Последнее землетрясение в Алматы вызвало у многих жителей города эмоциональный шок. Непросто последствия ЧС переживают дети, столкнувшиеся с таким событием впервые в жизни. Редакция собрала для родителей полезные советы психологов о том, как помочь детям преодолеть страх, чтобы он не вылился в посттравматический синдром.

Не паникуйте при детях

Психолог Мейрамгуль Амрина считает, что ни в коем случае нельзя паниковать при детях. Родителям надо учиться преодолевать страх, хорошо знать правила безопасности и следовать инструкциям при землетрясениях и ЧС.

"Конечно, во время землетрясения испугались и запаниковали не только дети, но и взрослые, не зная, что делать. Поэтому советую родителям в первую очередь не паниковать в таких ситуациях. Если у родителей при детях случается паника и истерика, то, разумеется, и ребёнок испугается. Ведь дети всегда смотрят и ориентируются на поведение взрослых", – пояснила Мейрамгуль Амрина.

Если ребёнок после пережитого плачет, надо дать ему возможность поплакать. Важно очень внимательно прислушиваться к его эмоциям.

"Ребёнок может спросить у вас: "Мама, а во время землетрясения наш дом не рухнет? Не останемся ли мы под завалами?" И в такие моменты нужно давать правдивый ответ: что сейчас вы в безопасности, необходимые вещи собраны и что вы в любой момент готовы к стихии. Дети должны верить в вас, в то, что в трудный момент вы себя адекватно поведёте", – привела психолог пример того, как нужно честно и в то же время успокаивающе говорить с детьми.

Ребёнку старше семи лет, по словам специалиста, нужно давать знания, как вести себя при ЧС, и готовить его к любым экстренным случаям. А также объяснять, что землетрясение – это почти всегда неожиданное явление, оно может случиться в любой момент.


Читайте также:


По словам психолога Гульмиры Кульбашевой, в таких ситуациях родителям следует опираться на реальность: посмотреть вокруг себя, убедиться, что на самом деле жизни ничего не угрожает. Да, землетрясение было, но оно не повлекло каких-то серьёзных последствий.

"Вы, как родитель, должны понимать свой страх и тревогу, пробовать делиться, проговорить это с родными. Можно даже перенести свои страхи в текст, прописать на бумаге, если нужно. Главное – не замыкаться, не оставаться с этим страхом наедине и говорить про своё состояние. Чем больше вы делитесь, тем больше вы находите поддержку, и этот страх уменьшается. Это такой способ самопомощи", – порекомендовала Гульмира Кульбашева.

Чтобы ребёнок быстрее восстановился, очень важны его отношения с родителями, которые в первую очередь должны привести своё эмоциональное состояние в равновесие. Дети, напомнила психолог, опираются на родителей. Когда ребёнок видит тревожных родителей, то тоже начинает теряться и подхватывает это чувство.

"Поэтому родители сначала должны с собой поработать, успокоить себя эмоционально. Ребёнок это всё почувствует и автоматически сам тоже начнёт приводить себя в порядок: "Родители спокойны, стабильны, значит, мир безопасен". Это всё взаимосвязано", – отметила специалист.

"Я вижу, что тебе страшно, давай вместе побоимся"

Психолог Лейла Мирас помогала пострадавшим во время прошлогоднего разрушительного землетрясения в Турции. По её словам, землетрясение – это такая же травма, как и любая другая психологическая травма, последствия которой в естественном переживании проживаются два месяца. Как минимум столько времени родители и дети могут бояться возвращаться домой, особенно если были разрушения.

"Пережившие землетрясение будут думать, что вот мы сейчас зайдём, уснём и обязательно что-то разрушится. В течение двух месяцев переживать такой страх, паниковать, тревожиться, плакать – нормально и даже полезно. При этом если ребёнок плачет, его не нужно останавливать, типа "не реви, всё хорошо", то есть не обесценивать его переживания, а надо прямо сидеть и вместе с ним проговаривать его чувства: "Я вижу, что тебе страшно, давай вместе побоимся, мне тоже бывает страшно, смотри, я большая, но я тоже боюсь, и это нормально". Потому что если не пережить эти эмоции, то страх может вылиться в посттравматический синдром", – поделилась опытом Лейла Мирас.

Она посоветовала соблюсти некий алгоритм действий по поддержанию ребёнка и себя физически и психологически. Во-первых, с физической точки зрения очень важно, чтобы у ребёнка было три раза в день горячее питание. Хочет он этого или нет, но горячая еда должна попадать в желудок. Если даже ребёнок не может на завтрак есть что-то горячее, то можно угостить его, например, какао или киселём. Это будет выводить организм из состояния "замри".

Во-вторых, нужно практиковать йоговское дыхание: вдох через нос в течение четырёх секунд, задержка дыхания на столько же и выдох через рот также в течение четырёх секунд. Такое упражнение, по словам психолога, помогает, если у ребёнка начинается тревожность, паническая атака или приступ страха, при котором он не может что-то сказать или задыхается.

"И в-третьих, нужно практиковать прогулки, пробежки, растяжки, гимнастику или ту же йогу. Всё, что вы можете сделать, чтобы вытащить тело из "замороженного" состояния. Короче, подойдёт любая кардиотренировка, при которой ребёнок вспотеет", – порекомендовала Лейла Мирас.


Читайте также:


Если у ребёнка от нуля до семи лет шоковое состояние, он плачет или истерит, то ему нужно дать попить что-то тёплое, просто обнимать и петь колыбельные.

"И больше ничего не нужно. Даже если ребёнок большой, вспомните, какая у него была любимая песня в детстве, и пойте. И тогда мама сама тоже будет успокаиваться и выдыхать", – сообщила Мирас.

Психолог практиковала этот метод в эпицентре землетрясений в Турции, когда приезжала в деревни и там взрослые и дети были в шоке и оцепенении. Многие потеряли родных под завалами.

"При этом я не знала турецкий. Но нужно было выводить их из такого состоянии, и я просто давала им чай, обнимала, качала и пела им казахскую песню, которую мне пела в детстве бабушка. Никто не понимал её смысл, но все начинали плакать, проживать чувства и оттаивать", – привела пример психолог.

По словам специалиста, дети тревожатся или как-то страдают, только если родители рядом тревожатся, пугаются, но не говорят про это. Зачастую взрослые пытаются делать вид, что с ними всё в порядке. Но очень важно, чтобы дома были легализованы страх и тревога.

"Все испугались, всем страшно, и это нормально. Если мама просто замирает и внутри где-то тревожится, то дети, особенно от нуля до семи лет, будут транслировать этот страх и тревогу, потому что они напрямую связаны эмоционально с мамой. То есть если мама не проживает тревогу открыто, то дети будут вдвойне проживать эту тревогу. Поэтому очень важно, чтобы мама и папа проживали свою тревогу, чтобы они пугались, плакали, кричали, если надо", – подчеркнула психолог.

При этом дети будут видеть, что да, родителям страшно, но они продолжают что-то делать, еда утром всё равно на столе появилась, мы всё равно пошли в школу, и это будет означать, что бояться можно и бояться, тревожиться – это не плохо, что с этим живут, что так можно жить.

"Важно продолжать рутинные действия, которые вы делаете каждый день. Мол, давай вместе побоимся, поплачем, я тебя пожалею, обниму, и мы пойдём дальше смотреть там мультики или делать наши обычные дела", – резюмировала Лейла Мирас.

Не обесценивайте чувства ребёнка

Коуч по детскому воспитанию Гульнара Карибекова считает, что в любой опасной ситуации дети очень ждут одну-единственную поддержку – поддержку родителей.

"Родители сейчас, как никогда, должны помнить, что несут ответственность за безопасность детей. В сложившейся ситуации очень важно не обесценивать чувства и эмоции ребёнка, которые могут быть реальными и ценными для него", – заявила специалист.

Как родители по незнанию могут обесценивать чувства и эмоции ребёнка? Если они постоянно говорят:

  • "Не бойся".
  • "Ничего страшного".
  • "Сейчас всё пройдёт".
  • "Смотри, мы ведь не боимся, и ты не бойся".
  • "Ты не бойся и не плачь, младшие, глядя на тебя, тоже будут бояться" (при обращении к старшим детям).
  • "Не плачьте, не нойте".
  • "Просто замолчите и успокойтесь".

Родителям важно проявить понимание, уважение и поддержку к чувствам своих детей. Ребёнку необходимо дать понять, что он имеет право чувствовать то, что он чувствует.

"Нужно проговорить свои чувства и переживания спокойным и тихим голосом. Таким образом мы учим детей эмпатии. Помогаем им понимать чувства других людей, создавая осознание, что эмоции важны у всех. Важно внимательно слушать ребёнка, глядя ему в глаза и самому сохраняя спокойствие. Важно объяснить детям, что произошло на самом деле, используя простой и понятный язык. Подчеркните, что они в безопасности", – акцентировала внимание Гульнара Карибекова.

Также она советует проводить больше времени вместе. Играть и общаться, чтобы создать ощущение безопасности. Если дети проявляют признаки серьёзного стресса, то нужно обратиться за помощью к специалистам. При этом важно помнить, что каждый ребёнок уникален и подход к поддержке может различаться.


Читайте также:


Семейный и детский психолог Ирина Юсупова также акцентировала внимание родителей на том, чтобы они не обесценивали переживания детей. И кроме эмоциональной поддержки ребёнка, постоянного общения с ним и совместных переживаний и обсуждений посоветовала чаще играть с детьми.

"Если с подростком можно поговорить, то с ребёнком до 12 лет можно ещё и поиграть. Можно также посетить какие-то групповые занятия с психологом в игровой форме. Это может быть игротерапия либо детская психодрама. И через игру ребёнок может освободиться от своего стресса или снизить этот стресс эмоционально, получить поддержку, получить высвобождение и хорошие эмоции", – сказала Ирина Юсупова.

Конечно же, по словам Юсуповой, важно говорить с детьми про безопасность, информировать ребёнка о том, как он может себя обезопасить.

"Эти знания дают некую устойчивость. И родители могут с детьми обсудить план действий в случае повтора землетрясения. То есть если будет такое, то мы делаем так и так. Если вдруг мы потеряем друг друга, то мы делаем вот так. Надо проиграть и проговорить все сценарии, в том числе страшные, а также обсудить, что можно в такой ситуации сделать", – посоветовала специалист.

Но что ещё важнее, по её словам, это восстанавливать ту жизнь, которая была до землетрясения: быт, учёбу, тренировки и так далее. То есть как можно быстрее вернуться к привычному, повседневному режиму или расписанию, чтобы восстановить чувство безопасности.