Инстинкт самосохранения, или Чем опасны горные вершины даже для профессионалов
24 февраля 2024 года в 10.25 три альпиниста – казахстанцы Омар Асербеков и Григорий Щукин, а также Мариус Грузаускас из Литвы взобрались на вершину Cерро-Торре в аргентинской Патагонии и впервые развернули там казахстанский флаг.
Восхождение команды заняло пять суток. Чтобы достичь горы, им вначале пришлось преодолеть 60 км с перевалом и ледниками. Затем маршрут "Рагни" повёл восходителей через вертикальные льды и обледенелые разрушенные скалы, угрожая опасностями на каждом шагу. В общей сложности в течение месяца альпинисты смогли покорить четыре вершины Патагонии.
Справка Informburo.kz
Патагония – географический регион в Южной Америке, расположенный на территории двух стран – Аргентины и Чили.
Патагония знаменита горами Андами, плато, пустынями, расположенными вне тропиков.
Серро-Торре – вершина горной системы Анд, расположенная на границе Аргентины и Чили. Абсолютная высота – 3102 м, относительная – 1227 м.
Для района характерна плохая погода. Из-за близости Тихого океана здесь бывают сильнейшие ветра. Вершина часто покрывается намороженным льдом, передвижение по которому очень опасно.
Казахстанские альпинисты рассказали корреспонденту Informburo.kz о том, что побуждает людей рисковать жизнью, чтобы покорять вершины, и как им удалось достичь вершины Cерро-Торре.
Что тянет людей в горы?
"Человек – это глубоко иррациональное существо, он совершает множество нелогичных поступков. Это и делает человека уникальным, позволяя выходить за рамки простого выживания и стремиться к чему-то большему. Первопроходцы встречаются с испытаниями на пути, рискуют жизнью, прокладывают собственную линию. Тем самым они достигают определённых вершин. Вся история человечества наполнена этим", – рассказал руководитель экспедиции Омар Асербеков.
Он добавил, что горовосходителей в пути к заветным вершинам часто сопровождают не самые приятные условия: холод, голод, постоянные угрозы для жизни.
"Нам интересно покорять разные маршруты, особенно те, которые ведут к захватывающим горным вершинам. Мы любим, когда маршрут проходит через уникальные горные пики. Но иногда мы выбираем маршруты, которые не ведут к вершинам, и это не делает наше путешествие менее интересным. Это тоже альпинизм, это тоже часть нашего увлекательного занятия", – добавил капитан команды Григорий Щукин.
Омар Асербеков пояснил, что в альпинизме существует несколько классов, из них основные – технический, высотный, высотно-технический. Команда относит себя к техническому классу.
"Технический класс предполагает преодоление сложных маршрутов. Подняться на гору можно как по обычной тропе, так и по отвесной стене с другой стороны горы. Высотный класс охватывает всё, что находится выше шести тысяч метров. В этом случае человек борется с высотой и её воздействием на человеческий организм. Высотно-технический класс включает в себя преодоление технически сложных маршрутов на высоте выше определённого уровня над уровнем моря", – объяснил он.
Григорий Щукин в свою очередь рассказал о двух основных направлениях в альпинизме. Первое направление – коллекционное, главная цель которого – достижение высочайших вершин мира или других знаковых точек. Альпинистам в сложных случаях могут помогать вертолёты, им могут организовывать специальные условия для достижения вершины. Этот тип альпинизма позволяет многим людям самореализовываться.
Второе направление – условно-спортивный альпинизм, который фокусируется на прохождении определённых маршрутов, а не простом достижении вершины. Для спортивного альпинизма характерно стремление преодолевать технически сложные маршруты, где вершина является не главной целью, а лишь этапом маршрута.
"Нет ни одного альпиниста, который бы не разворачивался"
Желание свернуть с маршрута возникает часто, признаётся Григорий Щукин.
"В альпинизме часто возникают сложные ситуации, когда необходимо принять решение: развернуться или продолжить восхождение. В такие моменты остро встаёт вопрос взаимодействия с инстинктом самосохранения. Это вполне естественная часть процесса, поэтому важно постоянно учитывать возможности и риски", – сказал альпинист.
По его мнению, тот, кто не боится и не учитывает возможные риски в альпинизме, обычно либо живёт недолго, либо прекращает занятия этим видом спорта после первой серьёзной травмы или происшествия. В то время как те, кто умело взаимодействует со своим инстинктом самосохранения, имеют больше шансов продолжать заниматься альпинизмом на протяжении длительного времени.
Во время восхождения участнику команды из Литвы Мариусу Грузаускасу "прилетел" камень в ногу на опасном участке маршрута. Ему пришлось выбирать: либо вернуться, либо идти дальше к вершине. Альпинист отделался незначительным ушибом, поэтому решил продолжить путь и не подводить команду.
Более того, оператор Денис Лукянчук признался, что бывали моменты, когда он испытывал страх за участников команды.
"Когда ребята восходили, на следующий день присоединились ещё две команды. Одна из Франции, которая поднималась полдня и вернулась обратно. Другая, из Аргентины или Испании, также не смогла покорить вершину. У них произошла нештатная ситуация, и их начали искать спасатели. В первые дни ветер был настолько сильным, что я буквально шесть часов сидел в лагере, удерживая палатку, опасаясь, что её сдует ветром. Ребята в это время продолжали восхождение – с трёх утра до девяти вечера", – поделился Денис Лукянчук.
"Знаменитый альпинист Райнхольд Месснер – это первый человек, который совершил восхождение на все 14 восьмитысячников планеты без использования кислорода. В одном из интервью он сказал: "Я горжусь не столько тем, что достиг всех вершин, сколько тем, что во время своих экспедиций в горах разворачивался более 30 раз", – рассказал Омар Асербеков.
Чем опасна Патагония: опыт альпинистов
Основными сложностями экспедиции в Патагонию, по словам альпинистов, был анализ того, безопасная или небезопасная обстановка. Для них это был новый формат, новый рельеф.
"Мы постоянно оценивали, где безопасно лезть, а где лучше воздержаться. Вторым фактором, влияющим на наши решения, был холод. В некоторые дни температура была крайне низкой, но мы специально выбрали холодную погоду. Посчитали её более безопасной, так как в условиях тёплой погоды снег и лёд начинают таять, это увеличивает риск падения камней и обвалов. А в холод такие риски существенно уменьшаются. Третьим фактором была сложность и уникальность рельефа, и нам приходилось адаптироваться к нему. Покорение всего маршрута оказалось психологически напряжённым", – рассказал Григорий Щукин.
Вершина Серро-Торре знаменита тем, что на ней образовываются так называемые снежные грибы такой формации, которую можно редко встретить где-либо ещё. Намёрзший на камень снег под воздействием солнца создаёт тонкие ледяные пластинки, что формирует снежный гриб.
"Это не просто снежное образование, а скорее что-то среднее между снегом и льдом. Что-то твёрдое, но ещё не лёд. Это образование объёмом с девятиэтажный дом окружало вершину горы. На ней могли скрываться и другие наросты. Конструкция была ненадёжной – иногда рыхлой, иногда твёрдой. Мы использовали специальное ледовое снаряжение для обеспечения безопасности на нестабильной поверхности", – описал это природное явление Григорий Щукин.
Снежные грибы, как объяснили альпинисты, возникают из-за ураганных ветров, которые дуют в этом регионе Южной Америки. Тихий океан слева, Атлантический океан справа, а Южный полюс внизу создают условия для формирования этих образований. Из года в год, из сезона в сезон эти образования продолжают меняться, что и вызывает определённые сложности для альпинистов.
Кроме того, альпинисты столкнулись с трудностями в обеспечении надёжной страховки, иногда им приходилось преодолевать опасные участки, рискуя упасть.
"Для каждого альпиниста маршрут уникален. Некоторые проходят через туннели, другие преодолевают нависание, у одних больше снежных грибов, у других – больше льда. Многие достигают последней верёвки на вершине, но обнаруживают, что условия не позволяют им продолжить. Им приходится разворачиваться из-за опасности", – рассказал Омар Асербеков.
Снаряжения и диалог – путь к выживанию
В альпинизме огромную роль играет специальное снаряжение. Например, ледобуры – это длинные шурупы разных размеров, необходимые для закрепления снаряжения на льду и предназначенные для работы со льдом. Кроме того, для безопасности альпинистов применяются закладные элементы, например, камолоты, которые используются для закрепления верёвок и другого снаряжения.
Альпинисты также оснащены рацией и спутниковым мессенджером на случай непредвиденных обстоятельств. Во время экспедиции они поддерживали связь с оператором команды Денисом Лукянчуком, который оставался в базовом лагере внизу, готовый оказать помощь в случае необходимости.
"Начиная с восьми утра каждые два часа мы поддерживали связь с Денисом и сообщали ему о нашем состоянии и обстановке", – добавил Омар Асербеков.
С помощью спутникового мессенджера, как объяснили альпинисты, можно отправить сигнал SOS. На специальном хабе оператор отслеживает местоположение альпинистов и получает уведомление о сигнале SOS. Операторов обучают, как действовать в таких ситуациях. Они связываются с контактами альпинистов для экстренных случаев, принимают меры для связи со спасателями.
Во время восхождения нередко может разгореться спор между участниками команды. По словам Григория Щукина, крайне важно, чтобы люди умели друг с другом взаимодействовать даже на пределе своих возможностей, чтобы никто и никого не выводил из себя, не обижался, не терял самообладание.
"Конфликты случаются даже тогда, когда вы проводите в экспедициях с командой длительное время. Кто-то в команде может быть более конфликтным, кто-то менее. Кто-то, например, может как раз урегулировать конфликты. Очень важно, чтобы они не переходили в агрессивную стадию. Всё и всегда можно решить путём диалога", – считает Щукин.
Собеседник добавил, что чаще всего конфликты во время экспедиций возникают из-за несовпадений мнений по разным вопросам. По возможности, конфликты оставляют до спуска вниз и решают уже там. Это обычная практика, особенно среди опытных альпинистов, которые стремятся обеспечить безопасность всей группы.
"Взаимодействие в городских условиях, на работе или в спортзале в команде обычно происходит легче, поскольку уровень стресса не такой высокий. Однако во время основного восхождения ситуация меняется: в экстремальных условиях альпинисты могут начать терять моральные качества и становиться более нервными, раздражительными", – поделился своими наблюдениями альпинист.
Капитан команды добавил, что перед экспедициями проводится тщательный и тяжёлый процесс подбора команды.
Счастье в мелочах
Альпинизм, по словам Омара Асербекова, необходимо просчитывать и с точки зрения риск-менеджмента. Важно понимать собственные ментальные и физические возможности, отметил альпинист. Он уверен, без этого понимания даже не стоит рисковать.
Для Омара Асербекова альпинизм – это не только стремление к покорению вершин, но и возможность наслаждаться простыми радостями:
"Мы не отправляемся в горы, чтобы умирать. Наоборот, мы больше многих любим жизнь и ценим её. Мы стремимся получать удовольствие от преодоления сложностей и находить радость в самых непростых моментах. Когда ты спускаешься с вершины, в этот момент кажется, что всё легко и просто в жизни. Счастье в мелочах, я с этим абсолютно согласен".
Руководитель экспедиции напомнил, что команда начала восхождение 23 февраля. Для этого альпинисты проснулись в 3.00, и в 4.20 уже были в пути. К 9.00 они закончили движение по маршруту, но только спустя полтора часа им удалось установить лагерь.
"Чтобы прорубить место для палатки на склоне горы, ушёл целый час. Весь день мы не ели, не могли нормально расположить ноги на ровной поверхности. Это непросто представить тем, кто не был в подобной ситуации. После такого опыта человек начинает ценить такие простые радости, как возможность помыться или просто напиться воды", – заключил он.
Читайте также:
- 40-летие первой советской экспедиции на Гималаи альпинисты отметили новым восхождением
- На Медеу установили памятник альпинисту Анатолию Букрееву