28 июня 2019 года в Алматы сменился аким – Бакытжан Сагинтаев занял кресло Бауыржана Байбека. О том, что сделал Байбек за четыре года в южной столице, читайте здесь.

Informburo.kz предлагает пройти опрос и определить лучшего градоначальника за последние 20 лет. Период выбран потому, что в 1998 году Алматы сменил статус столицы, став городом республиканского значения. За это время его возглавляли: Виктор Храпунов (1997-2004 гг.), Имангали Тасмагамбетов (2004-2008 гг.), Ахметжан Есимов (2008-2015 гг.) и Бауыржан Байбек (2015-2019 гг.).

Виктор Храпунов


Виктор Храпунов

Руководил Алматы с 1997 по 2004 год.

В годы его работы (1998-й) в Алматы сгорел аэропорт. Строительство новой воздушной гавани казахстанцы окрестили "строительством века". Официально терминал запустили только в 2004 году.

При Викторе Храпунове построили и открыли первую развязку на улице Майлина, торговлю перевели в цивилизованный формат: появились киоски и магазины на первых этажах жилых домов. Благодаря этому увеличилось количество предпринимателей и поступлений налогов в бюджет. В эти годы появились первые современные кинотеатры и супермаркеты.

Виктор Храпунов открыл городской телеканал "Южная столица", который сейчас называется "Алматы".

При нём продолжилось строительство метрополитена. Аким предлагал построить Восточную объездную дорогу. Также он заключал договор с французами о намерении строительства монорельсовой дороги (ЛРТ) в Алматы.

Виктор Храпунов сейчас живёт в Европе. Его заочно осудили в 2018 году за создание и руководство ОПГ, мошенничество, получение взяток, присвоение или растрату вверенного чужого имущества, а также злоупотребление должностными полномочиями. Он незаконно выдавал земельные участки и приватизировал через подставных лиц государственные объекты.

Имангали Тасмагамбетов


Имангали Тасмагамбетов

Руководил Алматы с 2004 по 2008 год.

В эти годы в южной столице начали строить развязки, ремонтировать дороги. При нём улицы стали светлее, во дворах появились детские площадки, заработали фонтаны. Он первым из акимов начал общаться с жителями через сайт: любой желающий мог задать ему вопрос и получить ответ.

В эти годы закрылся популярный проект "Азия дауысы" и произошли события в микрорайоне "Шанырак". Власти тогда пытались снести дома самовольно захвативших земли. Борьба закончилась сожжением одного полицейского и арестом активистов.

При Имангали Тасмагабетове жители требовали прекратить хаотичную застройку Алматы.

Ахметжан Есимов


Ахметжан Есимов

Руководил Алматы с 2008 по 2015 год.

Ахметжан Есимов начал решать проблемы обманутых дольщиков. При нём в 2008 году появился новый Алатауский район, в состав которого вошёл микрорайон "Шанырак". Он увеличил территорию города и создал восьмой район – Наурызбайский.

Открылась первая линия метрополитена. Был создан муниципальный автопарк: микроавтобусы заменили на новые газовые автобусы и троллейбусы. Появились первые выделенные полосы для общественного транспорта, велодорожки.

Он стабилизировал электроснабжение города. Были построены новые подстанции, реконструировано 118 км тепловых, 500 км электрических сетей и 190 км сетей водоснабжения. Проведена реконструкция с расширением ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, котельных, 10 трансформаторных подстанций.

Алматы участвовал в гонке за проведение Олимпиады, но проиграл. Город провёл Азиатские игры и "Тур Алматы", инвестиционные форумы, культурные мероприятия. Любил проводить веломарафоны.

В те годы построили много школ, больниц, жилых домов, дорог, ВОАД, пешеходные переходы, пробивали магистральные улицы. Были открыты крупные гостиницы, супермаркеты с мировыми именами.

Он привёл в порядок алматинскую барахолку, построил там магистральную дорогу.

Ахметжан Есимов начал программу "Город для пешеходов", пригласив датского архитектора Яна Гейла. При нём разрабатывался переход на электронную систему билетирования "Онай", проект строительства ЛРТ.

Ахметжана Есимова критиковали за плохую уборку улиц зимой. Его проект строительства горнолыжного курорта "Кокжайлау" до сих пор вызывает протест алматинцев.

Бауыржан Байбек


Бауыржан Байбек

Руководил Алматы с 9 августа 2015 года по 28 июня 2019-го.

Бауыржан Байбек продолжил программы, запущенные Ахметжаном Есимовым. Он начал реализовывать программу "Город для пешеходов": построил первую линию BRT, реконструировал центральные улицы, отремонтировал дороги, арыки.

Одним из первых достижений Байбека стало создание страниц акимата в соцсетях для обратной связи с населением. Позже он открыл фронт-офис Open Almaty и отдельную службу по работе с жалобами людей.

Бауыржан Байбек успешно провёл Универсиаду. Он взял курс на развитие в городе туризма, проводил различные спортивные, культурные и деловые мероприятия.

Улучшился инвестиционный климат Алматы, появился хаб ООН. В городе появились крупные известные бренды.

Бауыржан Байбек выделил деньги из бюджета на покупку новых автобусов, а также субсидии на покрытие убытков перевозчиков. По его поручению муниципальный автопарк передали в частные руки под доверительное управление, а затем снова вернули городу. Параллельно он создал ещё один коммунальный автопарк.

Бюджет города при нём был ориентирован на социальные нужды.

При нём провели работы по улучшению сейсмоустойчивости зданий, отремонтировали плотины, облагородили парки, площади у вокзалов.

Запустили программу по освещению улиц. Он первым отдал средний ремонт дорог в ГЧП, открыл много детсадов, школ и поликлиник, отремонтировал почти 80% дворов и тротуары.

Байбек добился отмены строительства зданий более 6 этажей выше проспекта Аль-Фараби. Продолжил строительство развязок, а также пробивки магистральных дорог, велодорожек. При нём снизили скорость в городе до 40 км/ч, а на Аль-Фараби – до 60 км/ч.

Он инициировал снос заборов в городе, убрал киоски с цветами и газетами, а также закрыл трамвайный парк.

По строительству курорта "Кокжайлау" он так и не принял решения, дважды приостанавливал строительство: активисты продолжают протестовать. Кроме этого критике подвергается снос исторических зданий, таких как кинотеатр "Алатау" и бывшее здание госплана СССР.