Почему скоростемер в Уральске оказался в центре офшорного скандала и кто его обслуживает?
Чем занимается ТОО "Научно-технический центр "Новые проекты"?
"Уральская неделя" и депутаты Мажилиса заявляли, что все скоростемеры в Уральске устанавливает и обслуживает "некое ТОО "Научно-технический центр Новые проекты". Кто они такие и чем занимаются, рассказал директор товарищества Владислав Польшин, который руководит компанией с 2010 года.
ТОО "Научно-технический центр Новые проекты" позиционирует себя как "системный интегратор в области реализации крупных технологических проектов в сфере комплексных систем безопасности, телекоммуникаций и видеоконтроля, автоматизации оперативных и производственных процессов, создания интеллектуальных систем и центров оперативного управления". Компания существует на рынке с 2003 года, с 2006 года поставляет скоростемеры "Red Speed" в Казахстан производства Великобритании.
"Это жёлтые скоростемеры, так называемые в народе спанч бобы. Когда первые скоростемеры только установили на улицах Астаны, они фиксировали до 3 000 нарушений в день. Водители нарушали скоростной режим и, вероятно, думали: "Ну щёлкает, и ладно!", даже порой улыбались на камеру и позировали. Сейчас такие скоростемеры в день максимум три нарушения фиксируют. Это говорит о том, что появилась культура вождения, и водители поняли, что нарушать ПДД нельзя, поскольку это отражается на их собственном кармане", – рассказал Владислав Польшин.
По его словам, компания работает не только с областными ДВД, но также с силовыми структурами, государственными органами и частными компаниями.
"За всё это время, сколько я работаю в компании, на нас каких-то нареканий не было", – сказал он.
Кто учредитель компании и зарегистрирована ли она в офшорной зоне?
Учредитель ТОО "НТЦ "Новые проекты" – Midagi Holding LTD, которая зарегистрирована на Кипре. Об этом также писали СМИ и говорилось в депутатском запросе фракции "Ак жол". Эту информацию подтвердили в самой компании.
"Ещё один казус, который был напечатан в прессе, – информация о том, что на протяжении всего времени существования компания принадлежала всегда компаниям, которые были зарегистрированы в офшорных зонах. Авторы статей не проверили и не разобрались в той информации, которую получили с портала Е-gov. Компания Midagi Holding B.V – участник ТОО "НТЦ НП" с 2011 года – была зарегистрирована и находилась в Голландии. Территория Голландии не является офшорной зоной. И только в феврале 2017 года Midagi Holding B.V перенесла свою деятельность в другую зону Евросоюза – на Кипр и перерегистрировала наименование", – уточнил Владислав Польшин.
По его словам, с начала 2017 года НТЦ не производил выплаты в Midagi Holding LTD.
"С начала года вообще никаких выплат не делали в эту компанию. Единственное, что мы могли перегнать, – это только дивиденды. А какие дивиденды в середине года?" – сказал он.
Директор НТЦ "Новые проекты" подчеркнул, что они являются казахстанской компанией, зарегистрированной в Астане. Штат – более 70 человек. Он также отметил, что в товариществе нет текучести кадров, так как, по словам Польшина, компания выполняет свои обязательства полностью перед работниками, которым предоставлен ряд социальных гарантий. На налоговом учёте товарищество состоит в Астане, и все налоги уплачиваются по месту нахождения.
"Налоги платим в этом районе, в городе Астане. Даже если мы работаем в Уральске и в других регионах оказываем услуги, мы всё равно налоги приносим сюда, в столицу. У нас в компании работают все резиденты Казахстана", – подчеркнул он.
Он уточнил, что ТОО "Научно-технический центр "Новые проекты" находится в договорных отношениях с дистрибьюторами – поставщиками оборудования как с зарубежными, так и с казахстанскими, которые имеют как эксклюзивные, так и неэксклюзивные права на поставку того или иного оборудования в Казахстан.
"На основании таких договоров товарищество приобретает оборудование у дистрибьюторов и далее выполняет обязательства перед своими клиентами. Если заключаются договоры с зарубежными дистрибьюторами, то такие регулируются валютным законодательством Казахстана и подлежат валютному контролю. Переводы денег в оплату товара в обязательном порядке подлежат мониторингу, контролю со стороны обслуживающего банка и Национального банка страны. Я надеюсь, что дал подробную информацию о работе товарищества и у читателей не останется больше вопросов и сомнений касательно получения денег нами от начисленных штрафов за ПДД и перевода их нашему участнику на Кипр", – пояснил Владислав Польшин.
Владислав Польшин считает информацию о перегоне штрафов в офшоры высосанной из пальца.
"Я не хочу никого обидеть, но из всего происходящего вокруг одного скоростемера напрашивается вывод: вся информация в СМИ ориентирована на простого обывателя для того, чтобы сформировать какое-то негативное мнение вокруг нашей компании. Другого больше ничего мне в голову не приходит", – прокомментировал он.
Также он подчеркнул, что среди учредителей компании нет государственных служащих, чиновников высокого ранга.
Была ли коррупционная сделка между компанией и МВД?
Партия "Ак жол" направила депутатский запрос, где в скандале со скоростемерами депутаты увидели коррупционную сделку. Так, депутаты предполагают, что ТОО выступает лишь прикрытием участия в госзакупках для офшорных компаний, и заподозрили системное проникновение офшорных схем в деятельность МВД.
"Есть основания полагать, что ТОО выступает лишь прикрытием участия в госзакупках для офшорных компаний", – говорится в депутатском запросе.
"Касательно депутатского запроса от партии "Ак Жол". Я считаю, что ставить под сомнение работу, репутацию той или иной компании, а тем более говорить о коррупционной сделке без подтверждения такого факта от компетентных государственных органов непозволительно никому, а тем более депутатам", – прокомментировал Владислав Польшин.
По данным веб-портала государственных закупок goszakup.gov.kz за 2016-2017 годы, всего с ТОО "Научно-технический центр "Новые проекты" было заключено 53 договора о государственных закупках на общую сумму 312 032,3 тыс тенге 11 областными ДВД.
В Министерстве внутренних дел РК сообщили, что в ТОО "Научно-технический центр "Новые проекты" в период с 2012 по 2014 год заключено три договора на общую сумма 1 019 366,9 тыс тенге.
"Техническое обслуживание и ремонт АПК СЦ, интеллектуальная система контроля за дорожным движением, приобретение и установка интеллектуальных систем контроля, закупки товаров, работ, услуг проводились в соответствии с нормами и требованиями Закона Республики Казахстан "О государственных закупках", – сообщили МВД в ответе на официальный запрос informburo.kz.
Он уточнил, что компания поставляла оборудование практически во все регионы страны, однако в настоящее время не все из них обслуживают.
"Обслуживание зависит от государственных закупок и от того, как они сложатся. Где-то приходят компании, которые также могут хорошее обслуживание производить", – пояснил Польшин.
В НТЦ пояснили, что считают недостоверной информацию, опубликованную в региональном издании "Уральская неделя", по поводу скоростемера. Юристы компании составили и направили претензию в редакцию местного издания.
"Мы достаточно известная компания в Казахстане, мы уже работаем достаточно долго и пользовались хорошей репутацией. А тут про нас просто опубликовали непроверенную информацию, не получив подтверждения от нас. Это этически неправильно как с журналистской стороны, так и чисто по-человечески", – сказал он.
Директор компании также заверил, что она предоставляет услуги в соответствии с рыночными ценами.
"Цена зависит не от нас, а от заказчика. Стоимость закупок формирует заказчик на основе запроса ценовых предложений от нескольких поставщиков однотипных услуг. Это не бесконтрольный процесс, процедура проверяется. Как я могу заложить какую-то цену и отдать её в ДВД, чтобы они могли повлиять на конкурс? Даже если условно предположить, что мне удалось заложить каким-то образом баснословную цену на то, что стоит в два раза дешевле. Как выиграю конкурс, если есть поставщики, которые по этому конкурсу продадут тот же товар даже чуть дешевле от заложенной заказчиком цены? Это какие-то вещи, оторванные от реалий", – сказал он.
Он отметил, что в государственных закупках на поставку, установку скоростемеров, кроме них, участвуют поставщики таких систем, как "Сергек", "АвтоУроган", " Вокорд" и другие.
"Не все регионы берут наши системы. Это выбор, конкурс, в любом случае. Цены мы тоже монитором, и они схожи с конкурентными", – заверил он.
Почему возникла ситуация со скандальным скоростемером в Уральске?
Весь скандал вокруг компании и скоростемеров начался с жалобы водителей Уральска. Они выразили возмущение выписанными им штрафами за превышение скоростного режима.
"Штрафы начали приходить в течение последних недель. До этого всё было нормально. Такого в Уральске ещё не было. Все жалуются на один-единственный скоростемер", – пояснял суть жалобы водитель Андрей Стариченков.
В НТЦ рассказали о том, что нашумевший скоростемер в Уральске на улице Чагано-Набережная прошёл модернизацию в 2014 году. Изначально там был установлен Red Speed. По словам Владислава Польшина, на основе Red Speed для измерения скорости изначально там применялись три Piezo-датчика.
"Но, к сожалению, дороги в Казахстане и климат не позволяют использовать их. Где хорошие дороги, за которыми ухаживают, эти датчики работают замечательно, например, в Астане. Но где-то дороги в развалинах после ремонта или из-за климатических явлений дорожное полотно разрушается, датчики выходят из строя, и требуется ремонт. А ремонт достаточно дорогой", – пояснил Польшин.
Он отметил, что скандальный скоростемер стоит на въезде в город, где проезжает много машин. Из-за дорогого ремонта и замены было решено поставить вместо Piezo-датчиков скоростемеры микроволновые, то есть радары.
"К тому времени у нас появилась новая разработка – скоростемеры "Мираж". Мы его сертифицировали, и он был уже готов к установке. Оборудование в Уральске было подвержено глубокой модернизации к концу 2014 года. По сути, там та же конструкция осталась, но вспышки не было. Народ начал ездить, а штрафы стали приходить. Ситуация после того как он не работал, а затем заработал, но без вспышки, была аналогична той, которая происходит сейчас. Там было бешеное количество нарушений", – рассказал он.
Владислав Польшин уточнил, что этот скоростемер с начала 2017 года не обслуживался никем. Государственные закупки на его обслуживание были объявлены только в августе 2017 года, а НТЦ начал его обслуживать только к концу сентября. Помимо этого в этот период на этом участке производился ремонт дорожного полотна.
"Из-за разбитой дороги там никто быстро не ездил, также скоростемер плохо фиксировал нарушения из-за отсутствия обслуживания. Мы приехали на первое обслуживание в конце сентября: проверили оборудование, поменяли инфракрасный прожектор, для того чтобы в ночное время он фиксировал и отчётливо распознавал номера", – уточнил он.
Он пояснил, что в ночное время скоростемер не фиксировал нарушений из-за грязного видоискателя. По его мнению, на то что сложилась скандальная ситуация вокруг скоростемера, повлияли несколько факторов.
"Скоростемер прошёл техническое обслуживание, работоспособность была восстановлена и ремонт дороги был закончен, дорога после ремонта в отличном состоянии. Водители по хорошей дороге не стали соблюдать скоростной режим. В итоге ситуация для нас была прогнозируемой. На момент отъезда наших специалистов из Уральска после проведённого ТО, скоростемер уже зафиксировал много нарушений ПДД", – сказал он.
Владислав Польшин сообщил, что сотрудники товарищества предупредили сотрудников дорожной полиции о шквале нарушений на этом участке.
"Все об этом знали. Может, не было какой-то медиаподдержки и предупреждения о работе скоростемера. По-хорошему, скоростемеры устанавливаются не для того, чтобы снимать штрафы и наказывать людей. Установка скоростемеров, в первую очередь, – это профилактика нарушений, снижение травматизма на дорогах и увеличение безопасности дорожного движения", – сказал директор товарищества.
Он привёл статистику зафиксированных нарушений этим скоростемером, которая была распространена в прессе. Так, с 7 по 31 октября оборудование помогло выявить более 800 нарушений, за ноябрь – более 300.
"Последнею неделю ноября количество нарушений было около 47. Поток транспорта там большой. В ДВД приводили пример, что 47 000 машин проезжало за октябрь месяц, если не ошибаюсь. Если количество нарушений было с начала работы скоростемера более 1000, то людей, не согласных со своими штрафами, – всего лишь 150. Это порядка 10% всех нарушений. Остальные, как видно, согласны с этими нарушениями", – сказал Польшин.
По его словам, такая же ситуация была в Уральске при установке трёх "Интеллектуальных перекрёстков" в 2013-2015 годах. Польшин уточнил, что также система фиксировала шквал нарушений и водители также возмущались, даже привлекали адвокатов с целью оспорить штрафы.
С кем ещё сотрудничает ТОО "Научно-технический центр "Новые проекты"?
Члены фракции "Ак жол" в своём депутатском запросе подчеркнули, что товарищество оказывает услуги департаменты внутренних дел сразу в 13 регионах. Они заявили, это "порождает обоснованные вопросы о системном проникновении офшорных схем в деятельность МВД".
Руководитель компании Владислав Польшин рассказал, что ТОО "НТЦ НП" участвует с государственных закупках, которые объявляют не только МВД и ДВД регионов, но и КНБ, Комитет таможенного контроля Министерства финансов, акимат Астаны и другие частные компании.
"Утверждение о том, что мы работаем только с органами внутренних дел, совершенно не соответствует действительности. У нас были очень крупные проекты с КГД. На таможенных постах мы ставили систему контроля доставки товаров, то есть автоматизирование процедур, сокращение времени прохождения транспорта на постах. Мы вплотную занимались этой программой достаточно долгое время. Эти системы стоят на постах и работают до сих пор", – рассказал он.
По его словам со временем появились другие компании, которые имеют точки дислокации ближе, чем "НТЦ "Новые проекты", к таможенным постам.
"Эти компании на конкурсной основе выиграли техническое обслуживание таможенных постов, поскольку ценовое предложение было по наименьшей цене. Это рынок, и мы не единственные в нём", – подчеркнул он.
Также он уточнил, что за услугой к ним обращаются частники, которые просят провести интеграцию определённых технологий. Так, например, поставщики системы "Сергек" обратились к нам за помощью проведения интеграции зафиксированных нарушений ПДД в Процессинговый центр города Астаны.
"Любое нарушение со скоростемера проверяется сотрудником полиции. Только сотрудник полиции может сказать, является это нарушением или нет и по каким причинам", – сказал Польшин.
Владислав Польшин отметил, что "НТЦ "Новые проекты" в настоящее время в поиске новых интеллектуальных продуктов, которые бы имели применение в стране.