25 апреля Нацбанк Казахстана повысил базовую ставку с 13,5 до 14%. Это уже третий пересмотр ставки с начала 2022 года. По сути, это признание, что заявленный сначала порог инфляции в 10% Казахстан уже перешагнул. Фактический размер инфляции оценивается на уровне 13%.

Вслед за базовой ставкой банки начали пересматривать в сторону увеличения ставки по кредитам и депозитам. Казахстанские экономисты рассказали Informburo.kz, каких изменений ждать в экономике в ближайшее время.

О чём следует позаботиться казахстанцам в период роста цен

Управляющий партнёр ТОО "Vitis Advisors Group" Ольга Эм рассказывает, как регулирование базовой ставки влияет на инфляцию в стране: "Нацбанк таргетирует инфляцию (меры по обеспечению ценовой стабильности. – Ред.), поэтому она по итогам апреля составила 13,2%. Поскольку базовая ставка установлена Нацбанком на уровне 14%, то мы будем в ближайшее время наблюдать удорожание кредитов, повышение процентных ставок, цен – и на приобретение новых авто, и на недвижимость (хоть в новостройках, хоть на рынке вторичного жилья)".

С другой стороны, ставка повлияет и на пересмотр процентных ставок по депозитам в сторону увеличения. По словам экономиста, казахстанские коммерческие банки уже рассылают сообщения своим клиентам о том, что ставки по депозитам подняли до 13% годовых – плюс-минус.

Очевидно, что повышение базовой ставки ведёт к удорожанию денег, а значит, скорость кредитования на рынке замедлится. Новые деньги уже не будут притекать с такой скоростью, которая наблюдалась на рынке в последние годы.

Эксперт сравнивает ситуацию с инфляцией в Казахстане и Соединённых Штатах, уточняя, что в США в настоящий момент инфляция зафиксирована на уровне 8,5% годовых, между тем процентная ставка до сих пор 0,5%. Тогда как в Казахстане ситуация с инфляцией похожая (чуть хуже – 13,2%), но процентная ставка уже 14%.

"Понятно, что пока Нацбанк будет таргетировать инфляцию, будет замедляться процесс обесценивания денег. Но все должны понимать, что покупательная способность населения из-за высокой инфляции продолжит снижаться. Естественно, потребительское кредитование и ипотека будут повышаться, расходы у домашних хозяйств – расти".

По мнению эксперта, государство за счёт бюджета будет и должно субсидировать отрасли, которые считает стратегически важными для экономики страны. Какие отрасли нуждаются в господдержке и важны в структуре экономики – это вопрос к правительству. Но это найдёт отражение в расходной части госбюджета Казахстана, который формируется из налоговых и таможенных поступлений, других платежей.

В период роста цен, который беспокоит всех казахстанцев, эксперт советует максимально позаботиться:

  • во-первых, о снижении долговой нагрузки на семейный бюджет;
  • во-вторых, о повышении доходной части бюджета;
  • в-третьих, об увеличении накопительной части, которую необходимо сохранять и защищать от инфляции.

"Необходимо увеличивать резервы к накоплению денег. Если инфляция в стране 13%, соответственно, доходность по сбережениям должна быть выше этого порога для сбережений в тенге и выше 8% – для сбережений в долларах", – добавляет Ольга Эм.

Из двух зол Нацбанк выбрал меньшее

Генеральный директор Damu Capital Management Мурат Кастаев соглашается с тем, что повышение базовой ставки приведёт к сокращению темпов и объёмов кредитования населения: "Но надо признать, что эта мера вынужденная и продиктована существующей экономической ситуацией. Кроме того, потребительский спрос в Казахстане в последние годы показывал рост в десятки процентов, так что пришла пора его немного притормозить".

Он напоминает, что увеличение базовой ставки ведёт и к росту процентов по депозитам для населения, а значит, к увеличению популярности соответствующих банковских продуктов как к одному из консервативных способов сбережения доходов населения.

Одинаковый размер базовых ставок в Казахстане и России эксперт считает совпадением (на уровне 14%), поскольку, по его мнению, базовая ставка, которую поддерживает Центробанк РФ, – явление абсолютно нерыночное, так как курс национальной валюты соседней страны поддерживается искусственно.

В настоящее время уровень годовой инфляции в Казахстане оценивается в 12%, Нацбанк же поднял базовую ставку до 14%, то есть реальная процентная ставка находится на уровне +2%.

"Если устанавливать ставку ниже уровня инфляции, то получим классический вариант, который войдёт в учебники по экономической теории, – это Турция. В этой республике инфляция оценивается в 60%, а годовая ставка в четыре раза меньше. Благодаря этому не первый год мы наблюдаем массовый отток капитала из Турции. Национальная валюта – лира – обесценивается, уровень жизни населения снижается, и конца края этому процессу не видно. Так что пример Турции – это то, как делать не надо", – считает эксперт.

Нацбанк РК принимает правильные решения, поднимая уровень базовой ставки и тем самым повышая ставки кредитов на рынке. Это, конечно, замедляет темпы роста экономики, но замедляет и темпы инфляции, поэтому из двух зол Нацбанк выбирает меньшее.

Ставка в этом году, скорее всего, будет ещё пересматриваться вслед за изменением динамики инфляции. Если инфляция будет расти, то и ставка будет повышаться, прогнозирует Мурат Кастаев.

Разрушение цепочек поставок – ещё одна причина роста цен

Генеральный директор AERC Жаныбек Айгазин считает, что бороться с инфляцией в условиях рыночной экономики возможно только через увеличение стоимости денег, сокращая тем самым инвестиционный и потребительский спрос. В странах с развитой рыночной экономикой для того, чтобы выпустить пар, снизить темпы инфляции, обычно увеличивают базовую ставку, делая деньги дороже и снижая тем самым привлекательность инвестиций и потребление.

"Сейчас в мире наблюдается тенденция к нарастанию инфляции вследствие неудовлетворенного отложенного спроса, выросшего из-за значительного объема фискальных стимулов и нарушения цепочек, связанных с пандемией, – говорит экономист. – Из-за этого повысилась стоимость перевозок, выросли цены на биржевые товары. Мы наблюдаем третий год подряд, как спрос увеличивается, а товаров не хватает".

По словам экономиста, в 2020 году из-за пандемии развитые страны потратили до 10% своего ВВП на меры монетарного смягчения для удешевления денег для бизнеса и населения. Дополнительно к этому добавились широкие фискальные стимулы – льготного налогового обложения, увеличения затрат бюджета на поддержку бизнеса и населения.

Аналогичные меры предпринимал и Казахстан. Это и расширение господдержки МСБ, и выплаты населению "вертолётных денег". (Справочно. По официальной информации, размещенной на www.primeminister.kz, из республиканского бюджета только в 2020 году на разные социальные выплаты населению было направлено свыше 3,4 трлн тг, пособия получили свыше 4 млн человек (6–7% ВВП республики).

При этом в Казахстане и России разные причины инфляции, уточняет спикер. Так, в РФ участники внешнеэкономической деятельности не могут покупать импортные товары, потому что им запрещено пользоваться инвалютой. На рубль можно покупать только российские товары. А в Казахстане цепочки производства и поставок были нарушены в связи с санкциями с начала российско-украинского конфликта.

"Ещё совсем недавно общая граница с РФ свыше восьми тысяч километров – это было благо, потому что большой рынок по соседству – это всегда большие возможности. Но сегодня в режиме антироссийских санкций торговать с Россией придётся с осторожностью, чтобы не нарваться на вторичные санкции. Особенно это касается товаров двойного назначения", – подчёркивает Жаныбек Айгазин.

На курс тенге влияет рублёвый канал: 42% импорта в Казахстан поступает из России и 15% экспорта из Казахстана отправляется в Россию. Быстро избавиться от зависимости не получится.

Чем быстрее Казахстан сможет диверсифицировать свой импорт, заменить российские компании поставщиками из других стран, тем быстрее оторвётся от рубля, считает спикер. Но на это потребуется время, и такой импорт будет дороже, потому что в логистике придётся выстраивать новые маршруты в обход ближайшего соседа – России.

"Сейчас очень многие экономические решения завязаны на геополитике. С одной стороны, специалисты отмечают высокий уровень инфляции, связанный с нарушением глобальных цепочек поставок, с другой стороны, санкции, которые бьют по странам, находящимся в тесных торговых отношениях с Россией. Всё это вызывает большие вопросы и озабоченность", – заключает эксперт.


Читайте также: