Генеральный директор "31 канала" Багдат Коджахметов дал интервью популярному международному журналу Prensario international. Журнал широко известен среди телекомпаний, продюсерских центров и других профессионалов рынка. В интервью Багдат Болатжанович рассказал об основных тенденциях на рынке ТВ Казахстана, а также высказал свою позицию по проблемным вопросам развития телевидения. Здесь мы приводим сокращённую версию интервью на русском языке.

- Багдат Болатжанович, какова позиция "31 канала" на местном телерынке?

- "31 канал" однозначно является лидером национального вещания в Казахстане. Наш канал – ровесник независимости Республики и ассоциируется с новыми веяниями, обновлением общества. А последние три года мы начали позиционировать себя как канал для просмотра всей семьи. Поэтому и наш слоган звучит так: "Смотрим всей семьёй!". Дело в том, что наши исследования показали: казахстанцы имеют одну особенность, которая заключается в устойчивых, соблюдаемых традициях, когда семья – это номер один для каждого из нас. И в семье есть два ствола. Что касается соотношения "семья и телевидение", то здесь нам удалось выяснить, что в Казахстане всего 1,25 телевизоров на одну семью. И сокращение идёт не потому, что мы бедные, а потому что телевидение уходит с традиционных экранов в современные девайсы.

Мы также выяснили, что каждая семья, независимо от того, сколько у неё в доме телевизоров и какой уровень достатка, собирается как минимум один раз в день у телевизора. Члены семьи даже могут не смотреть его, а просто пить чай, беседовать. И такая традиция у большинства семей в Казахстане. В течение дня один из членов семьи в определённый период, в зависимости от режима его дня, имеет доступ к телевизору. И он определяет, что смотреть другим. Это есть семейное "телесмотрение" по-казахстански. И мы считаем, что нашли нашу нишу и технологичный способ добраться до каждого казахстанского телезрителя, что и позволяет нам быть в топ-3, а по многим другим параметрам, к примеру, в самом большом городе страны – Алматы – в аудитории от 6 до 54 лет, а также в аудитории от 6 до 54 лет среди казахского населения – быть номером один.

- Каковы программные тренды в Казахстане? Какая аудитория смотрит в стране телевидение и кто главные зрители Free TV (кабельного, digital)?

- Мы пытаемся постоянно держать руку на пульсе, чтобы видеть куда идти. У нас, конечно, есть стратегический план развития как минимум на 5 лет. Что касается ближайших перспектив, то, думаю, что сохранится традиционное смотрение мелодраматических сериалов производства Турции, России. Резких изменений в зрительских предпочтениях не произойдёт. Основные зрители Free TV – это женщины в возрасте 16+, с более высоким достатком, но в своих предпочтениях на ТВ они мало чем отличаются от остальных зрительниц.

Есть другой вопрос. Негативные экономические события последних двух лет в Казахстане привели к тому, что покупательская способность резко упала. Мы теперь не можем позволить себе как покупку, так и производство дорогих качественных продуктов.

Какие могут быть тенденции в ближайшие 2-3 года, если зритель не поменялся даже за последние 20 лет?.. Другое дело, что его становится меньше. Меньше становится и на Free TV. И вообще, традиционный зритель в Казахстане, как и во всём мире, стареет. Молодёжь перестала смотреть телевизионные новости, то, что производят классические телеканалы, потому что у неё новый формат, клиповая система мышления. Она не может воспринимать информацию объёмом более пары абзацев или продолжительностью более двух минут. В зависимости от предпочтений таких зрителей, которых станет большинство примерно через 5-7 лет, будет меняться и сама технология производства телепродуктов. К примеру, сейчас очень популярны вайнеры, которые производят лёгкое видео продолжительностью не более 10-15 секунд. Я думаю, что мы тоже будем меняться. А кто не поменяется – станет динозавром и умрёт, как это было в Ледниковом периоде.



- Ваши будущие планы по развитию канала?

- В первую очередь мы делаем ставку на собственное производство. И очевидно, что в будущем выиграет тот, кто научится производить дёшево и качественно. Потому что у казахстанского зрителя есть потребность смотреть наше, отечественное. И только сейчас, спустя 20 лет после появления в стране независимого телевидения, предпринимаются первые шаги, чтобы удовлетворить этот спрос.

Но здесь есть один минус. Это особенность казахстанского рынка, которая заключается в том, что у нас огромная страна и небольшое по численности население – всего 17 миллионов человек. Соответственно, и рекламный рынок узкий. К тому же в валютном эквиваленте он потерял 100-120% за последний год. Поэтому производить большие шоу, которые пользовались бы большой популярностью среди казахстанцев, нам пока не по силам. Государство, к сожалению, пока не выработало чёткую систему оказания помощи казахстанским телеканалам. Хотя в стране работает государственная программа импортозамещения. Я считаю, что в этой программе телевидение по приоритету должно стоять первым. Потому что прежде всего нужно почистить мозги и уже после этого делать всё остальное. Мы надеемся, что с приходом нового министра информации ситуация поменяется.