"Дети не должны узнавать о сексе в полночь перед 18-летием". Что не так с половым просвещением?
Результаты анонимного опроса казахстанских подростков показали, что в среднем половые отношения у молодёжи начинаются в 15-16 лет. При этом большинство не знает, как защитить себя от ранней беременности и ВИЧ-инфекции.
Похожее исследование провела автор просветительского проекта UyatEmes.kz Карлыгаш Кабатова. Его результаты говорят о том, что казахстанцы путают половое просвещение и сексуальное образование, считая их одним и тем же. Но просвещение в отличие от знаний о сексе – это воспитание в детях моральных ценностей, уважение личных границ, своего тела и тела другого человека, а сексуально-репродуктивное здоровье – способность человека строить здоровые отношения, получать от них удовольствие и иметь детей.
Какие проблемы показали исследования подростков 15-19 лет, и зачем внедрять в школах половое просвещение – в материале Informburo.kz.
"Треть опрошенных подростков сексуально активны"
Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) проводил анонимный опрос среди подростков 15-19 лет во всех регионах Казахстана. Респонденты представляли различные группы:
- школьники,
- учащиеся колледжей,
- студенты вузов,
- молодые специалисты на предприятиях,
- неработающая молодёжь,
- солдаты-призывники.
Результаты показали, что средний возраст начала половых отношений среди подростков и молодёжи в Казахстане 16,5 лет. Аналогичное исследование Национального центра общественного здравоохранения при Минздраве показало цифру ниже –15 лет. Об этом рассказали на заседании дискуссионного клуба Paperlab в Нур-Султане, которое было посвящёно проблемам полового просвещения в Казахстане.
"При этом треть опрошенных подростков уже сексуально активны. Почти 21% отметили, что имели половой контакт до 18 лет. Если мы хотим говорить, что знания о сексе должны поступать в полночь перед 18-летием, то здесь стоит задуматься", – рассказывает представитель ЮНФПА Дина Тельтаева.
Читайте также: Шолпан Жусанбаева, сексолог: На порно выросло целое поколение мальчиков и девочек, они не могут без него вообще
Более одного полового партнёра имеют 44,1% опрошенных. В среднем это четыре партнёра, наиболее часто названное количество – два.
"Это очень важный параметр вкупе с фактором, сколько вообще сексуально активных подростков. Если посмотреть, кто имел более одного полового партнёра, то это говорит о более рискованном сексуальном поведении", – говорит Дина Тельтаева.
Среди опрошенных девушек забеременело 16,7%.
- 62% случаев из них закончились родами;
- 22% – абортами;
- 16% – самопроизвольными выкидышами.
"91% опрошенных не смогли ответить на вопрос, как передаётся ВИЧ"
Шокирующим эксперт назвала уровень знаний подростков о ВИЧ и СПИД.
"91% опрошенных не смогли ответить на вопрос, как передаётся ВИЧ, как он не передаётся. Они не в состоянии распознать, как себя обезопасить от этой инфекции. При том что треть подростков сексуально активны, они ещё и не знают о том, что такое ВИЧ и как он передаётся. Это опасно", – считает Дина Тельтаева.
34,4% респондентов ответили, что снизить риск заражения половыми инфекциями можно с помощью презерватива. 35% опрошенных знают, что при заболевании нужно лечиться обоим партнёрам. Это меньше половины от общего количества участников исследования.
Читайте также: 5 стыдных вопросов о мастурбации
14,6% молодых людей указали, что хотят предохраняться, но не могут из-за отсутствия денег или доступа к медуслугам и консультациям. 15% не покупают презервативы, потому что:
- не знают, где приобрести;
- им негде приобрести;
- не хотят пользоваться;
- нет денег на покупку.
У 14% опрошенных были симптомы инфекций, передающихся половым путём. Но 70% из них так и не обратились за медицинской помощью, хотя эти заболевания чаще всего потом становятся хроническими.
"На вопрос "Почему?" интересен ответ: "Нет конфиденциальности". Молодёжи нужны иные методы консультирования. Если они ходят в ту же поликлинику, куда и взрослые, всегда есть риск встретиться со своими тётей или дядей. Как ты будешь им объяснять, почему сидишь в очереди именно в этот кабинет? В странах, где победили эти риски, есть отдельные клиники или два раздельных входа, чтобы подростки и взрослые не встречались", – поясняет Дина Тельтаева.
Среди других ответов подростки также писали:
- стесняюсь обращаться за лечением;
- боюсь медицинских манипуляций, процедур;
- опасаюсь утечки конфиденциальной информации;
- нет денег на оплату лечения и осмотра;
- опасаюсь насмешек или осуждающего отношения.
Чтобы в Казахстане развивать охрану сексуального и репродуктивного здоровья подростков и молодёжи, нужно соблюдать три принципа:
- вести нравственно-половое образование,
- обеспечить доступ к медицинскому консультированию и услугам до 18 лет,
- обеспечить доступ к контрацептивам для сексуально активной молодёжи.
"Мальчиков никто не учит, что насиловать – это плохо"
Собственное исследование по аналогичной теме провела Карлыгаш Кабатова – автор просветительского сайта UyatEmes.kz. Результаты показали, что в Казахстане нет полового просвещения, потому что у государства нет выстроенной системы по защите сексуально-репродуктивного здоровья молодёжи. Ведётся лишь формальная работа.
"Хотя постоянно говорят о ЗОЖ, вреде курения, алкоголя, но такая важная часть жизни – сексуальная – вообще не учитывается. Надеюсь, новый Кодекс о здоровье всё-таки примут, потому что там прописано, что государство обязано информировать детей в плане сексуально-репродуктивного здоровья. Между ведомствами нет какого-то взаимодействия. Должна быть связь между Минздравом, МОН, гражданским сектором", – рассказывает Карлыгаш Кабатова.
Половым просвещением в Казахстане занимаются только неправительственные и международные организации. Но это капля в море.
"Нам нужен масштабный подход. Только школы покрывают практически 100% детей в Казахстане, поэтому эта сфера знаний должна присутствовать в школьном образовании", – считает Карлыгаш Кабатова.
Второй причиной отсутствия полового просвещения она назвала пресловутый "уят". Родителям стыдно рассказывать об этом детям, так как им самим в детстве об этом никто не рассказывал.
"Мы проводили фокус-группы в пяти городах: Алматы, Нур-Султане, Усть-Каменогорске, Шымкенте, Атырау. Это были группы родителей и подростков, несвязанных между собой. Мы узнали, что родители боятся, даже когда понимают, что им нужно разговаривать с детьми и обсуждать эти темы. Они не знают: с чего начать. Если говорят, то только запретами и стыдят детей за любой интерес и любопытство к этой теме. Хотя это естественное любопытство, когда ребёнок взрослеет", – говорит Карлыгаш Кабатова.
Читайте также: Игнорирование и стыд. Почему в Казахстане нет сексуального воспитания?
Существуют и гендерные стереотипы. Родители считают, что просвещать детей должны только матери, а не отцы. Есть разница между казахоязычными и русскоязычными семьями. В русскоязычных более открыто говорят об этом. В казахоязычных сами дети стараются не задавать лишних вопросов. Исключения встречаются редко.
"Если мы вводим половое просвещение, то для казахоязычных школ должен быть другой подход – более мягкий. Когда мы говорили подросткам: "Зайдите на сайт UyatEmes.kz, там на казахском языке статьи есть", они отвечали, что им читать стыдно. Родители воспитывают в детях страх, стыд, что интимные отношения – это плохо. Но как дети, когда повзрослеют, должны строить семьи и здоровые отношения, если им говорили, что это плохо, грязно? У детей в голове получение знаний о репродуктивном здоровье равнозначно тому, что ты хочешь вести раннюю половую жизнь", – поясняет Карлыгаш Кабатова.
Опросы показали несправедливую разницу установок в семье, когда к девочкам предъявляют много требований, а мальчикам всё разрешают.
"Девочкам говорят: "Ты не должна волосы расплетать, краситься, короткое носить". Родители также говорят: "Если кого-то изнасиловали, она сама напросилась и теперь плачет, сама виновата". Но при этом мальчиков никто не учит, что насиловать – это плохо, нельзя применять любые формы насилия. И когда мы видим новость про забеременевшую школьницу, кидаемся: "Куда мама смотрела, что за невоспитанная девочка", – говорит Карлыгаш Кабатова.
"Приветствуется уважение к старшим, но мы не учим детей говорить "нет"
При этом и у родителей, и у детей есть запрос на половое просвещение, все понимают, что это нужно. Дети хотели бы слышать это от преподавателей на тех же уроках биологии, валеологии, а не заниматься самостоятельным изучением.
В идеале бы ввести в школах предмет по половому просвещению. Но это нереальный вариант, учитывая загруженность школьников и учителей. Поэтому она предлагает разбить это направление на тематические блоки: "репродуктивное здоровье", "изменения в твоём теле", "защита от сексуального насилия" и включить в уже имеющиеся предметы: биологию, валеологию, право, ОБЖ.
Учителям и школьным психологам можно проходить повышение квалификации в этой области с выдачей сертификатов. То есть основы полового просвещения должны стать естественной частью учебного процесса, считает Карлыгаш Кабатова.
Читайте также: Как разговаривать с детьми о сексе?
"Про половое просвещение люди думают, что это значит детей учить сексу. Это не так. Это просвещение на основе научных фактов, достоверной информации. О том, каковы здоровые отношения и как определять нездоровые, учить заботиться о своём сексуальном, репродуктивном здоровье, защищать себя от любого вида насилия. У нас приветствуется уважение к старшим, но мы не учим детей говорить "нет". Ребёнок должен знать границы, что ему приятно, а что неприятно, что приемлемо, а что нет. Это всё половое просвещение, и начинаться оно должно не в старших классах, а с начальной школы", – считает Карлыгаш Кабатова.
Противники полового просвещения утверждают, что детям будет стыдно об этом говорить в школе с учителями, это будет их стеснять. И это действительно так, но если тему перестать преподносить как что-то шокирующее и сделать её нормой, то стыд постепенно уйдёт, считает автор исследования.
"Это должен быть естественный разговор. И чем чаще мы будем об этом говорить, тем это будет проще. Главный принцип – информировать детей, передавать им информацию согласно их возрасту и развитию", – подчёркивает она.
Родителям она советует говорить правду о том, откуда появляются дети. Не стоит сочинять истории о том, что малышей продают в магазине или находят в капусте. Ребёнок всё равно узнает, что это ложь, и поэтому с подобными вопросами подходить к родителю больше не станет.
"Не нужно говорить, что секс – это плохо, грязно, ужасно. Важно подчёркивать, что он – для взрослых: "Это для взрослых, когда ты станешь взрослым, сможешь выражать свою любовь так". И важна последовательность. Должны быть не одноразовые разговоры, а на постоянной основе. Не обязательно обсуждать только эту тему, а любые, чтобы выстроить с ребёнком доверительные открытые отношения", – советует Карлыгаш Кабатова.
"Можно ли замотать крепко скотчем?"
О том, как правильно предохраняться, не знают даже некоторые взрослые, утверждают врачи.
"Были случаи, когда подростки 14-15 лет предохранялись упаковкой от чипсов. К нам поступала девочка с кровотечением. А взрослая женщина, у которой не было возможности купить противозачаточные, воспользовалась губкой для мытья посуды, которой она пользуется дома ежедневно. Вытащить не могла, поступила уже с перитонитом. Ей удаляли орган. До такого доводит половая безграмотность", – говорит акушер-гинеколог Фариза Ташметова.
"У ребят в этом возрасте нет доступа к контрацепции, поэтому мы слышим про пакеты. У меня на тренинге был вопрос: "Можно ли замотать крепко скотчем?" Очень много такого слышу", – подтверждает тренер молодёжной волонтёрской сети Y-PEER, которая занимается половым просвещением подростков, Камила Туякбаева.
По её словам, школы не всегда заинтересованы в половом воспитании подростков.
"Недавно в столичную школу мы пришли с тренингом. У нас были буклеты: "Стесняешься спросить – прочитай". Мы раздаём их, когда ребята стесняются задавать вопросы. Там написано, что такое репродуктивное здоровье, виды контрацепции. Завуч нам сказала, что это им не нужно, у них дети не такие, эта информация для молодых семей. Мне очень часто говорили: "Проводите тренинг по ВИЧ-инфекции, но не говорите слова "презерватив", "секс", – сетует Камила Туякбаева.
Но не всё так плохо, есть школы, которые зовут волонтёров провести тренинги.
"Эта тема в последнее время набирает серьёзные обороты. Общественность уже понимает, что есть проблема, с которой нужно начинать бороться и заниматься образованием, просвещением детей. Иначе будет поздно. Нужно делать выводы и принимать меры на уровне политики, стратегии, местных сообществ, школьной среды", – сказала сотрудник Национального центра общественного здравоохранения Акбота Абильдина.
Читайте материалы проекта Informburo.kz "Половое воспитание"
В управлении образования Нур-Султана сообщили, что пока вводить половое просвещение в школах не планируют. Проводить беседы на эти темы обязаны во время классных часов. Но в проекте Кодекса о здоровье народа и системе здравоохранения эти моменты учли и предлагается:
- в доступной форме давать детям информацию о правильном сексуальном поведении для предотвращения нежелательной беременности и распространения инфекций, передающихся половым путём;
- разработать образовательные программы по нравственно-половому образованию и воспитанию, охране репродуктивного здоровья несовершеннолетних, подготовке к семейной жизни;
- разрешить детям с 16 лет подписывать информированное добровольное согласие или отказ на оказание профилактической, консультативно-диагностической, лечебной и реабилитационной помощи с применением медицинских вмешательств, за исключением искусственного прерывания беременности.
Однако эти предложения у общественности вызывают страхи. Пользователи соцсетей заявляют, что детей в школе будут учить сексу, а врачам разрешат без согласия родителей делать подросткам аборты. Такие голословные утверждения лишь подтверждают, что казахстанцам не хватает полового просвещения.