"Никогда такую зарплату не получал". Монологи казахстанцев, сменивших профессию в карантин
"Санитарам в инфекционной больнице хорошо платят"
Бахытбек Амирхан, в прошлом музыкант, ныне – санитар
– Я по образованию педагог-организатор. До карантина пел в ресторанах, работал во Дворце школьников, преподавал актёрское мастерство, подрабатывал на тоях, концертах. Когда начался карантин, я пошёл в оперативный волонтёрский штаб при акимате. Мы с друзьями работали там, после я так же подрабатывал в других волонтёрских организациях, где за свою работу мы получали по 42 500 тенге.
Позже я узнал, что в инфекционной больнице не хватает сотрудников. Мне объяснили, что это рискованная работа, но у меня страха не было, так как был небольшой опыт работы в "грязной" зоне: когда я был волонтёром, мы доставляли людям с Covid-19 продукты. Я собрал документы, прошёл стажировку и начал работу в больнице.
В больнице другая жизнь, пациентов очень много. Я работал санитаром. Моя задача – следить за чистотой: мыть полы, вытирать пыль, чистить унитазы, постель менять и так далее. Так пролетел месяц.
А потом начался ажиотаж, пик заболеваемости. Врачи и медсёстры не успевали, пришлось им помогать. Когда моешь полы, а там человек умирает, не можешь же ты дальше, молча, мыть пол. Бросаешь всё и помогаешь: что-то поднять, подержать, подать.
Некоторые пациенты не могут двигаться, не могут в туалет сходить, самостоятельно есть. У них в глазах такая грусть... Жалко очень. Там я научился и уровень сахара в крови проверять, и давление измерять. Нужно делать добро – это вернётся.
Читайте также: "Я не видела родных 50 дней". Как врачи закрытого госпиталя в Нур-Султане возвращаются домой
Я тоже переболел. Мы тут как одна семья, медсёстры и санитары помогли мне встать на ноги. Я получал лекарства, занимался спортом, хорошо питался.
Кроме лекарств человека лечат тёплые слова. Если с пациентом постоянно говорить, поднимать настроение, он потихоньку встаёт на ноги. Я иногда пою пациентам, я же творческий человек, хочется их чем-то вдохновить, поднять настроение.
Платят тут хорошо – 70-100 тысяч за полторы ставки. Также я получаю надбавку 850 тысяч, выходит почти миллион. Я никогда такую зарплату нигде в Казахстане не получал, даже на тоях. Хорошо платят и хочется работать от души.
"Моё event-агентство не выдержало и скончалось от коронавируса"
Данат Бабасов, в прошлом звукооператор, ныне – установщик ролл-штор
– До карантина я занимался организацией мероприятий, предоставлял в аренду звуковое оборудование для конференций, праздников и тренингов. От коронавируса умирают не только люди, но и бизнес, вот и моё event-агентство не выдержало и скончалось. Нет праздников, тренингов – соответственно, и работы.
Семью надо кормить. Как только начался карантин, я устроился курьером. Этот род деятельности стал очень популярен. Я развозил красную икру. Так работал полтора месяца, зарабатывал неплохо. Но когда карантин начали смягчать и открылись магазины, люди стали меньше заказывать онлайн. Нужно было снова искать работу. Таксовать я не хотел, так как боялся заразиться от пассажиров, поэтому начал искать другие варианты.
К счастью, мои знакомые в начале лета восстановили свой сезонный бизнес – изготовление ролл-штор. Им как раз нужны были люди. Я работал у них на протяжении месяца, замерял и устанавливал жалюзи. Как оказалось, и в этой сфере можно неплохо заработать: средний чек в месяц был 300 тысяч тенге.
Несмотря на то что новый род деятельности приносит мне хорошие деньги, доход от основной работы был значительно больше. Сейчас мои доходы упали на 20-30%. При стопроцентной занятости я занят на 130%, то есть свободного времени нет вообще. Устанавливать ролл-шторы – это значит постоянно ездить, делать замеры, монтаж, установку. Времени уходит очень много. Как только с одним клиентом закончил, нужно начинать работать со следующим.
Плюсы в новой работе тоже есть. Если снова введут карантин или когда-то по основной работе у меня не будет получаться, я знаю, что теперь могу работать на себя. Появился опыт в новом бизнесе.
Читайте также: "После второго карантина может быть рост числа заражённых". Что думают о локдауне казахстанцы
Всё это время мы общались с другими event-агентствами, которые так же как я занимались арендой, прокатом. Многие из них строят планы только на следующий год, так как в этом году, возможно, ничего не будет – ни корпоративов, ни праздников. К прежней работе, конечно, буду возвращаться. Это планы на следующий год. В этом году ничего не буду делать, потому что денег больше уйдёт на рекламу, сайт и так далее. Поэтому я так и продолжаю заниматься ролл-шторами, сезон ещё идёт.
Карантин заставил принимать быстрые решения
Канат Кабенов, в прошлом инженер, ныне – владелец химчистки
– С пандемией коронавируса я, как и многие другие, столкнулся с некоторыми сложностями в работе. По профессии я инженер. Моя компания занимается обеспечением пожарной и технической безопасности зданий. Из-за карантина заказы уменьшились и, соответственно, доход.
Я всегда думал о том, чтобы сменить род деятельности – проработал в своей сфере более восьми лет и хотелось новых вершин и достижений. Последний год изучал сферу химчистки, в частности то, что связано с чисткой мебели. Даже приглядывался к аппаратам и начинал просчитывать расходы, но как-то не решался.
Карантин заставил принимать быстрые решения. Услышав от супруги, что продаётся действующий бизнес по выездной химчистке, я в тот же день назначил встречу. Уже на следующий день я стал его новым владельцем. Безусловно, был и страх, и волнение. Но интерес и ожидание нового были впереди.
На заказы выезжаю сам. Ближайшие полгода делегировать обязанности на сотрудников не планирую. Хочу полностью владеть информацией о клиентах, рисках, кризисных ситуациях, да и о работе в целом. Понимаю, что рынок в этой сфере довольно конкурентный, но хочется быть лучшими в своём деле, к этому и будем стремиться.
Доход полностью зависит от меня: от объёма, умения выстроить контакт, чтобы обратились снова, активности в поисках новых клиентов. Нельзя просто сидеть на месте и ждать, что к вам придут сами.
Кстати, выбор деятельности не был случаен. Чистота и свежесть в доме – залог здоровья, особенно в нынешней ситуации, когда крепкий иммунитет – главное лекарство. Важно содержать мягкую мебель, ковры, матрасы в чистоте. Именно с этим мы и помогаем справляться.
Новое дело само нашло меня
Санда Кочеганова, в прошлом визажист, ныне – швея
– Мне очень нравится моя профессия, я визажист, также делаю перманентный макияж. Я никогда не сидела без дела – девушки всегда хотят быть красивыми. Но пандемия и карантин всё изменили. Сначала отменили праздники – у меня отменились все записи на макияж. После девушки перестали записываться и на перманент. Зачем делать, если всё равно из дома не выходишь? Доход сократился, клиентов стало мало. Я была в положении. Решила, что это знак приостановить свою деятельность на некоторое время.
Новое увлечение появилось спонтанно. Всё началось с того, что я, будучи беременной, постоянно искала в интернете различные игрушки для детей и наткнулась на мобили ручной работы на детскую кроватку. Такого я раньше не видела. Эти симпатичные штучки мне очень понравились, первая мысль была заказать мобиль дочери, но цены кусались. В итоге посмотрела на игрушечки, ничего сложного, подумала я, и решила сшить сама.
Мобиль у меня получился и очень неплохой, поэтому я решила взяться за это дело всерьёз. Я не сразу начала, родила, первые месяцы после рождения малышки было не до этого, потом, когда дочка стала спокойнее, я решила, что мне хочется попробовать. Купила материал и начала шить. Мне хотелось занять себя ещё чем-то, помимо детей, быта. Меня это отвлекает. Когда я ночью шью, я кайфую от самого процесса.
Читайте также: "Covid-19 может негативно повлиять на ребёнка". Всё о беременности и родах во время пандемии
Пока особого дохода нет, потому что я только начала. У меня сейчас не так много времени, я не могу себя посвящать шитью. Пока дочь ещё маленькая, я шью только по ночам. Думаю, всё впереди.
Когда закончится карантин, я не буду забрасывать это дело, хочу раскрутить его. Душа требовала чего-то более творческого, и новое дело само нашло меня.