Это не фигня, и не "дрын-дрын": Как русские домбристы познают казахскую душу
Акын Акыныч
В феврале в Алматы вдруг объявился Анатолий Кашпировский. Афиши зазывали посетить его сеансы в зале "Казахконцерта" бесплатно. Акыныч не устоял:
Loading...
В его репертуаре также новостные кюи про бросающих мусор мимо урн, про главврача, который требовал от подчинённых "крутить больных", и выход в поддержку Димаша Кудайбергенова. Из самого свежего – посвящение Геннадию Головкину в честь победы над Даниэлом Джейкобсом.
Loading...
Акын Акыныч – это русский парень Андрей Фендриков. Договариваемся с ним о встрече и спускаемся в метро. Он поёт для народа про наступающий Наурыз и про многое другое. И обязательно угощает сладостями. Народу очень нравится. Двое парней признаются: первый раз в Алматы. Приехали из Шымкента. Акыныч их удивил сильно и приятно.
– А по-казахски говорите?
Но Андрей его учит и даже, пожалуй, скромничает. В метро он довольно бойко объясняется со "зрителями" на государственном языке. И, по крайней мере, всё понимает. Вопрос "почему домбра, а не гитара, скрипка, саксофон?" ему задают часто.
– Но многие всё-таки не заинтересовались домброй, а вы выбрали…
– Я на территории Казахстана в четвёртом поколении. И говорить о том, что домбра – чужой инструмент, я не могу. Пусть я не рос в ауле, но так или иначе казахская культура и язык имеют влияние… И потом – то, как мне подарили инструмент. Гитару просто купили, а домбру учитель ездила выбирать вместе с мамой, потом её завернули в ткань и долго не показывали. А перед началом занятий учитель сама приехала, прочитала бата и вручила мне её. Это налагает ответственность сразу. Домбра – родной для меня инструмент.
– Ближе, чем балалайка?
– Кстати, балалайка даже для русского человека в России не близка. Это отдельная тема... А моя мама лето проводила в ауле, на станции Матай. Среди казахов, о которых писал Герольд Бельгер. Он часто говорил, что нет такого аула, в котором он рос, осталось мало тех казахов, которых он знал, что меняется человек. А мама моя знала тех самых казахов и из уважения к этим людям предложила мне учиться играть на домбре. И я согласился. Она не питала больших надежд...
Но Андрей втянулся. После школьных кружков окончил Академию имени Жургенова по классу гитары. Пытался получить более практичную профессию психолога, но быстро понял, что в музыке нуждается больше. Всё это время в частном порядке брал уроки у известной домбристки Айгуль Улкенбаевой… Сейчас выступает на концертах, ведёт вечера, участвует в телепроектах и работает над образом Акын Акыныча.
– Вы Акыныча сами придумали?
– Ну, как-то он сложился. Хотя мне подкинули эту идею, и я всегда об этом говорю. Есть такой проект ОрыStar (три парня – Семён, Сергей и Евгений – предлагают в "Инстаграме" шутливые ролики для изучения казахского. – Авт.) – юмор с казахским акцентом, как они сами говорят. Они меня как-то пригласили на совместный вайн. И Семён Махов предложил: "А что ты не сделаешь такого героя, который бы новости в акынском стиле излагал?". И я уже доработал идею.
– А то, что вы поёте людям на улице, – это импровизация?
– Знаменитая фраза: хорошая импровизация – подготовленная импровизация. У меня они подготовленные. Меня представляют акыном. Но это не совсем правильно. В "Инстаграме", например, "Акын Акыныч" пишется с большой буквы. То есть это имя-отчество, а не название профессии. Акын всё-таки – это человек, который на казахском поёт и сочиняет на ходу. (Андрей всегда говорит о своём персонаже в третьем лице. – Авт.) Вот такое раздвоение личности у меня, – шутит.
– Народ всегда хорошо реагирует?
– Практически всегда. Останавливаются, снимают на телефоны, иногда просят поиграть. А однажды мне мастер подарил домбру, которую сам сделал. Я предлагал заплатить, но он отказался: "Деньги я прогуляю и забуду, а если просто возьмёшь, мне будет приятно". Я не считаю свой юмор гомерически смешным. Но, по крайней мере, если заметили, социальные вопросы поднимаю. И мне нравится, что люди репостят эти ролики. Значит, их тоже это беспокоит, что обнадёживает. А цель у Акыныча…
– И правда, какая у Акыныча цель?
– Собрать ту самую аудиторию, которая разделяет с ним точку зрения на социально важные вопросы. Конечно, Акыныч будет развлекать народ, но будет стараться делать это культурно. И теперь круг его интересов не ограничивается новостями. Он стал уже петь о том, что действительно видит вокруг. Например, есть клуб "28 петель", они вяжут для недоношенных детей, и мне так понравилась эта идея, что я поддержал. Конечно, у меня подписчиков не 300 тысяч человек, как у продвинутых вайнеров. И почему-то у многих из них цель – набрать подписчиков и заработать. И это удручает, если честно. В принципе, не осуждаю никого. Это их право – каждый должен зарабатывать как может. Но просто, как так, у всех цель – только деньги? Я всегда говорю, что Акыныч хочет, конечно, больших подписок, но надеюсь, он удержится и не будет ничего рекламировать.
Глеб Пономарёв
Глеб Пономарёв, мягко говоря, поразил Казнет, исполнив композицию Battery группы Metallica на домбре.
Loading...
39 тысяч просмотров на "Ютубе". Об эксперименте написали многие казахстанские издания. Некоторые с припиской: "Кажется, так Battery звучит даже лучше".
– "Металлику" я сыграл не просто так, – объясняет Глеб, – она очень ритмична. Мне захотелось подчеркнуть ритмичные возможности домбры. Мелодия, которую я сыграл, состоит из двух частей. Первая – мелодичное вступление. Мне захотелось показать многоголосье: если вы заметили, там звучат пять домбр одновременно. Для того чтобы композиция была более гармоничной, я добавил бас-гитару. А барабаны, которые вы там слышите, – оригинальные, записанные в 1986 году барабанщиком "Металлики". Я нашёл раритетную запись и поверх неё записал себя. Сыграть что-нибудь необычное на домбре было моей давней мечтой.
Глеб – сын известного казахстанского журналиста Сергея Пономарёва, которого зрители могли видеть в "Портрете недели" телеканала КТК. Но молодой человек знаменит и сам по себе – вполне состоялся. Он мультипликатор, пиарщик и гражданский активист. Пока был студентом, подрабатывал журналистом в газетах и в популярной криминальной передаче "Рейдер".
– После того как я окончил университет, пошёл работать по специальности – маркетологом. Но через некоторое время решил попробовать себя в качестве мультипликатора. С детства у меня было хобби – рисовать, все поля в тетрадях были изрисованы. Нарисовал первый мультфильм – его сразу забрали новостные сайты. Это был остросоциальный ролик о хаотичной застройке Алматы, о непродуваемости города и так далее. Там динозавр ходил, рушил всё, что неправильно построено. Через некоторое время я ушёл из офиса, открыл небольшую студию, мы делали и коммерческие мультипликационные проекты. Но как только у меня появляется свободное время, я сажусь и делаю ролики на темы, которые меня волнуют. Можно сказать, что таким образом я проявляю свою гражданскую позицию.
– Это у вас такое мультипликационное акынство? Видимо, в душе вы акын...
– Можно сказать, что я в некотором роде юродивый. (Смеётся). Я к некоторым вещам очень болезненно отношусь, они меня беспокоят, и я пытаюсь как-то повлиять на ситуацию: рассказать аудитории о проблеме. И вы знаете, я пришёл к такому выводу: если после просмотра моего мультфильма хотя бы один человек задумывается, значит, я не зря потратил время.
Глеб выпустил серию мультиков, в которых с мздоимством оригинальным способом борется супергерой с непечатным именем; прошёлся по экологической теме; "оживил" фотографии Алма-Аты 60-х годов. Какую роль в его гражданском активизме играет домбра? Нередко он выбирает в качестве музыкального оформления для своих роликов композиции, исполненные на этом инструменте.
Loading...
– Особенность домбры как музыкального инструмента в том, что у нее короткий сустейн – длительность звучания струны. То есть, если у гитары я дёрну струну, она будет звучать около 10 секунд, у домбры же она звучит около двух секунд. Из-за этой особенности лично я воспринимаю домбру как струнно-перкуссионный инструмент. Он выдаёт мелодии, и одновременно его можно использовать как ритмический инструмент. Поэтому во время игры на домбре очень важна техника обеих рук: правой рукой тоже можно выполнять кучу интересных финтов.
Профессионально музыкой Глеб никогда не занимался. Самоучка. В 15 лет создал с приятелями "гаражную" группу, играли тяжёлый металл.
– А домбра как появилась?
– Домбру мне подарил очень хороший друг семьи – Арман Шураев (бывший генеральный директор КТК. – Авт.). Как-то мы с ним беседовали, и я рассказал про музыку. Однажды он меня пригласил и сказал: "Глеб, вручаю тебе инструмент, учись и твори!".
– А вечерами поигрываете?
– Поигрываю. Видите, проблема в свободном времени, но когда оно появляется, я беру в руки инструмент. Хочу разучить пару кюев, это нужно знать. У меня в телефоне всегда есть пара кюев Курмангазы. Они красивые, но непростые. Просто так взять и сыграть не получится – там очень много ритмичных рисунков, техника левой и правой рук…
– Ну вот, а современных молодых людей часто обвиняют в полном незнании истоков, культурного достояния. Как в анекдоте: "Курмангазы – это улица в Алматы"…
– Меня вообще взять домбру в руки вдохновили кюи "Адай" и "Сары арка" Курмангазы.
Василиса Муромцева
Законы жанра таковы, что для наглядности – чтобы случаи превратились в тенденцию – нужны как минимум три героя. Поэтому чтобы этот материал вышел, необходимо было найти ещё одного русского домбриста. Они могли бы обнаружиться, пожалуй, в филармонии.
– Да что вы! – изумляются там. – Все солисты у нас – только казахи. Это почти невероятно – найти русского профессионального домбриста.
Но хоть и сложно, а можно. В Алматинском музыкальном колледже имени Чайковского в методическом отделе по телефону отвечают:
– Русский домбрист?.. Есть у нас один, точнее, одна. Это девушка!
Она оказалась прехорошенькой и с исконно русскими именем и фамилией – Василиса Муромцева. Мы встречаемся с ней прямо в колледже – во время окна между занятиями.
– Қалайсың, Василиса? – спрашивает один сокурсник, открывая перед нами дверь.
– А сольфа будет? – интересуется у неё другой – рокерского вида, с гитарой. Это он о сольфеджио, надо полагать.
– Будет, будет! – улыбается Василиса и подтверждает, что она и правда тут диковинка, и даже преподаватель говорит, что домбристы – русские/корейцы/грузины давно у него не учились.
– Домбру вы сами выбрали?
– Да, конечно. Ещё со школьного возраста.
– А почему не гитара, не фортепиано, не скрипка?
– Ну мне очень нравится казахская национальная музыка. Тем более что мы живём в Казахстане. Это как-то ближе к душе. Учительница мне привила эту любовь, когда я записалась на кружок домбры.
– Первый инструмент откуда взялся?
– Первый инструмент мне купили родители на базаре. Он был таким… дешёвеньким. Купили они мне его спустя два месяца после того, как я записалась в кружок. Сначала я занималась в школе на чужих инструментах, а потом, когда появился свой, я, наверное, около месяца засыпала с ним в обнимку. Я занималась часами и даже про учёбу совсем забыла – погрузилась полностью в музыку.
– А вы что-то классическое играете, например кюи Курмангазы, или импровизируете?
– В основном я исполняю, конечно, классическую народную музыку. Я не привыкла играть современные вещи. Но когда собираемся какими-то ансамблями, то, бывает, иногда даже кубинский танец играем.
– На домбре?
– Да. Или, допустим, классические вещи из венской музыки. Моцарта, например, или Баха. Тоже очень интересно получается.
Loading...
– Вы в музыкальной школе учились?
– Я сначала училась в обычной школе, в простой кружок ходила два года. Затем учительница ушла в декретный отпуск, и мне пришлось записаться в музыкальную школу, чтобы не бросать всё это дело. Дальше – больше. Я стала участвовать в конкурсах международных, республиканских, городских, областных…
– Побеждали?
– Я занимала там вторые места, первые, становилась дипломантом, гран-при даже один раз взяла. В душе, конечно, ликовала. Это был такой большой заряд эмоций. В общем, потрясающе...
Василисе 19 лет. Она современна, у неё есть аккаунт в "Инстраграме", она занимается спортом, любит путешествия и всякие девчачьи штучки. Но не считает домбру чем-то старомодным и с удовольствием носит национальные наряды.
– Я сознательно поступила сюда. Как-то спросила у мамы: есть ли в Казахстане музыкальные колледжи, где обучали бы по классу домбры? Мама ответила, что, конечно, есть, что в Алматы очень хороший колледж имени Чайковского. Я настроилась, три года готовилась к поступлению. И вот, в общем, поступила…
– Вы не из Алматы родом?
– Я из Тараза.
– А казахским языком владеете?
– Больше понимаю, нежели разговариваю.
– Чем домбра нравится?
– Мне больше всего нравится история домбры. Мне безумно нравится вообще история – и мировая, и казахская. И когда начинаешь играть эти произведения, погружаешься в то время – в XV, допустим, век. И через музыку понимаешь, что здесь происходило.
– Музыканты говорят, что у каждой домбры свой характер…
– Конечно. Это зависит от того, какой мастер её сделал, из какого дерева, и от того, с какими эмоциями ты играешь. Это всё равно, что водить машину. Допустим, вы ездите на машине три-четыре года и настолько привыкаете к ней, что, когда садитесь в другую, чувствуете себя дискомфортно. Так же и с домброй: когда вы играете на своём инструменте долго и попросите у кого-то его домбру, чувствуется сразу – не твоё. Энергетика совершенно другая, звучание другое. Поэтому мы, музыканты, стараемся свои домбры никому не давать и не обмениваться просто так инструментами, потому что это частичка души.
– Домбра может "вредничать", не звучать?
– Я сама это периодически замечаю. Если у меня нет настроения, тяжко на душе, если устала и начинаю играть, я чувствую, что струны как будто жёсткие, рука не идёт – какое-то напряжение. А бывает ликующие настроение, когда у тебя всё получается, ты радостный – и домбра такая мягкая, прямо поёт буквально. Классно!
Кажется, в Казахстане появился и оформился совершенно новый человек – человек другой формации. Он уже не русский/кореец/немец/чеченец, но, конечно, и не совсем казах. Он казахстанец – продукт культурного симбиоза, который знает, что нужно делать, и которому есть, что сказать.
Василиса: – Конечно, планирую жизнь свою связать с домброй. Хочу не только играть в оркестре, в группах, выступать на концертах. Хочу преподавать игру на этом инструменте, учить этому других людей.
Андрей: – Приятно, конечно, слышать, что ты человек нового формата – казахстанец. Даст Бог, удастся укрепить новую формацию. Если говорить о целях Акын Акыныча, то он хочет именно сблизить людей, объединить. Я заметил, что если говоришь, что ты казах, это всегда вызывает бурю восторгов, это такой лёгкий способ завоевать симпатии. И в принципе, многие этим пользуются: "Мен қазақпын". Но я не могу назвать себя казахом. Я же всё-таки учился думать на русском, а язык накладывает отпечаток на психику. Например, я ленив как русский человек; когда я в России, что-то щемит внутри – берёзки, Пушкин… Но когда концерт оркестра "Отырар сазы" собирает половину зала (причём это родственники музыкантов, сами музыканты), это удручает. И в этот момент я себя чувствую казахстанцем. А когда говорят "одна палка – два струна", я чувствую себя казахом, потому что такое пренебрежение обижает.