Организация экономического сотрудничества и развития опубликовала результаты международного исследования функциональной грамотности 15-летних учащихся PISA-2018. Показатели Казахстана оказались намного ниже стран ОЭСР и собственных результатов прошлых лет. За последние три года по математике произошло снижение на 57, по естествознанию – на 59 и по читательской грамотности на 40 баллов.
Informburo.kz рассказывает, что представляет из себя тест PISA, для чего его проводят в странах ОЭСР и почему в прошлом году казахстанские школьники показали самые низкие с 2012 года результаты.
Что такое PISA
PISA – это международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for international student assessment), созданная Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Над программой работают учёные со всего мира, которые разрабатывают спецтесты.
По сути, это сравнительная оценка математической, естественнонаучной и читательской грамотности. Тесты проводят для обучающихся 15-летнего возраста. Результаты показывают не уровень академических знаний, а уровень функциональной грамотности, то есть насколько школьники могут применять полученные знания на практике, логически мыслить, делать обоснованные выводы, интерпретировать информационные графики и диаграммы.
PISA не критикует и не поощряет какую-либо учебную программу. По итогам тестов выявляются методы лучшего обучения в той или иной стране. Первые тесты начали проводить в 2000 году.
Читайте также: Казахстан исчез с мировой карты уровня грамотности
Первые результаты Австралии, Канады, Дании и Швейцарии через 10 лет показали, что в этих странах учащиеся с лучшими результатами PISA-2000 достигли более высокого уровня образования к 25 годам. Конечно, есть связь между социально-экономическим статусом семьи учащегося, включая материальные условия жизни и уровень образования родителей. Однако даже после учёта этих факторов у учащихся, которые лучше успевают в PISA в возрасте 15 лет, более высокие показатели образования и занятости через 10 лет.
Директор образовательного направления в ОЭСР Андреас Шлейхер считает, что у школьников, у которых есть материальная возможность учиться, результаты тестирования низки. Причина в том, что ученики из обеспеченных семей могут учиться платно. А у детей из неблагополучных или бедных семей результат теста высокий. Всё потому, что эти подростки чётко понимают, что у них есть один шанс на миллион, и они максимально стараются улучшить своё положение в будущем. Следовательно, потенциала больше у второй группы подростков.
"Только один из 10 студентов может мотивировать свои ответы фактами и опытом из жизни. Интересно, но в Китае ученики, которые считались успешными, провалили тест, в то время как те, что плохо учились, успешно прошли тест. Однозначно можно сделать вывод, что результат учеников напрямую зависит от подготовки и квалификации учителя. В Швеции работают преподаватели высокого уровня. Лидеры в качестве образования – США, Корея, Сингапур и Канада", – прокомментировал 3 декабря результаты PISA-2018 Андреас Шлейхер.
Что показывают результаты PISA
Результаты PISA показывают, что чем больше затрат на одного ученика, тем выше качество образования. Постоянные лидеры рейтинга – Сингапур, Япония, Финляндия, где госрасходы на одного учащегося составляют 10-14 тысяч долларов. В Казахстане этот показатель равен 2,5 тысячи долларов (по данным 2017 года).
Исследование также показывает разрыв между качеством образования в различных областях. Например, между сельскими и городскими школами. Между теми, кто проходил дошкольную подготовку и кто не учился в "нулёвке", также между регионами.
К примеру, по итогам PISA-2015 разница в баллах между областями Казахстана варьировалась в пределах 70-90 баллов. Низкие показатели по всем трём предметам продемонстрировала Атырауская область, в лидерах были Нур-Султан, Карагандинская и Жамбылская области.
Какие показатели были у Казахстана в PISA
Казахстан участвует в PISA с 2009 года. Тест проводится раз в три года по трём основным предметам: математика, естествознание и читательская грамотность. Итого учебные достижения казахстанских школьников оценивали четыре раза: в 2009, 2012, 2015, 2018 годах. Первые показатели были самыми низкими, в последующие годы наша страна поднялась в рейтинге с 48 до 52 места. Но по итогам 2018 года показатели по естествознанию и читательской грамотности оказались ниже собственных результатов 2009 года.
Если по математике в 2009 году казахстанские школьники набрали 405 баллов из 1000 возможных, потом 432, 460, то в последний раз 423 балла. То есть лучше, чем в первый раз, но хуже, чем в 2012 и 2015 годах. Казахстан занял 54-е место из 78 стран. Первые места в рейтинге занимают Восточно-Азиатские страны (Китай, Сингапур, Макао, Япония, Корея).
По естествознанию в первый раз казахстанские школьники набрали 400 баллов, потом наблюдалось повышение – 425, 456, а в этот раз наши учащиеся скатились ниже собственного уровня за всю историю участия в PISA – 397 баллов. В рейтинге стран Казахстан оказался практически в самом низу –на 69-м месте из 78.
По читательской грамотности первый результат был 390 баллов, потом ситуация улучшилась – 393 и 427 баллов, а по итогам 2018 года откатились назад: 387 баллов. Это 69-е место из 78. Для сравнения, нас опередила Украина, которая впервые участвовала в PISA – сразу 39-е место и 466 баллов. Страны бывшего Советского Союза, некогда считавшие самыми читающими странами мира, стоят в середине рейтинга. Россия и Беларусь на 31-м и 36-м месте соответственно.
Что изменилось в PISA-2018
В 2018 году около 600 000 учащихся приняли участие в тесте. Это 32 миллиона школьников в возрасте 15 лет. Стран-участниц было 79. Впервые в нём приняли участие представители нескольких государств: Беларуси, Боснии и Герцеговины, Брунея-Даруссалама, Марокко, Саудовской Аравии, Украины и Филиппин.
3 декабря в youtube PISA опубликовал видеоролик, по которому можно отследить, какие страны лидировали в рейтинге самых-самых. Как видно с 2000 по 2018 годы в пятёрку лидеров стабильно входят Финляндия, Корея, Япония, Китай, Сингапур. В первую 20-ку Казахстан не входил ни разу.
В Казахстане в 2018 году тест прошли более пяти тысяч учеников. Из-за того, что в первый класс эти дети пошли кто в 6, кто в 7 лет, получилось так, что тестировали 9 и 10-классников. Среди них были и учащиеся Назарбаев интеллектуальных школ, которые показали самые лучшие результаты.
"Результаты НИШ продемонстрировали эффективность образовательных программ. Учащиеся интеллектуальной школы набрали по читательской грамотности 511 баллов, математике – 554 балла, естествознанию – 526 баллов. Их результаты соответствуют показателям топ лидеров PISA-2018", – прокомментировал министр образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов.
Министр образования на своей странице в Facebook пояснил, почему показатели Казахстана оказались намного ниже по сравнению с другими странами ОЭСР. По его словам, не следует делать поспешных выводов, так как за этими результатами стоит очень много факторов.
Во-первых, впервые PISA проводили на компьютерах. До этого был бумажный вариант. Для казахстанских ребят это был первый подобный опыт.
"В тесте нет возможности возвращаться назад к предыдущим вопросам. Традиционно ученики привыкли возвращаться к трудным вопросам или пересматривать свои ответы. Этого они не могли сделать по сравнению с бумажной версией. Если посмотреть на результаты PISA-2015, в котором 57 стран-участниц впервые сдавали тест на компьютере, то можно увидеть снижение баллов в большинстве стран. К примеру, результаты одного из лидеров исследования PISA Кореи снизились на 30 баллов по математике, 22 – естествознанию и 18 – чтению", – написал Асхат Аймагамбетов.
Во-вторых, участниками PISA-2018 стали учащиеся, которые ещё не успели перейти на обновлённое содержание образования.
"Эффект от обновлённых программ мы сможем увидеть, начиная с PISA-2021, в идеале в PISA-2024. К этому времени школьники, которые будут сдавать PISA-2024, будут учиться 7-8 лет по обновлённому содержанию", – говорит министр.
В-третьих, казахстанские 15-летние школьники – это учащиеся 9 и 10 классов. А в других странах возраст принятия в школу регламентирован, поэтому в PISA-2018 участвовали в основном 10-классники. К примеру, 100% и 90% участников из Японии и Сингапура были учащимися 10-го класса.
Читайте также: СОЧ и СОР: что это за система и почему ею недовольны родители школьников
Глава МОН согласился, что проблемы в образовании есть.
"Результаты ещё раз дали ответ на вопрос: "нужны ли изменения в школьном образовании?" Очевидно, что да. Следующее исследование сможет уже дать промежуточный ответ на вопрос: является ли выбранная стратегия по обновлению программ, внедряемая с 2016 года, эффективной", – подытожил Асхат Аймагамбетов.