19 марта в 19 часов Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в эфире республиканских телеканалов обратился к народу и сообщил о прекращении полномочий президента. Он пробыл в этой должности 29 лет.

С 20 марта Нурсултан Назарбаев больше не будет президентом РК, но продолжит участвовать в жизни страны. Согласно Закону "О Первом Президенте Республики Казахстан – Елбасы", у Назарбаева есть пожизненное право обращаться к народу Казахстана, государственным органам и должностным лицам с инициативами по важнейшим вопросам государственного строительства, внутренней и внешней политики и безопасности страны.

Первый Президент имеет право выступать перед Парламентом и его палатами, на заседаниях Правительства при обсуждении важных для страны вопросов, возглавлять Ассамблею народа Казахстана. Инициативы по основным направлениям внутренней и внешней политики государства согласовываются с Первым Президентом.

Сложив полномочия Президента, Назарбаев становится председателем Совета безопасности РК. Также он остаётся членом Конституционного совета и председателем партии Nur Otan (именно так решили писать название партии на последнем съезде), самой влиятельной партии страны. Nur Otan на последних внеочередных выборах получил 82,2% голосов или 84 мандата.

"Как вам известно, нашими законами я наделён статусом Первого Президента – Елбасы (Лидер нации). Остаюсь председателем Совета безопасности, который наделён серьёзными полномочиями. Остаюсь председателем партии Nur Otan, членом Конституционного совета. То есть остаюсь с вами. Заботы страны и народа остаются моими заботами", – сказал Нурсултан Назарбаев в эфире республиканских телеканалов.

12 июля 2018 года Нурсултан Назарбаев подписал новый закон, дающий ему право пожизненно возглавлять Совет безопасности Казахстана, а также изменил статус этого органа из консультативно-совещательного в конституционный.

"Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы в силу его исторической миссии пожизненно принадлежит право возглавлять Совет безопасности в качестве Председателя", – сказано в Законе РК "О Совете безопасности".

Состав Совета безопасности формируется Президентом по согласованию с председателем Совета безопасности, то есть с Нурсултаном Назарбаевым.

Чем занимается Совет безопасности

Совет безопасности наделён широкими полномочиями. Он координирует деятельность госорганов и организаций в сфере обеспечения национальной безопасности и международных позиций страны, обороноспособности государства, законности и правопорядка.

Также этот орган безопасности страны координирует деятельность правоохранительных и специальных государственных органов в целях обеспечения национальной безопасности и реализации решений Совета безопасности, проводит мониторинг и оценку состояния исполнения стратегических документов государства по важнейшим направлениям развития страны.

Кроме того, Совет безопасности:

  • проводит комплексный анализ и оценку государственных программ, законопроектов, важных внешнеполитических и иных государственно значимых инициатив, а также развития ситуации в стране, мировых и региональных тенденций, прогнозирования внутренних и внешних угроз национальной безопасности, выработки предложений и определения мер по их предупреждению и нейтрализации;
  • заслушивает ежегодный доклад Правительства РК о результатах и основных направлениях деятельности в сфере обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, правопорядка;
  • заслушивает первых руководителей государственных органов по вопросам реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности и обороноспособности страны;
  • организует контроль за исполнением законов РК в сфере обеспечения национальной безопасности, обороноспособности и правопорядка, в том числе за эффективным использованием средств, направляемых на эти цели;
  • обсуждает кандидатуры, рекомендуемые к назначению на должности первых руководителей центральных и местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы, а также государственных органов, непосредственно подчинённых и подотчётных Президенту Казахстана.

Решения председателя Совета безопасности, а также самого Совета безопасности являются обязательными и подлежат неукоснительному исполнению государственными органами, организациями и должностными лицами РК. Все решения вступают в силу после утверждения председателем, при необходимости они реализуются актами Президента.

Какие полномочия теперь у Касым-Жомарта Токаева

В Конституции РК указано, что в случае, когда Президент оставляет свой пост, их принимает на себя председатель Сената. Если председатель Сената по какой-то причине не может этого сделать, то они переходят к председателю Мажилиса Парламента. Если и председатель Мажилиса не может принять полномочия Президента, то они переходят к премьер-министру республики.

Согласно 48-й статье Конституции, Касым-Жомарт Токаев должен сложить полномочия председателя Сената. Кандидатура на должность председателя Сената выдвигается Президентом Республики Казахстан.

Президент Республики Казахстан, согласно Конституции, вступает в должность с момента принесения присяги.


Касым-Жомарт Токаев / Фото informburo.kz

Касым-Жомарт Токаев получает полномочия Президента РК. В Конституции при этом оговорено, что лицо, принявшее на себя полномочия президента Республики Казахстан, не вправе инициировать изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан. То есть до следующих президентских выборов Касым-Жомарт Токаев не имеет права вносить изменения в Конституцию.

Касым-Жомарту Токаеву переходят полномочия президента РК, в том числе верховного главнокомандующего Вооружёнными силами республики. Он имеет право подписывать представленный Сенатом Парламента закон в течение одного месяца, обнародовать или возвращать закон или отдельные его статьи для повторного обсуждения и голосования, ведёт переговоры и подписывает международные договоры республики, подписывает ратификационные грамоты и так далее. Полномочия Президента РК прописаны в Конституции страны и в Законе "О Президенте Республики Казахстан".

Чем занимается Парламент и Правительство

3 июля 2017 года Нурсултан Назарбаев подписал несколько законов, которые перераспределили значительную часть полномочий Президента по регулированию социально-экономических процессов между ветвями государственной власти.

Был исключён ряд функций, который ранее был закреплён лично за Президентом, в частности: утверждение госпрограмм и единой системы финансирования и оплаты труда работников бюджетной сферы. Также Президент больше не может выпускать указы, имеющие силу закона, пока их не утвердит Парламент.

Изменения были направлены на то, чтобы укрепить самостоятельность и повысить ответственность Правительства РК и других исполнительных органов. Министры стали утверждать госпрограммы и нести ответственность за их исполнение, самостоятельно образовывать и упразднять центральные исполнительные органы, не входящие в состав Правительства.

Влияние Парламента тоже усилилось. Если раньше в Конституции было прописано, что оно ответственно перед Президентом Республики, то теперь "Правительство в своей деятельности ответственно перед Президентом республики, Мажилисом Парламента и Парламентом". Также победившая на парламентских выборах партия теперь решающим образом влияет на формирование Правительства. Президент назначает на должность и освобождает министров только после консультаций с Мажилисом. Исключение – министры иностранных дел и обороны. Также теперь глава государства не может распускать областные и городские маслихаты без консультации с премьер-министром и председателями палат Парламента.

Правительству переданы следующие полномочия главы государства в сфере регулирования экономических процессов:

  • определение приоритетных секторов экономики в области поддержки индустриально-инновационной деятельности;
  • создание специальных экономических зон;
  • введение специального валютного режима на основе совместного представления Национального банка и соответствующих уполномоченных органов;
  • определение перечня объектов, которые не могут быть переданы для целей государственно-частного партнёрства.
  • Некоторые новые полномочия Правительство выполняет по согласованию с президентом и Администрацией президента:
  • определение системы госпланирования;
  • принятие решений о приостановлении проверок субъектов частного предпринимательства на определённый срок;
  • утверждение типового положения о госоргане;
  • утверждение перечня объектов, находящихся в государственной собственности и в собственности субъектов квазигосударственного сектора, не подлежащих отчуждению.