Чем запомнился Бауыржан Байбек за год работы акимом Алматы
Изменения, бросающиеся в глаза
С приходом Байбека алматинские школы, колледжи, больницы, КСК начали публиковать свои отчёты о финансовой деятельности. Он начал контролировать работу КСК: стали ремонтироваться кровли крыш, подъезды, во дворах стало меньше мусора.
Бауыржан Байбек приостановил финансирование строительства высокогорного курорта "Кок-Жайляу", ввёл запрет на строительство зданий высотой более трёх этажей выше проспекта Аль-Фараби. После сильного пожара в баре Korova и супермаркета "Юбилейный", аким поручил проверить все пристройки к домам и некоторые даже начали сносить.
Одним из главных дел акима за год можно назвать уменьшение платы за детский сад – с 38 000 до 15 000 тенге.
Обратная связь акимата Алматы с населением через Instagram и Facebook продолжается. По последним данным, 85% обращений решаются.
В июле Бауыржан Байбек заявил, что основной девиз акимата Алматы – "Открытость, прозрачность, подотчётность".
Бауыржан Байбек занялся вплотную благоустройством города. Самым скандальным решением акима было изменение размеров билбордов. Рекламные агентства подавали в суд, писали жалобы в надзорные органы, заявляя, что при принятии новых правил с ними не советовались. Спор закончился победой администрации города. Теперь на улицах мегаполиса будут устанавливаться билборды максимальным размером 2,5х3,5 метра или 2х6 метров вместо 3х6 метров и более.
Многие алматинцы уже знают, кто руководит городом. Бауыржан Байбек запомнился жителям хорошим парнем и велосипедистом.
Чем запомнился Бауыржан Байбек в первое полугодие своей работы акимом Алматы, читайте здесь.
Смена команды
За год Бауыржан Байбек полностью сменил своих заместителей. В мае его покинул Болат Сауранбаев, который работал в команде Ахметжана Есимова. На его место пришёл пришёл Султанбек Макежанов, занимавший с 2010 года должность акима Медеуского района. Помимо этого Байбек сменил практически всех руководителей управлений.
Частные инвестиции
Бауыржан Байбек продолжает активно привлекать частные инвестиции в социальную сферу города. В рамках государственно-частного партнёрства в Алматы было открыто более 85 детских садов. Также пресс-служба градоначальника сообщала о строительстве нескольких школ, поликлиник и дошкольных учреждений за счёт предпринимателей.
Бизнесмены устанавливают во дворах домов детские площадки. По данным пресс-службы, только за 2015 год в Алматы в рамках государственно-частного партнёрства построили более ста площадок: около 20 футбольных и около 10 баскетбольных полей, более 80 спортивных и детских площадок с уличными тренажерами.
Помимо этого в Алматы продолжают приходить иностранные бренды. В феврале в Алматы открылся первый в Казахстане французский супермаркет Carrefour. Летом открылся McDonald's, запустились сразу два вида международных служб заказа такси – Uber и "Яндекс Такси". Также до конца года планируется открытие гостиниц Kempinski, Hilton и Maqanhotel.
Цифры
На сайте акима Алматы размещены итоги социально-экономического развития мегаполиса за январь – июнь 2016 года:
- с января по июнь сдано в эксплуатацию 803,5 тысячи кв. м жилья, что больше на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года;
- по официальным данным, за первое полугодие среднемесячная заработная плата составила 168 724 тенге, а уровень безработицы – 5,3% , с начала 2016 года создано 11 893 рабочих мест;
- в консолидированный бюджет на 1 июля 2016 года поступило 770,5 млрд тенге налогов и других обязательных платежей;
- реально располагаемый бюджет города Алматы на 2016 год составил 385,2 млрд тенге, в том числе: расходы местного бюджета – 217,9 млрд тенге, трансферты и кредиты из республиканского бюджета – 167,3 млрд тенге.
Транспорт
После множества критических замечаний в адрес системы "Онай" в феврале вернулись в продажу месячные проездные билеты. В июле в общественном транспорте Алматы начали появляться терминалы для разовой оплаты проезда. На сегодня такой техникой оборудованы автобусы 57 маршрутов. Таким образом Бауыржан Байбек продолжает бороться с теневым оборотом в сфере общественного транспорта.
В марте стало известно, что ЛРТ в Алматы запустят к 2020 году. Первая ветка трамваев будет построена от улицы Жетысуской по улице Толе би и до Алатауского района.
Что касается классических трамваев, то в июле стало понятно, что в Алматы их уже не будет. Власти города начали демонтаж электролиний. Также на сайте АО "Центр развития города Алматы" объявили конкурс на создание концепции общественного пространства на месте депо. Горожанам предлагают варианты ответов: магазин, кафе, парки, музеи. Теперь от количества голосов зависит, что появится на месте трамвайного депо.
Бауыржан Байбек после передачи муниципального автопарка в доверительное управление частной компании из Шымкента ТОО "Green Bus Company" заявлял, что в апреле на дороги города выйдут 200 автобусов марки ЛиАЗ. Позже в акимате заявляли, что инвестор – ТОО "Eurasian Trans Limited" – приобретёт эти автобусы и только 100 из них выйдут на маршруты в I полугодии 2016 года. Но обновления не произошло. И только в мае в Алматы появились 35 автобусов марки Daewoo, которые приобрёл ТОО "Green Bus Company". Ещё 100 автобусов компания планирует приобрести до конца года. Также Green Bus Company отремонтировал более 90 автобусов, которые находились в нерабочем состоянии.
Loading...
10 августа выделенные полосы для общественного транспорта появятся на двух центральных улицах: Желтоксан и Наурызбай батыра. В начале июля спецполоса была запущена по проспекту Райымбека. До конца года планируется запуск "выделенки" на улице Толе би.
27 июня в Алматы заработали платные парковки. Первые паркоматы были установлены в районе Зелёного базара. Первые 15 минут остановки – бесплатно, затем каждый час стоянки стоит 100 тенге. В ближайшее время городские власти планируют установить паркоматы возле акимата Алматы.
Продолжается строительство развязок в Алматы. Летом было открыто движение на пробивке улицы Толе би до ВОАД. В сентябре 2016 года планируется сдача транспортной развязки на пересечении пр. Рыскулова и ул. Саина. На следующий год также запланировано строительство и открытие нескольких развязок.
Байбек и велосипед
В феврале Бауыржан Байбек заявил о том, что 85 сотрудников акимата вместе с ним пересядут на велосипеды. Это заявление градоначальника вызвало бурное обсуждение в сети: акима начали троллить, люди придумывали различные мемы. Бауыржан Байбек так и не приехал ни разу на двухколёсном транспорте на работу, его видели на велосипеде только на велопробеге.
Loading...
Потоп в Алматы
Весной и летом 2016 года улицы Алматы топило несколько раз. 29 апреля в Алатауском и Жетысуском районах из-за обильных дождей и повышения уровня воды в русле реки Каргалинка произошло подтопление 59 частных жилых домов (уровень воды 30 см) и 59 дворовых территорий (уровень воды 40 см) в нижней части города Алматы.
30 апреля вечером затопило микрорайон "Алгабас". Спасатели и техника прибыли на место около полуночи. До тех пор спасать свои дома людям приходилось самостоятельно. ЧП произошло по той же причине – из-за повышения уровня воды в реке Каргалинка.
В Наурызбайском районе также подтопило две улицы в микрорайоне "Таусамалы". Кроме этого подтопило и автодорогу с Медеу до Шымбулака. В результате переувлажнения почвы из-за обильных ливневых дождей в бассейне реки Киши произошёл случай обвала грунта: забился наносом трубчатый мост на реке Сарысай.
Как и положено акиму, Бауыржан Байбек посетил подтопленные районы и дал указания своим подчинённым.
16 мая в Алматы снова прошёл сильный дождь, в результате чего вода опять затопила некоторые районы города. В Комитете по чрезвычайным ситуациям МВД сообщали, что в результате сильных ливневых дождей в Алматы было зарегистрировано 127 случаев затопления частных жилых домов и придворовых территорий.
17 июня в городе выпала месячная норма осадков. Снова ливневые канализации города не справились с потоком воды. Из-за ливня под воду ушли улицы Толе би, Жарокова, Навои, проспект Аль-Фараби и другие. Некоторые автомобили не могли проехать по реке, образовавшейся на дороге, и глохли. Пешеходам удавалось пройти по улицам Алматы только в резиновых сапогах. Вода также подтопила подземные переходы.
Loading...
Потоп в Алматы прославился на весь мир благодаря электромобилю Tesla, элегантно проплывшему мимо заглохших в воде машин. Это и стало причиной возмущения премьер-министра Карима Масимова. Бауыржану Байбеку на заседании Правительства РК пришлось объяснять, почему после сильных дождей город уходит под воду.
После серии потопов власти Алматы нашли деньги на ремонт арычной системы города, на эти цели выделено более 600 млн тенге и охватят около 25 км сетей. Также планируется строительство новых арыков.
Теракт в Алматы
Днём 18 июля в Алматы произошла перестрелка. За 24 минуты стрелку удалось убить троих полицейских и двух мирных жителей. В мегаполисе впервые объявили "красный" уровень террористической опасности. Правоохранительные органы признали происшествие терактом. Полиция задержала Руслана Кулекбаева, который, по их данным, дал признательные показания.
18 июля Бауыржан Байбек не появился на публике. Только на следующий день, 19 июля, он посетил раненных полицейских в Больнице скорой неотложной помощи, а также съездил к родственникам погибших стражей порядка и выразил соболезнования.
По данным пресс-службы акима Алматы, 18 июля Бауыржан Байбек находился в городе.
Мнение общественников о работе Байбека
Политолог, директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев считает, что Бауыржан Байбек в истории страны будет ассоциироваться с двумя датами: 21 мая и 18 июля. По словам Досыма Сатпаева, 21 мая градоначальник не вышел к алматинцам, которые намеревались выйти на несанкционированный митинг на площади Республики, при том что в других регионах акимы выходили к митингующим и разговаривали с ними. Таким образом, считает Сатпаев, по политической репутации Бауыржана Байбека был нанесён серьёзный удар.
"Вторая дата – это теракт, – продолжает ДосымСатпаев. – Тогда возникла очень странная ситуация: на какой-то период времени аким вообще исчез из информационного поля. Хотя традиционно везде позиционировал себя как активный участник различных PR-акций и "светился" во всех информационных кампаниях. В этот сложный период для города его руководство временно самоустранилась, что и стало причиной этого мощнейшего информационного вакуума, который заполнялся разными слухами. От руководства города в первую очередь ждут адекватной и правильной реакции в чрезвычайных ситуациях. От руководителя города не ждут популизма и простого пиара. Этим может заниматься кто угодно, но не руководитель крупного мегаполиса, испытывающего большое количество разных проблем.
Проблемы нужно решать, причём не ради картинок в Instagram, а решать долго и кропотливо, с учётом мнений разных сторон. Самое главное, от акима ждут, в том числе, и чёткой позиции по тем кризисным ситуациям, которые в городе могут возникать. К сожалению, такой позиции в самые кризисные периоды для города не было продемонстрировано. Поэтому мне кажется, что, с точки зрения антикризисного менеджера, Байбеку можно поставить "двойку", с точки зрения пиара – "пятёрку".
Досым Сатпаев считает, что направление деятельности Бауыржана Байбека пока непонятно.
"В течение года я не могу выделить чего-то существенного и значимого с точки зрения развития городской инфраструктуры. Потому что, ещё раз повторю, городу нужны не просто красивые и публичные акции с участием акима, а в городе нужно решать те, пускай и старые, но наболевшие проблемы, которые при нём дали о себе знать. Проблемы с затоплением города во время дождей, или сейчас будут обсуждать проблемы связанные с сейсмоусилением. Все эти проблемы, понятно, возникли не только при Байбеке. Понятно, что это очень долгая и длинная история и все эти проблемы не решались. Но год – это довольно достаточный период, для того чтобы показать направления своей деятельности. Пока направлений чётких указано не было", – продолжил политолог.
Что касается развития транспортной инфраструктуры, Сатпаев напомнил, что реализация проектов началась ещё до прихода Бауыржана Байбека на должность акима Алматы:
"Не стоит забывать, что и при предыдущих акимах создавались новые развязки, если вы помните, тоже со скандалами. И метро открывалось до Байбека. Мы сейчас о Байбеке знаем, что была приостановлена работа трамваев. С точки зрения решения транспортных проблем, я бы не сказал, что здесь тоже есть большие результаты. Многое было сделано до него, он внёс какие-то определённые коррективы. Но говорить о какой-то стратегической работе я бы ещё не стал. Может времени мало? Мне кажется, что в этом сегменте нечем похвастаться".
Член общественного совета Алматы Думан Капасов вспомнил шесть положительных моментов в работе Бауыржана Байбека:
- Я бы отметил газификацию частного сектора и транспорта. Мы можем наблюдать, что с каждым месяцем всё больше подключаются объектов. За последний год было подключено около трёх тысяч точек. Где-то льготное подключение было, где-то просто снижена была цена с 300 до 160 тысяч тенге. Идёт реконструкция газовых сетей, аварийность уменьшена на 17%.
- На данный момент 32 автобуса закуплено, ещё 100 едут к нам. Я считаю это большим плюсом в улучшении экологической ситуации города.
- Ведётся строительство новой арычной системы, постоянно проводится чистка старых арыков. Город показал, что не готов к таким осадкам. Бауыржан Байбек ведёт работу в этом направлении, что очень радует.
- Открытость как и самого акима, так и акимата. В Instagram мы можем наблюдать, что вопросы граждан не остаются без внимания.
- Акимат ведёт работу и по привлечению инвестиций. В рамках государственно-частного партнёрства появилось около 95 дошкольных учреждений.
- Можно выразить акиму Бауыржану Байбеку признательность на то, что по его указанию принято решение о снижении платы в детских садах с 30 тысяч до 15 тысяч тенге. Это, по моему мнению, очень большой вклад в социальную сферу нашего города.