Первая психологическая помощь. Может ли школьный психолог спасти ребёнка от домашнего насилия
Дети, которые подверглись или подвергаются насилию и жестокости, зачастую имеют психологические проблемы, умственно и физически плохо развиваются, имеют слабую успеваемость в школе. Для них свойственны низкая самооценка, чувство тревоги и депрессия, что может привести к употреблению наркотиков, алкоголя и к суицидальным наклонностям.
Зачастую единственный специалист, который может заметить признаки того, что над ребёнком издеваются, – это школьный психолог. Но имеет ли они достаточный уровень подготовки, чтобы обратить внимание на проблему? Достаточно ли психологов в казахстанских школах? И что нужно изменить, чтобы у школьников была возможность рассчитывать на помощь эксперта в ситуации, когда мир вокруг враждебен и так трудно кому-либо доверять?
Почему школьный психолог порой бывает бессилен
Педагог-психолог, руководитель социально-психологической службы и замдиректора Дворца творчества школьников Усть-Каменогорска Лилия Куземко считает: вероятность того, что школьный психолог может выявить жертву домашнего насилия самостоятельно, если дети сами не сообщают об этом, достаточно низкая.
"Во-первых, из-за того, что психолог выявляет такие случаи путём диагностических обследований и согласие на диагностику должны давать родители. Во-вторых, если об этом не сообщают другие люди, с которыми, допустим, дети поделились или которые сами заметили признаки насилия, выявить такие факты будет тоже сложно. При таком большом потоке детей, особенно в городских школах, психолог не может своевременно заметить такие признаки у каждого ребёнка, если, к примеру, ребёнок не находится в группе риска", – отметила Лилия Куземко.
Но если психолог всё же выявил такой случай, по её словам, в первую очередь он должен информировать родителей и сделать оценку, где произошёл этот факт: дома, в школе или на улице.
"И если у психолога есть согласие родителей на проведение коррекционной, консультативной деятельности, то психолог может провести с ребёнком беседу, проявить эмпатию к нему и дальше согласовать с его законными представителями дальнейший маршрут развития и решение проблемы. Также психолог по согласованию с родителями может перенаправить несовершеннолетнего для оказания индивидуальной психотерапевтической помощи или подсказать службы, которые могут оказать помощь в случаях насилия", – пояснила психолог.
По мнению Куземко, Казахстану необходима более качественная подготовка специалистов, чтобы они могли оказать реальную помощь в кризисной ситуации.
"Нужно обратить внимание на действующее количество педагогов-психологов по стране. Один-два психолога в школе не могут обеспечить качественное психологическое сопровождение. Кроме того, нынешняя подготовка школьных психологов не предполагает оказание кризисных услуг, потому что педагог-психолог, как правило, обеспечивает сопровождение образовательного процесса", – рассказала она.
Тут важно отличать психотерапевтическую помощь от педагогической. Психотерапия – компетенция медицинского психолога и психотерапевта.
"Базовое образование, получаемое в вузах, откуда выпускаются в основном бакалавры психологии, такие навыки оказания помощи в кризисных ситуациях не даёт. Поэтому нужно привести в норму НПА и изменить программу подготовки специалистов. Сейчас же специалист выпускается из вуза с одними требованиями, а приходя работать в учреждение образования, должен выполнять совсем другие, которые не соответствуют полученному образованию. Например, глубокую работу в вопросах суицидологии, жестокости и насилия школьные психологи проводить не в состоянии, так как мало практики и в вузах не проводятся такие занятия. Плюс к этому аттестация психологов проводится как педагогов и не предусматривает оценку их действий как психолога или психотерапевта", – прокомментировала Куземко.
По словам педагога-психолога, нужно также согласовать и скорректировать действующие документы, регламентирующие деятельность психологов в части получения согласия от родителей на оказание поддержки и помощи детям, а также согласия на обращение ребёнка и первичную консультативную помощь после обращения.
"Несовершеннолетний должен иметь право получать прямую консультацию психолога, и требуется соответствующая корректировка законодательства для оказания помощи в ситуациях с насилием", – резюмировала она.
Рекомендации для педагогов по предотвращению бытового и иного насилия
1.Постараться поговорить с ребёнком, внимательно выслушать его, оказать ему поддержку. Быть внимательным к ребёнку, постараться выяснить причины его эмоциональных и поведенческих особенностей.
2.Обязательно поговорить с родителями или лицами, их заменяющими.
3.Обратиться в травмпункт или другое медицинское учреждение для регистрации полученных повреждений.
4.Подключить к решению проблемы полицию или прокуратуру.
5.Обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства ребёнка.
Нужна систематическая разъяснительная и профилактическая работа
Преподаватель психологии и педагогики высшей категории, глава отдела психологического сопровождения ГККП "Методический центр" акимата Астаны Гульмира Капанова рассказала, что во всех школах и колледжах столицы с 2022 года внедрена программа "Профилактика аутодеструктивного поведения среди обучающихся в организациях среднего образования", разработанная Национальной академией образования имени Ибрая Алтынсарина.
"В данной программе предложены материалы для профилактической работы педагога-психолога с детьми и педагогами, а также имеется алгоритм оказания помощи детям, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и в том числе и детям – жертвам домашнего насилия", – сообщила Гульмира Капанова.
По её словам, также во всех школах и колледжах Астаны педагоги-психологи объясняют классным руководителям и кураторам, по каким признакам можно понять, что ребёнок подвергается домашнему насилию.
"Проблема в том, что работать психолог с ребёнком может только с письменного согласия родителя или законного представителя, даже если ребёнок сам обратился за помощью к психологу. Тем не менее всегда есть факты, когда дети обращаются за помощью к своим учителям или психологам", – прокомментировала ситуацию Капанова.
Психолог, по словам главы отдела, при выявлении таких случаев, опять-таки только с согласия, оказывает консультативную помощь ребёнку и семье, даёт рекомендации педагогу по взаимодействию с ребёнком, а также по способам психологической поддержки в школе.
К примеру, в Астане функционирует Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, куда при необходимости может быть направлен несовершеннолетний.
"Для того чтобы усилить институт психологов в стране и они оказывали реальную помощь, если в семье у учащегося есть подобная проблема, необходима серьёзная, профессиональная систематическая разъяснительная и профилактическая работа в целях информирования населения по повышению грамотности в вопросах ментального здоровья и возможности получения консультативной помощи психологов и других специалистов, а также работа по устранению стигм в этом направлении. Родителям для повышения своей психологической грамотности нужно посещать просветительские мероприятия, проводимые в организациях образования", – порекомендовала Гульмира Капанова.