В 2019 году в системе образования прошла масса событий как положительных, так и отрицательных. Одними из самых важных стали разработка закона "О статусе педагога", принятие госпрограммы развития образования до 2025 года, а также внедрение подушевого финансирования.

Informburo.kz опросил работников системы образования и депутатов чтобы выяснить, какие события в уходящем году они считают наиболее важными.

Такого закона, как "О статусе педагога", нет ни у кого из гражданских служащих

Вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова самым важным в 2019 году считает разработку закона "О статусе педагога".

"Такого закона нет ни у кого из гражданских служащих. Новым законом расширены профессиональные права педагога в части разработки и применения авторских методов обучения и воспитания, выбора учебных пособий, бесплатного использования информационными ресурсами, выбора форм повышения квалификаций и прохождения стажировок", – говорит Бибигуль Асылова.

Вице-министр отметила, что предусмотрены нормы по сокращению нагрузки на педагога путём установления запрета на привлечение к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчётности, проведение необоснованных проверок.

"За привлечение к несвойственным функциям и к излишней отчётности предусмотрен штраф от 20 до 120 МРП (от 53 020 до 318 120 тенге. – Авт.) в зависимости от субъекта правонарушения. Аналогичный штраф предусмотрен за незаконное превышение нормы рабочего времени, которая определяется приказом министра образования и науки", – сообщила Асылова.

Законом предусмотрен ряд нематериальных стимулов, таких как первоочередный порядок предоставления мест в детские сады, новый вид государственной награды "Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы", которая предусматривает единовременную выплату в размере 1000 МРП, или 2 651 000 тенге.


Вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова / Фото с сайта Министерства образования и науки РК

Помимо этого, педагогу, подготовившему победителя, призёра международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований, выплачивается единовременное вознаграждение в размере трёх должностных окладов.

"Педагогам, работающим в сельской местности, предоставление земельных участков под ИЖС осуществляется в приоритетном порядке. При этом все имеющиеся социальные гарантии, такие как отсрочка от призыва на воинскую службу, повышенные оклады для педагогов, работающих в сельской местности, охрана здоровья, грант обладателей "Лучший педагог", "Лучший преподаватель вуза", сохранены", – добавила вице-министр.

Читайте также: Как закон "О статусе педагога" повлияет на профессионализацию? Монологи учителей

Предусматриваются материальные механизмы. В рамках поручения президента РК Касым-Жомарта Токаева, данного на августовской конференции, в течение предстоящих четырёх лет заработная плата учителей повысится в два раза. Это значит, что со следующего года заработная плата педагогов увеличится на 25%. Снижена недельная учебная нагрузка учителей школ до 16 часов, говорит Бибигуль Асылова.

"В целом важно отметить, что нововведения по повышению статуса в рамках законопроектов затронут почти 500 тысяч работников сферы образования. Увеличение дней отпуска с 42 до 56 дней коснётся более 100 тысяч работников. Предполагается, что принятие вышеназванных норм позволит реально повысить статус и престиж педагога, стимулировать его к дальнейшему профессиональному росту и в целом повысит качество предоставляемых образовательных услуг", – рассказала вице-министр.

Также Бибигуль Асылова отметила, что число частных школ в 2019 году увеличилось на 60%. Благодаря этому отечественными инвесторами введено 20 тысяч новых ученических мест. Также на 10 тысяч увеличилось количество мест в общежитиях по итогам года.

Вопрос финансирования школ с повестки дня не снят

Депутат Мажилиса Бейбут Мамраев отметил самыми важными событиями уходящего года разработку закона "О статусе педагога" и внедрение подушевого финансирования в школах городов республиканского значения.

"В принципе, подушевое финансирование, по замыслу Правительства, должно решить проблему финансирования школ. Однако этот вопрос с повестки дня не снят. И причина здесь не только в объёмах, но и в самом менеджменте системы образования", – говорит Мамраев.


Депутат Мажилиса Бейбут Мамраев / Фото informburo.kz

Механизмы доплаты педагогам пора пересмотреть, считает депутат. Новый механизм доплат не должен ставить педагога в зависимость от заполнения многочисленных бумаг с представлением всяких сертификатов о повышении квалификации, курсов и так далее. Он должен быть напрямую связан с результатами работы конкретного специалиста.

"Отсюда вывод: проблема поборов в школах сама по себе не решится. Необходимы комплексные и системные решения, связанные как с увеличением финансирования, так и с улучшением менеджмента в системе образования. Не надо перекладывать на других свои обязанности", – добавил депутат.

Бейбут Мамраев также отдельно отметил закон "О статусе педагога". Закон охватывает большой круг вопросов, который касается профессиональной подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации, считает депутат. По его словам, вопросы обеспечения их профессиональной деятельности, пересмотра нормативов учебной нагрузки в неделю, обязанностей и прав, в том числе на материальное обеспечение и поощрение, обсуждались с участием представителей педагогической общественности, директоров школ.

"В отдельных статьях обозначены социальные гарантии педагогам и наставничество. Но сказать, что в одном законопроекте решены все вопросы, касающиеся статуса педагога, трудно", – заявил Мамраев.

15-летний казахстанец на два года отстаёт в развитии от среднестатистического ровесника из стран ОЭСР

Самым важным событием в системе образования в 2019 году стала публикация результатов трёх международных сопоставительных исследований: ICILS-2018, PIAAC-2018 и PISA-2018, считает директор департамента реализации проектов "Международного университета Астана" Бауыржан Абуов. Как видно из названий исследований, все они проходили в 2018 году. Это обычная практика, когда подготовка к исследованию начинается за несколько лет до самого исследования, а отчёты к ним публикуются на следующий год после проведения.

"Что касается результатов, то по результатам всех трёх исследований Казахстан является аутсайдером. Мы везде в конце. Эти результаты можно и нужно напрямую связать с развитием уровня образования в Казахстане в сравнении с другими странами", – говорит Бауыржан Абуов.

Читайте также: Подушевое финансирование в школах. Решит ли оно проблемы среднего образования?

ICILS проверяет компьютерную и информационную грамотность восьмиклассников. Именно результаты этого тестирования на данный момент МОН РК или другие официальные организации ещё никак не комментировали. Хотя отчёт был опубликован 5 ноября – раньше, чем остальные два. Результат исследования – Казахстан занял 14-е место из 14 участников. Но больше пугает не итоговое последнее место, а то, насколько низкие результаты показали наши ученики.


Директор департамента реализации проектов международного университета "Астана" Бауыржан Абуов / Фото с сайта "Международного университета Астана"

Исследование распределяло учащихся на четыре уровня умений, где первый уровень – базовые умения использования компьютера, а четвёртый – умение работать с информацией, используя несколько приложений, и анализировать данные, рассказывает эксперт. 54% казахстанских учеников показали результаты ниже первого уровня. То есть большинство отечественных учеников не умеют самостоятельно пользоваться компьютером как полезным инструментом.

"Во-вторых, даже лучшие казахстанские ученики показали результаты ниже, чем у среднего ученика из Дании. Например, было задание второго уровня, где учащиеся должны были выбрать более безопасный пароль из двух вариантов. К сожалению, только 27% наших учеников ответили верно на этот вопрос. А вопрос элементарный и даже интуитивный. У других стран показатели следующие: Финляндия – 78%, Дания – 77%, Люксембург – 74%. Мы отстаём даже от таких стран, как Уругвай и Чили, – по 56%. И такая же картина по всем остальным заданиям", – заявил Абуов.

Бауыржан Абуов провёл небольшое исследование учебных программ, ГОСО по предмету информатика и пришёл к выводу, что в ближайшее время не стоит ждать улучшений показателей. Нет чёткой линии прогресса от класса к классу, где ученики будут углублять свои знания и умения, считает он. Программа пятого класса повторяет программу третьего класса, а учебники для седьмых и восьмых классов как будто сняты под копирку.

Читайте также: PISA-2018: казахстанские школьники впервые за 10 лет показали снижение уровня грамотности

Второе исследование – PIAAC-2018. И Казахстан там также в конце списка. Всего участвовали 38 стран и территорий. Респондентами данного исследования стали люди в возрасте от 16 до 65 лет. Всего опросили более семи тысяч казахстанцев. Исследование оценивало три навыка для успешной работы и жизни в XXI веке – грамотность чтения (умение читать и анализировать информацию), математическая грамотность (умение считать и планировать покупки/затраты), информационная грамотность (использование компьютера).

"Мы на условном 32-м месте. ОЭСР официально не ранжирует результаты, но, посмотрев на данные, становится понятно, что мы отстаём от многих. Если посмотреть на результаты по секциям, то становится понятно, что казахстанцы не продвинуты ни в одной секции и сильно отстают от представителей других стран. Также это исследование показало более низкий прирост к навыкам в зависимости от уровня образования. Например, наши школьники не так сильно отстают от сверстников по миру, но люди с высшим образованием отстают от таких же людей из других стран. То есть получение степени, например, магистра в Казахстане не транслируется на повышение уровня навыков, а значит, в вузах плохо и мало чему учат", – говорит эксперт.

И третье исследование – это PISA-2018, возможно, одно из самых авторитетных и популярных в мире. В нём приняли участие 78 стран.

"Замеряли читательскую (у Казахстана 70-е место) и математическую грамотность (54-е место) и знания по естественно-научным дисциплинам (69-е место). Эти показатели ниже, чем у условных Катара, Саудовской Аравии, Молдовы или Мексики. В результате выяснилось, что 15-летний казахстанец на два года отстаёт в развитии от среднестатистического ровесника из стран ОЭСР. А разница между школьниками Нур-Султана и сельскими сверстниками составляет три года", – рассказывает Абуов.

Он отметил, что результаты учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ были бы в топ-5 по всем категориям, если рассматривать НИШ как отдельную образовательную систему. Но эти самые отборные дети в Казахстане с лучшими условиями для обучения проигрывают среднестатистическим эстонцам, канадцем и китайцам. И учащиеся НИШ не составляют даже 1% от всех школьников в Казахстане, добавил собеседник Informburo.kz.

"В итоге мы имеем результаты авторитетных и независимых исследований, которые показывают, что нашей системе образования необходимо развиваться и делать это надо срочно. Рональд Рейган в своё время сказал бы: "Нация в опасности". Мы должны сделать выводы из результатов этих исследований. Организации, проводившие эти исследования, показывают дорогу развития своими рекомендациями и показом кейсов стран с хорошими результатами. Осталось только прислушаться и планомерно вносить коррективы", – добавил Бауыржан Абуов.

В марте ЕНТ может пройти в электронном формате

Директор РГКП "Национальный центр тестирования" (НЦТ) Дидар Смагулов решил остановиться на итогах деятельности центра. Самым важным достижением в уходящем году он считает перевод национального квалификационного тестирования (НКТ) педагогов в электронный формат. В тесте приняли участие порядка 70 тысяч учителей.

"Мы убедились, что нам нужно двигаться в этом направлении. Конечно, не обошлось без эксцессов. Дело в том, что в рамках договора ГЧП в качестве партнёра была привлечена частная компания. К сожалению, в первые два дня тестирования этой компанией были допущены оплошности. Благо эта организация с возникшими техническими сложностями справилась, и мы сумели завершить тестирование в срок. Всё-таки эта частная компания с таким масштабом столкнулась впервые, мы пошли навстречу и помогли им в разрешении возникших проблем", – рассказал Смагулов.

Читайте также: Выпускники вузов должны отработать гранты или вернуть деньги государству. Как это работает?

Плюсом электронного формата тестирования стало то, что теперь учитель узнаёт свой результат сразу после завершения. Раньше нужно было прождать от трёх до четырёх часов. Потом приходить к стенду, смотреть список. То есть как в ЕНТ.

"Самое главное удобство, я считаю, – это возможность подачи онлайн-апелляции сразу после завершения тестирования. На это у учителей есть 60 минут. В предыдущем НКТ (прошёл в июне 2019 года) педагоги подавали апелляции на следующий день", – отметил глава НЦТ.


Директор НЦТ Дидар Смагулов / Фото предоставлено Национальным центром тестирования

В связи с этим увеличилось и количество самих апелляций, говорит Смагулов. Их поступило более 20 тысяч. Апелляционная комиссия проработала 20 часов подряд.

"И это без преувеличения. Нам нужно было в течение определённого срока завершить рассмотрение апелляций. Такой формат позволил нам выявить 1 200 некорректных вопросов. Тогда как всего база тестирования насчитывает более 120 тысяч вопросов", – добавил Дидар Смагулов.

Теперь центр ввёл такое понятие, как список недобросовестных разработчиков тестовых заданий. Вопросы придумывает не НЦТ, а школьные учителя и преподаватели вузов, которых рекомендовали акиматы и управления образования.

"Как вы знаете, ЕНТ проходит четыре раза в год (январе, марте, июне и августе). Могу точно сказать, что январское ЕНТ будет в бумажном формате. Мартовское ЕНТ скорее всего мы проведём на компьютере. В марте мы хотим посмотреть на возможности системы – справится ли она с большим количеством абитуриентов. Да, мы апробировали электронный вариант тестирования на 70 тысячах педагогов", – заявил Дидар Смагулов.

На июньское ЕНТ в центре ожидают 120 тысяч выпускников школ. Естественно, часть из них будет сдавать тестирование уже в марте, считает Дидар Смагулов. Поэтому важно апробировать электронный формат тестирования в марте.

О зарплате теперь не так стыдно говорить

Учитель русского языка и литературы Айжан Момбаева (Алматы) считает назначение нового министра одним из самых значимых событий 2019 года. Также, по её мнению, новая система образования хоть и намного легче (меньше нагрузки, меньше работы и писанины), но она менее эффективна (плохая грамотность, плохие книги да и сама программа).

"Также круто, что учителям всё-таки повысили заплату и сейчас о ней не так стыдно говорить. Нравится, что практически во всех городских школах укомплектовано оборудование (проектор, принтер, ноутбуки). Но я бы хотела, чтобы всё-таки вернули старую программу, именно книги и материалы, а преподавать их можно и по-новому", – говорит учитель.

Айжан Момбаева также считает отличной идеей раздавать детям по два комплекта школьных учебников. Один для занятий в школе, другой для дома.


Учитель русского языка и литературы Айжан Момбаева / Фото из личного архива Айжан Момбаевой

"В следующем году хотелось бы больше стабильности, наверное. Сейчас изменений в системе образования слишком много. Мы будто перекрываем какие-то дыры и пробелы, а страдает само образование", – говорит собеседница Informburo.kz.

Увеличение зарплат учителей на 25% с нового года недостаточно

Наиболее важным событием депутат Мажилиса Ирина Смирнова считает разработку закона "О статусе педагога". Это первый шаг к улучшению значимости учителей в обществе.

"Конечно это не тот закон, о котором педагоги мечтали. Но это уже признак того, что на учителей государство обратило внимание. То есть законодательно принято теперь, что учитель – это самое важное лицо в стране. Хотя бы продекларировано", – говорит Смирнова.


Депутат Мажилиса Ирина Смирнова / Фото с сайта Парламента РК

Депутат надеется, что в ближайшее время заработная плата даже начинающего учителя будет не меньше, чем средняя зарплата по стране. По её словам, сейчас учитель с большим стажем работы и с учётом всех доплат в среднем получает 160 тысяч тенге (до вычета налогов и пенсионных отчислений), а начинающий педагог – 80 тысяч тенге.

"Это если учитель работает как положено – на одну ставку. Конечно, если берёт вторую, то там зарплата будет уже превышать 200 тысяч", – уточнила Ирина Смирнова.

Депутат считает, что повышение зарплат учителей на 25% – это недостаточно. Это нивелируется инфляцией, педагоги опять не получат того, чего хотели бы.