Конкуренция между державами: что кроется за визитом Си Цзиньпина в Казахстан?
13 сентября председатель КНР Си Цзиньпин прибыл в Казахстан с государственным визитом, а 14 сентября состоялись его переговоры с главой Казахстана Касым-Жомартом Токаевым. Это первая зарубежная поездка руководителя КНР с момента начала пандемии.
Во время встречи с Токаевым Си Цзиньпин сказал:
"Как бы ни менялась международная конъюнктура, мы будем и впредь решительно поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности, твёрдо поддерживать проводимые вами реформы по обеспечению стабильности и развития, категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела вашей страны".
Главы государств провели переговоры, в результате которых были подписаны несколько соглашений. Для казахстанской стороны они открывают доступ на внутренний рынок Китая, а для Китая предоставляют альтернативные маршруты для торговли с европейскими странами.
Почему Си Цзиньпин решил приехать именно в Казахстан? Связан ли этот визит со сложной геополитической ситуацией в мире? Насколько Китай заинтересован в сотрудничестве с нашей республикой?
На эти вопросы Informburo.kz ответили эксперты.
Почему именно в Казахстан?
Директор Центра изучения Китая и Центральной Азии "Синопсис" Руслан Изимов связывает приезд председателя КНР в Казахстан с геополитической напряжённостью.
По его словам, сейчас мы наблюдаем новую холодную войну – противостояние между США и их западными партнёрами с одной стороны и Китаем с Россией – с другой.
"В таких условиях совершать визит сначала в Россию было бы для Китая недальновидным, потому что на Западе это восприняли бы как открытую поддержку российских действий в Украине и в целом всех позиций, которых придерживается Москва. А визит руководства Китая к своим традиционным партнёрам в Юго-Восточной Азии был бы воспринят как продолжение конфронтации вокруг Тайваня", – пояснил Руслан Изимов.
Поэтому председатель КНР Си Цзиньпин совершил свою первую поездку за рубеж именно в Центральную Азию, считает китаевед. Наша страна сейчас представляется одним из наиболее лояльных и в то же время беспроблемных партнёрстваров Пекина.
"Та борьба, которую мы наблюдаем, разворачивается, в том числе, и в Центральной Азии. Совершая визит в Казахстан, руководство Китая даёт понять другим, что здесь у китайской стороны есть стратегические интересы и Пекин будет отстаивать их более агрессивно", – объяснил эксперт.
По словам Руслана Изимова, Китай сегодня окружён с юга и востока полукольцом враждебных к нему государств – странами, которые прямо или косвенно поддерживают политику США.
Только недавно, например, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания, США и Япония объявили о создании нового альянса в Тихоокеанском регионе – Partners in the Blue Pacific.
"Таким образом, важные для Китая морские пути импорта энергоресурсов оказываются под угрозой. В любой момент, если начнётся конфликт между Китаем и союзниками США, морские проливы могут быть заблокированы. В таком случае китайская экономика не продержится даже двух месяцев. Стратегических запасов нефти и газа хватит только на этот период", – пояснил Руслан Изимов.
Из-за этого для Китая очень важна инициатива "Один пояс – один путь", она направлена на возрождение наземных коридоров, связывающих Китай и ЕС. А в этом проекте Казахстан играет ключевую роль.
Как мы должны сотрудничать с Китаем?
Китаевед Антон Бугаенко согласен с тем, что именно Китай стремится укрепить отношения с Казахстаном.
"Сейчас многие спрашивают “Что Китай может дать Казахстану?", "Что Казахстан может просить у Китая?". Но такая постановка главного вопроса не отражает реалий текущего этапа двусторонних отношений. Это Китай в первую очередь заинтересован в нашем сотрудничестве. Прежде всего из-за конкуренции между мировыми державами", – заявил Антон Бугаенко.
Эксперт отметил, что Китай с момента начала пандемии упустил нить связи с ситуацией в Центральной Азии. Закрытость Китая сказалась на информированности, а значит, и вовлечённости в региональные процессы. В том числе китайское руководство пропустило и январские события, реагируя уже постфактум. Поэтому Пекин сейчас как никогда заинтересован в стабильности нашего региона и налаживании связей.
Следовательно, по мнению эксперта, мы должны задаваться вопросами, не что мы можем попросить у них, а что нам действительно нужно от Китая, учитывая наши интересы.
"Мы только реагируем на их инициативы, которые продвигают китайские национальные цели, но не предлагаем собственные проекты. Мы реактивная сторона, а не проактивная. Поэтому Казахстан выигрывает только в том случае, если наши цели совпадают", – пояснил китаевед.
Почему Казахстан не может предложить свою инициативу? По мнению Антона Бугаенко, на то есть две причины.
Во-первых, мы привыкли работать над отдельными точечными проектами, но нужен другой подход – создание условий для инвестирования в целые сектора. Будущее за кооперацией между компаниями, а не опекаемыми властями проектами, считает эксперт.
Во-вторых, в Казахстане крайне мало китаеведов и нет системной работы в китаистике. Это влияет на уровень восприятия Китая. В результате в Пекине понимают, как имплементировать свои национальные интересы и цели в повестку Казахстана. А в нашей стране не осознают, как воспользоваться процессами в Китае в своих интересах.
В результате Казахстан может потерять столь редкий шанс, когда Пекину нужна наша благосклонность больше, чем нам – их. Такое окно возможностей может скоро закрыться – в среднесрочной перспективе Китай является почти безальтернативным выбором для поддержания на плаву отечественной экономики.
Почему Китаю важна стабильность в Казахстане?
По мнению политолога Замира Каражанова, приезд Си Цзиньпина в Казахстан был по большей части продиктован предстоящим саммитом ШОС в Самарканде. Китайское руководство лишь связало одно мероприятие с другим. Однако на встрече глав КНР и РК прозвучало очень много знаковых заявлений, считает эксперт.
"В ходе этого визита действительно звучали заявления со стороны Китая, что он поддерживает нашу территориальную целостность и суверенитет. Думаю, в нынешних условиях это играет большую роль, учитывая нестабильность вокруг Казахстана", – отметил Замир Каражанов.
Он напомнил, что до инициативы "Один пояс – один путь", которая, кстати, была впервые анонсирована в 2013 году у нас в Казахстане, Пекин не уделял большого внимания внешней политике с целью распространить своё влияние на другие страны.
Действия КНР носили больше прагматичный характер и были направлены в основном на реформы – привлечение инвестиций, создание политики открытых дверей. Сейчас же они стремятся укрепить отношения с соседними странами.
"Нестабильность соседей может сказаться и на самом Пекине. Поэтому Китай будет всегда уделять внимание ближайшим к нему странам – чтобы у них не было никаких проблем, не стагнировала экономика, так как это может привести к радикализации общества. А чем эта радикализация потом закончится, трудно сказать, может, и ростом антикитайских настроений", – считает политолог.
Стоит ли опасаться Китая?
Президент Международного центра геополитического прогнозирования "Восток – Запад" Карлыгаш Нугманова напомнила, что ещё в феврале во время Олимпиады наш президент пригласил Си Цзиньпина на саммит СВМДА, который должен пройти в Нур-Султане в октябре.
"Сейчас многие эксперты говорят, какое это знаковое событие, что первая поездка Си Цзиньпина состоялась именно в Казахстан. Но это не так. Изначально, председатель КНР должен был приехать на саммит СВМДА. Но он, видимо, переиграл и решил убить двух зайцев сразу. По логистике ему было удобнее на пути к Самарканду на саммит ШОС побывать и в Казахстане", – считает Карлыгаш Нугманова.
Она отметила, что наша страна очень желает доступа к крупному китайскому рынку, его технологиям и капиталу, но мы не задумываемся о том, что китайские инвестиции поглощают экономику Казахстана.
"Сегодня многие страны, являющиеся крупнейшими получателями займов, имеют с КНР не самые лучшие отношения, за исключением Пакистана и стран Азии, которые, получив инвестиции, постепенно сместили свои стратегические приоритеты на Индию, Японию и США. Предлагаемые Китаем инвестиции заманчивы, однако после ввода проектов в эксплуатацию они, возможно, не дадут эффективного выхлопа", – поделилась своими опасениями Карлыгаш Нугманова.
Читайте также:
- Си Цзиньпин: Казахско-китайские отношения будут как золотой орел
- Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин обсудили "вечное всестороннее партнёрство"
- Приезжает Си Цзиньпин: почему это важно для Казахстана