Казахстанская авиация: версии и уроки турбулентности
Новый год начался для казахстанской гражданской авиации с неприятного инцидента. 2 января 2023 года пассажиры рейса КС128 авиакомпании Air Astana по маршруту Ташкент – Алматы пострадали от сильной турбулентности.
Самолёт вылетел по расписанию из столицы Узбекистана в 14.35 по местному времени. Во время полёта авиалайнер внезапно попал в зону сильной турбулентности. Экипажу пришлось оказывать первую доврачебную помощь пассажирам. Авиалайнер приземлился в Алматы в 16.45. В аэропорту пострадавших уже ждали кареты скорой помощи. Всего пострадали пять человек: четверо с ушибами и ожогами от госпитализации отказались, одну гражданку Узбекистана отправили в больницу.
По факту произошедшего начато расследование. Informburo.kz обратился к независимым авиаэкспертам, которые поделились своими версиями случившегося.
Экс-заместитель председателя Комитета гражданской авиации Серик Мухтыбаев рассказал, как должен действовать экипаж для предотвращения или при возникновении нештатной ситуации. Прежде всего эксперт сослался на учебное пособие, которое должно быть хорошо знакомо всему лётному и диспетчерскому составу, – "Практическая авиационная метеорология".
"В пособии указано, что для обеспечения безопасности полётов в условиях болтанки экипаж должен при ознакомлении с метеорологической обстановкой особо обращать внимание на многие факторы: на районы, занимаемые неустойчивой воздушной массой, положение и направление перемещения фронтов, возможность развития очагов гроз, на горизонтальные и вертикальные сдвиги ветра в струйном течении, на наклон тропопаузы и формы облаков", – отметил Серик Мухтыбаев.
Предполётная подготовка экипажей включает самостоятельное изучение метеорологических условий предстоящего полёта, дополняемое при необходимости консультацией синоптика. Определение и оценка турбулентности связана с наличием облаков (кучевых, кучево-дождевых, высококучевых, перисто-кучевых, слоисто-кучевых), резким изменением температуры и скорости ветра.
Для предотвращения попадания воздушного судна в турбулентные зоны экипаж обязан выполнять полёты на безопасном расстоянии. Например, полёт над облаками должен производиться с превышением в 200-300 метров, а над вершиной кучево-дождевых – не менее 500 метров.
"При встрече с зоной сильной турбулентности, вызывающей интенсивную болтанку, экипаж воздушного судна должен принять все меры безопасности. Иногда достаточно уменьшить высоту полета на 300-600 м или уклониться в сторону от маршрута на 50-70 км, и болтанка прекратится", – пояснил эксперт.
Серик Мухтыбаев рассказал, что при попадании воздушного судна в зону сильной турбулентности командир обязан принять меры для немедленного выхода из опасной зоны или изменить высоту полёта с разрешения диспетчера. Кроме того, пилотирование и выдерживание режима полёта в турбулентной атмосфере следует выполнять в соответствии с требованиями руководства по лётной эксплуатации лайнера данного типа, при этом пассажиры и экипаж должны быть пристёгнуты.
В полёте турбулентность определяется по толчкам и резким кренам, оценивается с учётом показаний высотомера, вариометра, акселерометра, колебаний воздушной скорости.
"Судя по тому, что произошло на борту воздушного судна, когда пострадали пассажиры, самолёт находился на эшелоне, шла раздача питания и напитков пассажирам. Скорее всего, экипаж проигнорировал все рекомендации по полёту в сложных метеоусловиях, не изучив всю доступную информацию об условиях полёта, не смог вовремя оценить текущую метеообстановку, выйти из предполагаемой зоны турбулентности, а также предупредить бортпроводников, пассажиров о необходимости пристегнуться", – высказал свои предположения Серик Мухтыбаев.
По мнению эксперта, лётная подготовка пилотов требует постоянного повышения квалификации, повторения пройденного.
Авиаэксперт Абул Кекилбаев сообщил, что во время расследования инцидента будут рассматриваться две основные версии случившегося.
"Во-первых, экипаж мог не заметить признаки турбулентности на метеолокаторе или в сообщениях предыдущих экипажей, которые пролетали в этой же местности. Во-вторых, это могли оказаться внезапные погодные явления. В любом случае экипаж, перед тем как готовиться к полёту, эти факторы должен учитывать", – считает Абул Кекилбаев.
В пользу версии о "внезапности" свидетельствует то, что в момент возникновения турбулентности на борту самолёта раздавалась еда.
"Экипаж не успел предупредить пассажиров пристегнуть ремни безопасности, или вовсе на самотёк всё было пущено. Также возможно, что экипаж летел на автопилоте и проморгал этот момент. Можно предположить, что авиакомпания будет валить всё на погодные условия", – предположил эксперт.
По его информации, это далеко не первый подобный случай на данном маршруте. Кекилбаев предположил, что могут быть упущения в лётной подготовке экипажа:
"Не увидеть на метеолокаторе потенциальную возможность турбулентности или не отреагировать на сообщения диспетчера, пилота о том, что в этой зоне есть турбулентность, – это всё говорит о квалификации экипажа. На метеокартах было отчётливо видно, что наблюдается турбулентность, порывы ветра достигали 80 метров в секунду. А это один из признаков возможной турбулентности. За такими погодными явлениями экипаж должен следить очень внимательно", – сказал Кекилбаев.
Эксперты напомнили, что проводится расследование инцидента, окончательные выводы сделает комиссия.
В компании же Air Astana заверяют, что причиной инцидента стало редкое метеорологическое явление – турбулентность ясного неба.
"Безопасность полётов – неизменный приоритет авиакомпании с момента её образования, – подчеркнул директор по обучению производства полётов Алмаз Токпакбаев. – Пилоты авиакомпании обучаются в лучших лётных школах Европы и регулярно проходят тренинги по авиационной метеорологии и действиям в опасных ситуациях. Частью программы обучения являются регулярные проверки в рейсовых условиях, когда принимаются решения о вылете в зависимости от погодных условий. Перед каждым рейсом лётный состав тщательно изучает и анализирует метеорологические условия по маршруту полёта. Однако метеорологическая информация носит прогностический характер и не может совпадать с реальными условиями на 100%. 2 января на маршруте Ташкент – Алматы пилоты столкнулись с таким редким метеорологическим явлением как турбулентность ясного неба. Её невозможно обнаружить при помощи бортового метеорологического локатора и, как следствие, обойти этот феномен практически невозможно".