Похудение: диета или операция? Истории казахстанок, сбросивших лишний вес
В сентябре 2017 года в Алматы приезжали израильские врачи, которые провели мастер-класс для хирургов по резекции и шунтированию желудка. Это одни из самых распространённых операций для похудения, когда растянутый орган ушивают до размеров среднего банана (объёмом 200 миллилитров). Их рекомендуют лицам, страдающим от ожирения III степени – это когда более 40 лишних кг (подробнее об этом читайте здесь). Тогда пяти казахстанцам бесплатно ушили желудки. Informburo.kz рассказывает, как изменилась их жизнь.
Из тех, кто перенёс операцию, только двое согласились встретиться с журналистом и открыто рассказать свою историю. Это 43-летняя Светлана Прокофьева и 33-летняя Ирина Колесникова. До операции женщины весили 175 и 130 кг, соответственно, после начали постепенно сбрасывать вес. Спустя время одна из них смогла забеременеть, другая избавилась от сопутствующих ожирению заболеваний.
На операции по резекции желудка не выделяют квоты
Жительница Алматы Светлана Прокофьева за 1,5 года похудела более чем на 70 кг. Перед операцией её вес достиг рекордной для неё отметки – 175 кг.
"Мне 43 года. Я замужем, детей нет, на это повлиял мой избыточный вес, но я надеюсь, что стану матерью. Полной я была с детства, сколько себя помню. В 8 классе я весила 80 кг, после этого перестала взвешиваться", – начала свой рассказ Светлана Прокофьева.
В тяжёлые 1990-е годы ей не было дела до внешнего вида и правильного питания, но девушка чувствовала, что всё прибавляет и прибавляет в весе.
"Моя одежда всё увеличивалась в размерах. Я пыталась худеть, но кардинальных попыток всё же не было. Возможно, это минус, что я раньше не подняла тревогу. Мне было тогда вполне комфортно в своём облике. Потом вышла замуж. Сколько помню, муж никогда не ругал за полноту. И я жила спокойно дальше, ела и набирала вес. Первая осознанная попытка похудеть была в 2005 году. В 30 лет я весила уже 147 кг, тогда на диетах и всяких добавках к пище я сбросила приблизительно 35 кг", – рассказала женщина.
Через какое-то время диеты перестали помогать, вес молодой женщины продолжал расти: она уже с трудом могла дойти в квартире до туалета – сбивалось дыхание. Врачи обнаружили гипертонию, домой часто приезжала скорая помощь, и её увозили с давлением в прединсультном состоянии.
"Первое, что мы слышим от врачей: вам надо на приём к эндокринологу и диетологу. Поверьте, у каждого из них я побывала не один раз, но все они предлагали стандартные диеты, которые не подходили под меня, под мой избыточный вес. Однажды меня поставили перед фактом: нужно делать стентирование на сердце, потому что сосуды забиты до такого предела, что возможен инфаркт или инсульт. Тогда-то я и кинулась в поисках радикальных мер для лечения своего ожирения", – призналась собеседница.
Читайте также: Израильские врачи в прямом эфире ушили желудки пяти казахстанцам с лишним весом
Из американских и российских теле-шоу женщина узнала об ушивании желудка, после которого люди худеют и спасаются от ожирения. Но в Казахстане такие операции не делают по квоте.
"Я много читала про эти операции. Начала искать их в Казахстане. Набрела в интернете на доктора Оспанова, позвонила ему, спросила, есть ли у нас квоты. Он сказал: "К сожалению, нет". Врач предложил: скоро будет мастер-класс в Алматы с участием израильских хирургов, не хотели бы вы поучаствовать? Я согласилась", – вспоминает Светлана.
На следующий день позвонили из больницы и пригласили сдать анализы. Через несколько дней Светлану прооперировали. Но из-за слишком большого веса и высоких рисков ей провели самую щадящую процедуру, отрезав лишь боковую часть желудка. Через полгода женщина скинула 45 кг.
"Есть после операции не хотелось, как прежде. Я чувствовала себя нормально, понимала, что начала новую жизнь. Но такая операция имеет эффект обратного расширения желудка – он растягивается. Любая операция не панацея. Если, имея в данный момент маленький желудок, я начну есть шоколад, пирожное, мороженое, я просто доберу калориями то, чего мне не хватает, и начну опять полнеть. Скажу так: сбросив 45 кг, я забыла, что такое больное сердце. Я сейчас не хожу к врачам, у меня ничего не колет, не болит", – делится собеседница.
После операции желудок может вновь растянуться
Сразу после операции Светлане разрешили пить бульон, кисель, негустые компоты, затем включили в рацион твёрдую пищу, пюре. Она покупала детское питание, и его хватало, чтобы наесться. Первое время можно было съедать по 20-30 миллилитров. Когда швы зажили, то разрешалось до 200 миллилитров – это один стакан.
"Если съедать больше, то происходит дискомфорт. Ты просто не можешь проглотить порцию, как прежде, потому что быстро наедаешься. Твёрдую пищу нужно пережёвывать очень тщательно, чтобы не было тяжёлого ощущения в желудке. Порой чувствовала: эта ложка еды была лишняя, – меня начинало тошнить. К примеру, перец фаршированный я делила на три части, мне хватало одного перчика на весь день", – говорит Светлана.
После операции вес Светланы остановился на отметке 130 кг. На очередной консультации врач предложил ей вторую процедуру: мини-шунтирование.
"Резекцию делают, чтобы первоначальный жир ушёл, а для таких пациентов, как я, нужна вторая операция. Очень мало кому делают сразу, потому что много рисков. У меня после первой операции было так: я съедала стакан еды, проходил час, и я снова хотела есть. Доктор сказал: так происходит, потому что верхняя часть желудка маленькая, а нижняя – растянулась, ты изначально наелась, а еда у тебя вниз провалилась, и ты опять хочешь. Подумав, я решилась на вторую операцию: когда из цепочки пищеварения "отключают" два первых метра кишки, которые отвечают за всасываемость. Вторую операцию я перенесла очень легко", – рассказывает Светлана.
После второй операции Светлане пришлось возвращаться к той же диете и ограничениям.
"Я, может быть, ещё смогу родить, раньше мне мешал лишний вес. Гормональный фон у меня сейчас в идеальном состоянии, репродуктивные гормоны пришли в норму, менструальный цикл восстановился. Беременность в течение года после операции не рекомендуется, потому что ты мало ешь, а сам процесс будущего материнства предполагает хорошее питание. Пока я продолжаю стройнеть. 1 марта 2019 года было пять месяцев, как мне сделали вторую операцию. Во-первых, ушло ещё 27 кг, на сегодня я вешу 103 кг, и вес продолжает уходить. Я ем почти всё, кроме хлеба и жирной пищи, но в очень маленьких порциях", – говорит Светлана.
Женщина пока раздумывает: избавляться ли ей от растянутой кожи после похудения.
"Сейчас я действительно живу, раньше существовала, 500 метров пройти не могла, ехала на автомобиле. Сейчас просто вскочила и побежала. У меня всё хорошо, я не задыхаюсь. Если бы я не сделала эти операции, неизвестно вообще, жила бы я сейчас", – подчеркнула Светлана.
Похудеть, чтобы забеременеть
Следующая героиня – Ирина Колесникова тоже родом из Алматы. Ей 33 года, замужем, двое детей.
"Уже с детства, сколько себя помню, я была полной. В 22 года родила первого ребёнка, тогда мой вес был 117 кг, спустя время – 130 кг. Я всегда мечтала о большой семье, с мужем хотели второго ребёнка, но я долго не могла забеременеть. Если удавалось, то плод вскоре "замирал". Было несколько попыток. В итоге желание стать матерью стало толчком к решению проблемы с моим ожирением", – вспоминает собеседница.
Ирина пробовала различные диеты, даже пыталась кодироваться от ожирения. Это психологическое воздействие, после чего якобы подавляется желание переедать. Такая методика используется при работе с наркоманами и алкоголиками.
"Пытались гипнотизировать, применять разные методы, но не помогло. Таблетки пила всевозможные, но снова прибавляла в весе. Врачей-эндокринологов я обошла не один раз, после приёма мне прописывали какие-то препараты, анализы, диеты. Не скажу, что диеты вообще не действовали. Скидывала до 20 кг, по полгода почти ничего не ела, но потом всё равно срывалась и набирала с лихвой эти потерянные объёмы. В общем, толку было ноль. Благо, что даже при моём рекордном весе в 130 кило у меня не было таких серьёзных заболеваний как гипертония, сахарный диабет, болезнь суставов. Но, я думаю, что это привело бы рано или поздно к этому", – рассказывает женщина.
В 2014 году она решилась на операцию по удалению части желудка.
Семь дней после операции Ирина провела в больнице под присмотром врачей. Ей не разрешали пить первые несколько дней, а дефицит жидкости восполняли с помощью систем. На шестой день Ирина смогла поесть: половину чайной ложки манной каши, больше осилить не смогла. За эти дни Ирина сбросила почти восемь килограммов.
"Через некоторое время я могла без проблем пить нужное количество воды, она проходила через желудок легко. Но вода не даёт чувства сытости. Зато стоило мне съесть половину чайной ложки лишнего, ощущение было не из приятных. Меня одолевала тяжесть в животе, начинало тошнить. После я стала есть осторожнее, чтобы не доводить себя до тошноты", – вспоминает Ирина.
Женщине провели шунтирование желудка. Операция заключается в создании небольшого резервуара в верхней части желудка, способного вместить маленькое количество пищи. В нижнюю часть еда не попадает.
"В первый месяц я потеряла до 10 кг, после каждый месяц – по 3-5 кило. Бывало и такое, что вес вставал на одной отметке, но зато уходили объёмы. Так случилось, что через шесть месяцев я забеременела. Нужно было выждать хотя бы год, но ничего. Интересно, что при беременности я похудела ещё на 15 кг, хотя не ограничивала себя. Ребёнок родился с нормальным весом, всё в порядке", – говорит Ирина.
Читайте также: 5 способов похудеть предлагают казахстанские хирурги. Что это за методы и как они работают?
При выписке из роддома она весила 80 кг, после кормления грудью похудела до 73 кг.
"Мне нравилось безумно, как я выгляжу. Стала подходить любая одежда, я не прихожу больше и не выбираю какие-то остатки, что налезет, а покупаю то, что мне действительно нравится. Прошли годы, я держу свой вес в средних показателях, сейчас – 78 кило. Изменились пищевые привычки, спокойно могу съесть пиццу, но совсем мало, не завишу от еды. Раньше я хорошо ела, это были большие порции плюс добавка и салат. Даже если салат был низкокалорийным, то я могла его целый тазик съесть, желудок был растянут до неимоверных размеров," – вспоминает Ирина.
После операции женщина советует избегать застолья.
"Даже маленький желудок после операции можно растянуть. Этому способствуют застолья и алкоголь. Спиртное стимулирует аппетит, притупляет чувство насыщения, в результате можно переесть", – порекомендовала собеседница.
В будущем супруги планируют родить третьего малыша.
"Для меня мотивацией было то, что если я умру в свои 40 лет от ожирения, оставив детей одних, то никому от этого хорошо явно не будет. Поэтому мне хотелось жить. Если ничего не помогает, то почему бы и не сделать операцию?" – заключила Ирина.
Ежегодно в Казахстане делают около 150 операций людям с ожирением.
"В 95% случаев пациенты достигают желаемого результата. Толстыми пациенты, как правило, не остаются, но результат может не удовлетворить ожидания. Около 10 больных ожирением, которые не похудели в должной мере, проходят через вторую операцию. Через пару лет после самых щадящих операций может произойти набор веса от 1-2 до 10-15 кг. Меньше всего набирают после шунтирования желудка. По данным мирового опыта и литературы, в 2-3% случаев есть риски расхождения швов на желудке", – рассказал профессор бариатрии (лечения ожирения хирургическим путём) Орал Оспанов.
Казахстанские врачи могли бы и больше делать операций, если бы не цена. Средняя стоимость хирургического вмешательства – 1,5 млн тенге.
Перенёсшие операцию считают, что государству выгоднее выдавать квоты, ведь ожирение рано или поздно приводит к инвалидности. Это дополнительная нагрузка на бюджет: увеличивается количество получателей пособий и бесплатных лекарств, а проблема ожирения остаётся нерешённой.