В Алматы прошли общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) к проекту "Строительство многоярусного паркинга с объектами обслуживания населения и гостиницы". Новый объект может появиться в Бостандыкском районе возле парка Дружбы на пересечении улиц Тимирязева и Шашкина.

Слушания признали нелегитимными. Причина в том, что участники обнаружили заранее составленный протокол с проголосовавшими за проект. Рассказываем, как проходили слушания и какие ещё недочёты нашли алматинцы.

Что подразумевается под "объектами обслуживания населения"

Объявление о том, что в Алматы состоятся общественные слушания по строительству паркинга, было опубликовано заранее. Горожане стали беспокоиться за целостность находящегося рядом парка Дружбы. Позже выяснилось, что по проекту будет возведён не только паркинг, но и гостиница и какие-то загадочные "объекты обслуживания населения". Что подразумевается под последними, было непонятно.

11 декабря директор компании-проектировщика ТОО "Urban Design Inc." Нурлан Койшанбаев представил эскизы будущего паркинга и рассказал, что ещё будет построено в рамках этого проекта.

"Паркинг подземный, два уровня. Само здание будет состоять из двух блоков в семь этажей. В нём будут располагаться: гостиница, офисы, ресторан, тренажёрный зал, конференц-залы", – презентовал Нурлан Койшанбаев.


Директор проектной компании ТОО "Urban Design Inc." Нурлан Койшанбаев / Фото Informburo.kz

Другими словами, это обычный бизнес-центр с гостиницей, рестораном, тренажёрным залом и в том числе паркингом. Вот подробное описание из проекта ОВОС и презентации:

  • 1-й этаж – ресторан на 72 посадочных места.
  • 2-6-й этажи – офисы и тренажёрный зал. Общая площадь – 5 тысяч м2.
  • 3-4-й этажи – офисы и трёхзвёздочная гостиница на 49 номеров.
  • 7-й этаж – конференц-залы. Общая площадь 1000 м2.
  • Два цокольных этажа – паркинг на 60 мест. Общая площадь – 3 тысячи м2.

Общая площадь здания – 11 956,6 м2. Получается, из почти 12 тысяч м2 под парковку отдана лишь четвёртая часть (3 тысячи м2). Во дворе на улице предусмотрена ещё парковка на 12 гостевых мест, то есть суммарно по проекту будет 72 автоместа. Проектировщики посчитали, что по нормативам для такого здания достаточно 30-35 мест, а тут получилось даже в два раза больше.

Но самое главное, что доступа к парковке у жителей близлежащих домов не будет. Оставлять свои машины смогут только клиенты и арендаторы будущего бизнес-центра.

Loading...

Почему бизнес-центр – первично, а паркинг – вторично?

На общественные слушания пришли активисты, экологи, журналисты и только пара жителей микрорайона "Коктем". Собравшиеся были удивлены, услышав, что проект строительства паркинга подразумевает офисы, ресторан, тренажёрный зал.

"С 1982 года здесь был парковочный кооператив ПК "Строитель", и жители всей округи тут парковали свои автомобили, так было до 2011 года. Потом нас выгнали, сказав, что нашли инвестора, который построит многоярусный паркинг. А сейчас, получается, что тут будет обычный бизнес-центр с гостиницей, рестораном, офисами? Зачем здесь это всё? Рядом несколько гостиниц и хостелов. При этом получается, что как было обещано – жители "Коктема" не смогут тут оставлять свои машины?" – возмутился местный житель Юрий Тютяков.


Житель микрорайона Юрий Тютяков (в центре) и другие участники общественных слушаний / Фото informburo.kz

Собственник земельного участка – Kaz Builders. Юрист компании Динара Баимбетова рассказала, что землю ТОО приобрело в 2018 году. Целевое назначение не меняли: мол, здесь изначально планировали строить многоярусный паркинг с объектами обслуживания населения и гостиницы.

"Это не общественная территория, чтобы мы парковку строили для города. Это не общественная земля, чтобы мы думали, что тут трафик перегруженный. Это не общественный паркинг будет. Это для тех, кто будем снимать офисы, проживать в гостинице", – заявила Динара Баимбетова.

Тогда у жителей возник вопрос: почему паркинг всего на 60 мест спрятан под землёй, а тысячи квадратных метров отданы под гостиницу и прочее? Нельзя ли было возвести современный, наземный, действительно многоярусный паркинг, как в Японии и Европе? Разве не это подразумевает название и целевое назначение проекта?


Нурлан Койшанбаев и Салтанат Ташимова / Фото informburo.kz

"По проекту рассматривались различные варианты. Подземный паркинг целесообразен, потому что пожарную безопасность внизу лучше обеспечить. У наземного паркинга есть определённые нормативы по пожарной безопасности. Например, должно быть расстояние от других зданий. Стены должны быть изолированы. И потом, здесь своё видение у собственника. Мы можем дать рекомендации, но решает собственник. Моё субъективное мнение, что строить многоярусный паркинг для этой территории – экономически не интересно", – объяснил Нурлан Койшанбаев.

По словам проектировщика, архитектурно-планировочное задание получено в 2017 году, эскизный проект согласован в 2018-м. В документах указано "многоярусный паркинг с объектами обслуживания населения и гостиница".


Согласование с управлением архитектуры и градостроительства Алматы в 2018 году / Фото informburo.kz

"Мы ничего не нарушаем, по целевому назначению написано – многоярусный паркинг с объектами обслуживания населения и гостиница. Объекты обслуживания населения – это как раз гостиница, тренажёрные залы и так далее", – уточнил Нурлан Койшанбаев.

"Это офисное здание с подземным паркингом. Это обман общественности. Семь этажей наземных и два этажа паркинга для этого здания. Почему вы нас за болванов держите?" – возмутился Юрий Тютяков.

Мнение жителя микрорайона поддержали общественники.

"Идёт подмена значений в буквальном смысле. Мы не должны иметь двойственные понятия. Если в целевом назначении написано "паркинг", а дальше "гостиница", то должен быть паркинг – он ведь первичен. В данном случае заказчик пытается обмануть даже не нас – население, он пытается обмануть прежде всего власть, государство и уполномоченные органы", – высказалась общественница Асель Тугелова.


Экоактивист Асель Тугелова / Фото informburo.kz

"Вопрос акимату: почему ни управление земельных отношений, ни акимат не изъяли участок в собственность государства? Нецелевое использование земельного участка – более девяти лет. Предыдущий собственник в течение трёх лет должен был использовать участок. Он этого не сделал, в судебном порядке землю должны были изъять. Мы думаем, что это парк, а выясняется, что это частная территория", – продолжила общественница.

"По нормативам многоярусный паркинг может быть и наземным, и подземным. Мы, проектировщики, предусмотрели паркинг внизу. Это правильно, потому что машины не должны быть выше каких-то этажей. Мы, проектировщики, посчитали целесообразным сделать подземный паркинг и сверху гостиницу. У меня есть согласование с управлением архитектуры в 2018 году, они согласовали этот проект. Не то что мы сами захотели, есть интересы собственника, города", – аргументировал Нурлан Койшанбаев.

Правда, за то время, что участок пустует, проект немного устарел. Владелец участка решил сделать здание более современным. В 2018 году со стороны улицы Тимирязева он должен был выглядеть немного иначе, чем согласно проекту 2020 года. Пересмотрены материалы фасада.


Верхний проект – 2020 года, нижний – 2018-го. Так будет выглядеть многоярусная парковка с объектами обслуживания населения и гостиница / Фото informburo.kz

Сколько деревьев снесут ради будущего бизнес-центра

Когда вопрос встал о зелёных насаждениях, подпадающих под снос из-за стройки, присутствовавшие захотели попасть непосредственно на участок, однако их на частную территорию не впустили.


Территория ограждена / Фото informburo.kz

"На участок запускать не будем, так как там начались работы по котловану, там опасно. Посмотрите со стороны", – сказала юрист ТОО "Kaz Builders" Динара Баимбетова.

По словам представителей компании, проводившей оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС), на участке площадью 0,3226 гектаров под вырубку подпадают 10 деревьев.

"Там есть пять деревьев, они пойдут под снос. Какие? Управление зелёной экономики предварительно нам это всё утвердило. Породы? Когда проект пройдёт экспертизу, они выдают разрешение на снос, и будет компенсационная посадка 1 к 10. Если лиственные породы сносятся, то будут высаживать лиственные, если хвойные – то хвойные. Там они, честно говоря, не в очень хорошем состоянии. Ещё пять деревьев будут снесены под въезд", – прокомментировала Алибина Бахтигузина.


Огороженная территория участка / Фото informburo.kz

"Предварительное разрешение и согласование есть, но окончательное будет только после согласования эскизного проекта в экспертизе. Моя задача выполнить проект и пройти экспертизу", – добавил Нурлан Койшанбаев, подкрепив свои слова документом: мол, вот оно – предварительное согласование.


Справка управления зелёной экономики о растущих на земельном участке деревьях / Фото informburo.kz

Общественники потребовали привлечь независимых дендрологов для оценки количества, состояния и породы деревьев, которые будут вырублены. Ведь на территорию никто не попал, а вдруг там краснокнижные растения?

Кстати о документе, выданном управлением зелёной экономики: в тот же день руководитель ведомства Наталья Ливинская на своей странице в Facebook написала:

"Сегодня во время слушаний было сказано, что УЗЭ дало "предварительное разрешение" на снос зелёных насаждений. Хочу пояснить, такой документ мы не выдаём, УЗЭ лишь предоставило справку о наличии или отсутствии зелёных насаждений на территории. Лесопатологическое обследование проводило ТОО "Фирма "Ак-конил". По их заключению, под снос подпадают 10 деревьев лиственной породы, которые находятся в удовлетворительном состоянии. Уходу подлежит одно дерево", – написала Наталья Ливинская.

Почему общественники порвали протокол общественного слушания

Проект строительства многоярусного паркинга с объектами обслуживания населения и гостиницы находится на стадии рабочего проекта. В рамках него и проводятся общественные слушания. Если всё пройдёт успешно, то через два месяца проект будет проходить государственную экспертизу, а уже потом заказчик примет решение о начале строительства. По информации представителя ТОО "Kaz Builders", для возведения 7-этажного здания с его объектами понадобится от 10 до 12 месяцев.

Во время обсуждения на улице всем предлагали подписать протокол. Желающих набралось немного. Изучив документ беглым взглядом, активисты нашли грубые нарушения.

"Представитель местного исполнительного органа подписался, а представители заказчика, генерального проектировщика, компании проводившей ОВОС, не подписались в протоколе. Представители общественности, вас пересчитали? Нет. Личности всех присутствующих должны идентифицировать. Вдруг сотрудников заинтересованных компаний больше, чем жителей? Понятно, как они проголосуют. Путём открытого голосования должен был быть выбран председатель и секретарь слушаний. Кто избирался? Никто. Повестка дня была? Нет. А тут уже написано: "путём голосования за выступили все", – выступила Асель Тугелова.


Протокол общественных слушаний, где все якобы проголосовали за проект / Фото informburo.kz

Собравшиеся потребовали от управления зелёной экономики как организатора слушаний признать собрание нелегитимным, так как нарушен порядок в протокольной форме.

Loading...

Позже управление зелёной экономики признало слушания нелегитимными. Повторные слушания состоятся в январе 2021 года.