Первая в цепочке помощи: о непростой работе диспетчера службы спасения
Больше 20 лет Асемгуль Искакова служит диспетчером столичного Центра оперативного управления силами и средствами (ЦОУСС) и не понаслышке знает, как может быть дорога каждая минута.
"Сначала я, придя в эту сферу в 2002 году, год отслужила в пожарной части №1, а сейчас уже много лет работаю в Центре оперативного управления силами и средствами, – начала рассказ о себе Асемгуль Базаркельдиновна. – Если коротко, то мои обязанности, и правда, звучат просто и лаконично: принимаю сообщения, обрабатываю и направляю в соответствующие подразделения. Но это то, что на слуху, на самом же деле мы постоянно включены в работу и беспрестанно взаимодействуем с большим количеством людей и служб".
Смена у диспетчеров ЦОУСС начинается в восемь утра, приступают к работе несколько сотрудников: один старший, остальные числятся под номерами: первый, второй, третий, нумерация меняется каждую смену. За диспетчерами закреплено сразу две линии – службы пожаротушения 101 и службы спасения 112.
"В помощь нам карта, поделённая на районы выезда конкретных подразделений. У каждого из нас есть программа "АРМ-диспетчер", куда мы вносим все данные по дежурству и по взаимодействию с самыми разными службами: это и пожарные подразделения, и взаимодействующие службы – полиции и скорой медицинской службы. Мы в обязательном порядке должны уведомить их о чрезвычайной ситуации и сориентировать по месту происшествия. Если есть необходимость, обращаемся и в аварийную энергослужбу, не так давно добавилась газовая, что закономерно: в городе всё больше территорий, подключаемых к газу, в первую очередь это жилые дома. Бывает, что можем обратиться и ещё к кому-то – ситуации ведь самые разные бывают", – разъяснила рабочие моменты диспетчер.
На звонках в профильные службы обязанности сотрудника центра не заканчиваются. Группа выехала, но с ней необходимо поддерживать контакт, "вести" её, проводить радиообмен, а всю полученную информацию оперативно вносить в ту самую диспетчерскую программу. Бывает, что звонят по номеру пожарной службы, но в процессе разговора приходит понимание, что вызвать следует в первую очередь правоохранителей или медиков.
"И тут главное – не терять самообладание. Порой люди звонят в дикой панике, кричат от ужаса, не могут назвать адрес и толком объяснить, что происходит. Добиться в таком состоянии от человека подробностей очень непросто, а потому надо в первую очередь успокоить звонящего, – уверена Асемгуль Базаркельдиновна. – Честно скажу, когда только пришла, ещё совсем молоденькая, неопытная, незакалённая, могла в чрезмерно волнующей ситуации растеряться. Представьте, что такое два взволнованных человека в моменте, когда нужна неотложная помощь? Благо, я быстро научилась откидывать личные эмоции и концентрироваться только на своих прямых обязанностях. Самое важное – узнать адрес, потом уже, чуть приведя в чувства человека, заставить его следовать рекомендациям и не поддаваться панике, которая может лишь усугубить ситуацию".
Хотя, конечно, достается диспетчерам частенько.
"Люди от испуга начинают обвинять нас, что "пожарка" едет медленно, что "скорая" не торопится, а я-то вижу, что бригады в пути буквально только несколько минут, ну ведь не волшебники они, чтобы за секунду преодолеть несколько перекрёстков, – подчеркнула диспетчер. – Бывает, что уже после завершения спасательной операции могут обвинить, что вот, мол, вещи не успели вытащить из огня, куда смотрели пожарные… Но тут только понять и простить, как говорится: в стрессе люди и не такое могут выдать, бывает, доходит и до ругательств в наш адрес, достаётся и диспетчерам, и приехавшим на вызов спасателям".
Бывает, что по номеру 112 звонят дети, сквозь слезы просят помощи: "Папа бьёт маму, помогите!" Диспетчер реагирует мгновенно – отправляет наряд. А бывает, что ребёнок может позвонить и рассказать, что ему…страшно, потому что он остался дома один, родители задерживаются, а служба помощи ассоциируется у него с безопасностью.
"Мы уже все отличными психологами стали, – улыбнулась Асемгуль Базаркельдиновна. – Знаете, ведь человеку в первую очередь нужна поддержка, кто-то, кому он может выплеснуть, выкричать свой страх, свою растерянность. Звонят на линию 112 даже просто поговорить, обычно это люди, у которых засела в голове идея совершить суицид, и тут вызовом спецслужбы не обойтись, тут надо разговаривать, спокойно, вдумчиво, разбираясь в хитросплетениях человеческих душ и бед. И тут даже не отговаривать нужно, а опять-таки просто выслушать, поддержать, подсказать".
На вопрос, какой случай запомнился больше всего, Асемгуль Базаркельдиновна не задумываясь называет конкретную дату – 16 ноября 2022 года.
"В тот день я оказалась в одной смене с группой противопожарной службы Аскара Забикулина. Он зашёл в наш диспетчерский зал как раз к началу смены, в таком хорошем настроении был, шутил, всех настраивал на лёгкий рабочий день, – с грустью вспомнила наша собеседница. – И когда поступило сообщение о пожаре в ЖК "Кахарман", никто и подумать не мог о таких последствиях: очередной вызов, сейчас ребята быстро справятся. А оказалось, что мы видели улыбку Аскара в последний раз. Для меня, да и не только для меня, этот вызов, этот день стали своеобразной зарубкой в памяти на всю жизнь: в считаные минуты наша рутинная, как нам кажется, рабочая обстановка может разом рассыпаться на кусочки от невосполнимой утраты близкого друга и коллеги".
Несмотря на столь непростую службу, наша героиня не мыслит себя вне её. И в семье её прекрасно понимают: супруг Бакытжан Егизбаевич Абилкасимов сам когда-то служил в этой структуре, сейчас он пенсионер гражданской защиты, подполковник МЧС в запасе. Познакомились они, кстати, тоже благодаря обоюдно выбранной стезе. Встретились в 2002 году, чуть позже поженились, растят дочь. А потому супруг совершенно спокойно относится к выходам своей половины в суточную смену, давно привык к вызовам по тревоге, зная изнанку профессии.
"А ещё все дома знают, что первые сутки после смены маму лучше не трогать, – засмеялась наша героиня. – Мне надо хорошенько отдохнуть, отдышаться, иначе могу и поругаться с кем-нибудь, особенно в очереди в поликлинике – смены ведь разные бывают, негативных эмоций может к концу суток накопиться достаточно. Но меня быстро отпускает, дома забываются все переживания. Как бы то ни было, если бы я не любила всей душой свою работу, я не смогла бы проработать на этой должности больше 20 лет".