников, которые с удовольствием "Злобная татешка" опубликует. 

Обычным пользователям и бизнесу бояться нечего

Корреспондент Informburo.kz попросила одного из инициаторов законопроекта Айдоса Сарыма уточнить, какого рода будут ограничения в случае отказа мировых гигантов регистрироваться в Казахстане. Будет ли это полная блокировка соцсетей и мессенджеров?

"Какая связь между регистрацией и ограничением доступа, кто-нибудь пояснит мне? Здесь момент завязан на то, чтобы наладить диалог между правительством и интернет-платформами", – ответил мажилисмен. По его мнению, собственники соцсетей и мессенджеров не откажутся от присутствия в Казахстане даже ввиду немногочисленного в сравнении с другими странами населения.


Читайте также:


"ВКонтакте" обязались (зарегистрироваться в Казахстане. – Ред.) и без закона. Кроме того, поправки приняты только в первом чтении, будут ещё заседания рабочей группы, комитетов, второе чтение. Все нюансы будут отрегулированы", – сказал Айдос Сарым.

С кем ещё ведутся переговоры и кто из мировых интернет-платформ уже согласился регистрироваться в Казахстане, Айдос Сарым не сказал, сославшись на конфиденциальность информации. Он также отметил, что национализация интернета – вполне естественный процесс.

"Обычные пользователи и бизнес могут не беспокоиться, они как пользовались соцсетями и мессенджерами, так и будут пользоваться. Instagram используют 6,8 млн человек. В правительстве идиотов нет, никто не будет настраивать против себя половину населения страны", – отметил Сарым.

Касательно того, что законопроект может быть направлен на регулирование анонимных Telegram-каналов, мажилисмен ответил, что это нереально: "В Россия при их возможностях не смогли справиться с ними – думаете, мы сможем?"

Опыт Турции

Аналогичный закон действует в Турции с октября 2020 года. Там, как и в Казахстане, законодатели руководствовались защитой детей, правда не всех, а главы государства. Пост дочери президента в Twitter о рождении четвёртого ребёнка вызвал насмешки и оскорбления. После этого Реджеп Эрдоган заявил, что усилит ограничения в работе соцсетей.

Согласно закону, у социальных сетей, которые ежедневно посещают более 1 млн человек в Турции, должны быть турецкие представители для решения проблем, касающихся контента. Информацию, которую посчитают оскорбительной, должны удалить в течение 48 часов.


Читайте также: Twitter заблокировал аккаунт пресс-секретаря президента. Берик Уали обратился в техподдержку соцсети


Соцсети также обязаны хранить данные о турецких пользователях внутри страны и представлять отчёты, включая статистику. Для соцсетей предусмотрены штрафы, запрет на рекламу и сокращение трафика до 90%.

После того как закон вступил в силу, турецкие власти оштрафовали Facebook, Instagram, Twitter, YouTube, Periscope и TikTok на 10 млн турецких лир (около $1,2 млн долларов) за то, что они не представили информацию о своих представителях.

Международная организация "Репортеры без границ" осудила действия турецких властей указав, что социальные медиа остаются "последним убежищем критической журналистики в Турции". По оценке правозащитной организации, Facebook пользуются 37 млн жителей Турции, а Twitter – 16 млн.