Осторожный оптимизм: какие перспективы у экономики Казахстана
Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's подтвердило суверенный кредитный рейтинг Казахстана на уровне "BBB-/А-3", прогноз "Стабильный". Standard&Poor's прогнозирует рост экономики Казахстана на уровне 3,6% в 2022 году и в среднем около 4% до 2025 года.
"S&P отметило, что геополитическая ситуация не повлияла на изменение кредитных показателей Казахстана, несмотря на тесные политические, финансовые и экономические связи с Россией. Вторичные эффекты экономических санкций в отношении России будут управляемыми и не отразятся на доступе Казахстана к его ключевым экспортным рынкам", – уточнили в Нацбанке Казахстана.
Почему международные эксперты продолжают достаточно высоко оценивать перспективы казахстанской экономики? Генеральный директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Жаныбек Айгазин обращает внимание, что сейчас всё же ситуация больше неопределённая.
"Пока есть очень большая неопределённость, куда сдвинется стрелка барометра, не вполне понятно. То, что Standard&Poor's дал такой прогноз, конечно, впечатляет. Но скорее, это прогноз от уровня прошлого года. Конечно, они оценивают макроэкономическую ситуацию в целом, – отметил он. – Но все ли риски удалось охватить, сказать сложно.
Когда даётся такой прогноз, он базируется на основании каких-то предпосылок, есть свой прогнозный инструментарий. Но ситуация меняется сейчас очень быстро, можно сказать, с космической скоростью. Поэтому трактовать этот прогноз сейчас я бы не стал".
Экономист Владислав Туркин считает, что S&P слишком оптимистичен.
"У них расчёт больше инерционный, от прошлого баланса факторов. Без учёта структурных изменений из-за событий, связанных с РФ. По курсу сейчас всё зависит от возможности РФ поддерживать прошлые объёмы импорта в нашу страну, – сказал он. – И насколько ослабление курса, инфляция и ужесточение монетарных условий повлияют на сокращение спроса".
"Меньший уровень или даже отрицательный ВВП зависит от степени влияния сокращения/удорожания импорта из РФ. В первую очередь это заденет сферу строительства и торговли. Это и может дать меньшие показатели роста экономики. Но скорее всего, этому будут противопоставлены активные фискальные меры. Как в 2020 году, быстрые победы путем усугубления структурных искажений", – считает эксперт.
Несмотря на всю неопределённость, экспертное сообщество обращает внимание, что сложившаяся кризисная ситуация открывает и новые шансы для экономики Казахстана.
Жаныбек Айгазин считает, что риски всё еще остаются для нефтяного сектора. Несмотря на то, что цены на нефть растут, что благоприятно отразится на Казахстане, нельзя исключать, что могут возникнуть сложности с транспортировкой, в том числе по Каспийскому трубопроводному консорциуму.
"Даже если не будет эмбарго, в какой-то момент по определённым причинам может быть просто закрыта акватория", – пояснил эксперт.
"Всегда любые рыночные дисбалансы создают разные возможности. Большие капиталы всегда зарабатывают либо на падении, либо на росте рынка, – акцентировал Жаныбек Айгазин. – Можно вспомнить пример как раз России, которая именно из-за санкций очень сильно развила своё сельское хозяйство.
Конечно, возникают вопросы по технике, технологиям. Но при правильных подходах и трезвых оценках это возможно. Нельзя исключать, что какие-то большие мировые бренды могут захотеть перенести свои производства сюда. Например, IKEA всегда оценивает ёмкость экономики, возможный спрос. И здесь важно всё очень чётко и трезво оценивать".
В официальный прогноз социально-экономического развития Казахстана заложен реальный рост ВВП на уровне 3,9% в 2022 году с ростом к 2026 году до 5,2%. Среднегодовой темп роста ВВП за пять лет составит 4,8%. Пока правительство не заявляло о намерении пересмотреть этот прогноз в сторону уменьшения.