Скандалы вокруг системы электронной оплаты проезда "Онай" не утихают и спустя год после её запуска. Теперь возмущаются условиями работы перевозчики. Директор автопарка "Мадина" Бекен Тыныштыкбай пожаловался на "Транспортный холдинг города Алматы" городскому прокурору Берику Асылову. Он считает, что система не оправдала себя. 

"Если вы помните, при запуске "Онай" говорили, что всё выведут на чистоту, у нас прибыль увеличиться на 30%, будет диспетчеризация, оптимизация, маршрутизация – всё в электронном виде. Это всё осталось на словах. Их цель была просто прийти, засунуть руки в наш карман и брать с нас проценты. Из того, что они говорили, ничего не сделано. Я написал письмо прокурору города, был на приёме у него. Вообще систему "Онай" сделали таким образом, чтобы только душить нас", – возмущается Бекен Тыныштыкбай. 

Бюджет недополучил 1 млрд налогов от перевозчиков

Основная проблема перевозчика – убытки. В своей жалобе Бекен Тыныштыкбай пишет, что автопарки Алматы только за 7 месяцев 2016 года по сравнению с этим же периодом 2015 года потеряли более 3 млрд тенге, таким образом бюджет недополучил 1 млрд тенге налогов. 


Таблица доходов и убытков перевозчиков Алматы

По предоставленной Бекеном Тыныштыкбаем таблице доходов перевозчиков, видно, как упали доходы автопарков. К примеру, муниципальный автопарк заработал за 7 месяцев 2015 года 3 млрд 947 млн тенге, а в 2016 году уже Green Bus Company – 2 млрд 874 млн тенге, разница составила более 1 млрд тенге. Конкретно у ТОО "Мадина" убыток составил почти 248 млн тенге. 

В "Транспортном холдинге города Алматы" объясняют всё просто: перевозчики сами виноваты в своих убытках. 

"У них водители воруют деньги. Они не добирают, либо они устанавливают план, который не декларируют в своих доходах. Вот и разница. Они сами скрывают доходы. На вашем сайте директор ТОО "Авто Алма-Транс" (бывший "Тулпар ЦДС") говорил, что в день у него составляет доход 1,5 млн тенге. Как он может это говорить, если выручка у него 2,5 млн, 2 млн 40 тысяч и так далее? Он всё равно не добирает. Он предоставляет неправильную информацию. Он миллион тоже куда-то спрятал", – сказал директор ТОО "Транспортный холдинг города Алматы" Садир Хамраев. 

Терминалы "Онай" выходят из строя

Следующим пунктом недовольства директора автопарка "Мадина" стали часто ломающиеся терминалы. 

"Они ("Транспортный холдинг города Алматы". – Авт.) создали для нас и для себя проблемы. Система не оправдала себя. Оборудование не совершенно. Система старая. Они купили оборудование в Новосибирске. Оно старое. Надо было покупать новое и совершенное оборудование. Каждый день у нас ломается их оборудование. Оно же новое не должно ломаться", – сетует Бекен Тыныштыкбай. 


Отчёт автопарка по сломанным терминалам

С февраля по август 2016 года работники автопарка зафиксировали 538 поломок оборудования на почти 50 автобусах. Со сломанным терминалом водителям запрещается выходить на линию. По словам Бекена Тыныштыкбая, сервисная бригада чинит оборудование около 2 часов. Всё это время перевозчик терпит убытки.

В "Транспортном холдинге города Алматы" не отрицают, что терминалы выходят из строя. 

"Да, это техника, где-то какие-то поломки бывают. Причины бывают разные. Водители умышленно отключают оборудование, объясняя тем, что якобы не работает терминал, и начинают собирать "наличку". Потом обвиняют холдинг", – сказал Садир Хамраев.

По словам Садира Хамраева, восстановление работоспособности оборудования занимает от 40 минут до одного часа. В большинстве случаев ломается один из терминалов, только в 2% случаев выходят из строя оба. Почти половина заявок от автопарков ложные: когда сервисная бригада приезжает, терминал уже работает.

"Если заблокировался один из терминалов, второй терминал всегда имеет возможность оплаты. Автобус может дальше продолжать движение и осуществлять оплату через один терминал. Так же есть возможность оплаты через мобильный терминал, который может распечатывать билеты при оплате наличными, а также принимать оплату через карточки "Онай", – объяснил Садир Хамраев.

Из-за ввода наличной оплаты перевозчики терпят убытки

Наличную оплату проезда в общественном транспорте Алматы ввели 21 июня. Теперь водители собирают наличные деньги у пассажиров и выдают разовый билет. Для этого у них установлен специальный терминал. 


Фото пресс-службы "Транспортного холдинга города Алматы"
Разовый билет в автобусах Алматы

"Мы хотели уйти от того, что водитель собирает деньги, чтобы мы не были зависимы от них. Но теперь в холдинге говорят так: дайте терминал водителю, они должны отрывать билеты и собирать оплату. От чего ушли, к тому и пришли. Мы для чего создавали холдинг? Для того, чтобы уйти от "налички". Собирайте наличку сами, пусть 20%, но берите их, главное полностью соберите и нам перечислите. Я тогда смогу диктовать водителю условия. Я опять зависим от водителя. Он должен билеты распространять, вечером мне привозить деньги", – возмутился Бекен Тыныштыкбай.

"Путём административного давления со стороны акимата и ДГД Алматы нас заставили подписать унизительный договор, согласно которому все обязанности по сбору наличных денег возложили на нас", – пишет он в своей жалобе в прокуратуру. 

Бекена Тыныштыкбая не устраивают и условия сотрудничества с "Транспортным холдингом Алматы". Ему установили комиссию 5,5% с каждого пассажира, оплатившего проезд наличными деньгами. Если вводится дифференцированная оплата, то всё, что свыше 80 тенге, делится пополам. 


Часть договора ТОО "Мадина" с ТОО "Транспортный холдинг города Алматы"

"Мы сказали: "Раз вводите наличную оплату, так собирайте сами деньги, наймите кондукторов, поставьте их в наши автобусы. За это с нас проценты же берёте". Они говорят: "Нет, работать должен ты!" Я говорю: "Как?" Они мне отвечают: "Представь себе, твой магазин, твой продавец, я ему даю только терминал, через который будут проходить деньги. Это равносильно тому, что люди пользуются кредиткой". Но там ведь 0,5% берут комиссию! "Нет, у нас будет, говорят, 5,5%". Я говорю: "За что?" Они говорят: "За то, что ты пользуешься нашим терминалом". Водителя я принял водителем, он отвечает за доставку пассажиров, безопасное вождение. А теперь я его обязываю собирать за проезд", – сетует он.

Теперь ему необходимо нанять кондукторов и кассиров. Возможности расширить штат у перевозчика нет.

"Затраты несу я, а холдинг должен получать 5,5%. Мы не согласны. Стоимость этого аппарата 300 долларов. Получается 100 тысяч тенге. По нашим подсчётам, терминал окупается за два месяца. Остальное время работает только на прибыль. Они хотят просто озолотиться. Они донесли до акима, что якобы перевозчики сволочи, не хотят брать терминалы, они хотят работать "чёрным налом". К нам направили сотрудников ДГД. Они проверяли нас три месяца. Сделали полный хронометраж, посчитали сколько людей садиться, сколько людей выходят. У нас никаких нарушений не выявили. 28 сентября закончили проверку", – продолжил Бекен Тыныштыкбай.

Кроме этого, Бекен Тыныштыкбай рассказал, что стоимость бумаги для билетов не входит в комиссию 5,5%.


Рулон билета стоит 54 тенге

"В "Онай" говорили, что будут ещё обеспечивать диспетчеризацию. В этих 10%, которые мы им платим, она сидит. Потом они сказали, что будут организовывать диспетчерскую службу. Они с акимата берут деньги на диспетчеризацию. Плюс к этому с нас берут по 1 тенге за км. Они за одну и ту же работу хотят получить трижды деньги. Теперь они опять хотят сказать, что перевозчики плохие", – возмутился Бекен Тыныштыкбай.

В "Транспортном холдинге города Алматы" сообщили, что ТОО "Мадина" платит им 7% от каждой транзакции с карт "Онай", а не 10%, как заявляет его директор. Что касается комиссии по наличной оплате, оператор считает эту сумму небольшой. 

"3125 транзакций в день проходит у ТОО "Мадина". Возьмём даже 5000 транзакций. Мы это умножаем на 80 тенге. Это 400 тысяч тенге. Это умножаем на 5,5%, 6000 тенге в день с него мы должны удержать. При этом мы должны на 47 автобусов поставить 47 кондукторов. 6000 тенге мы теперь умножаем на 30 дней, выходит 180 тысяч тенге. Зарплата одного кондуктора. Как можно покрыть все затраты? Ещё же есть расходы на билетную ленту и другие. Логика никак не укладывается", – объяснил Садир Хамраев. 


Фото пресс-службы "Транспортного холдинга города Алматы"
Мобильный терминал по выдаче разовых билетов

По его словам, чтобы окупить затраты компании на покупку и обслуживание мобильных терминалов для оплаты наличным расчётом, необходимо брать с перевозчиков комиссию в размере 15%. 

"Билетная лента полностью выдаётся бесплатно. По ленте можно распечатывать за минусом всех отчётов 220 билетов, но мы взяли на себя погрешность и установили норму 200 билетов. Мы столкнулись с тем, что водитель отрывает и даёт пустые билеты, используя одну ленту, показывают 40 транзакций. Остальные билеты где? Кто за них должен платить?" – задаётся вопросом директор "Транспортного холдинга города Алматы".

Чтобы исключить выдачу пустых билетов," Транспортный холдинг города Алматы" установил плату за рулон бумаги, которую просят перевозчики сверх норматива. То есть покупать бумагу придётся только тогда, когда у водителя закончился рулон, а по факту прошло менее 200 транзакций. 

Садир Хамраев назвал "клеветой" пункт жалобы о диспетчеризации:

"Это неверная информация. Это клевета, когда человек предоставляет ложную информацию. Согласно договору, части которого он предоставил вам, это касается только электронной системы оплаты. Про диспетчеризацию нет ни одного слова. Это разная тематика. В этих 10% нет диспетчеризации. Если сделать примерные расчёты для "Мадины", за диспетчеризацию выходит в среднем 100-150 тысяч тенге в месяц на весь парк. И это считаем обдирательством?"


Фото пресс-службы "Транспортного холдинга города Алматы"
Талисман "Онай"

В конце жалобы Бекен Тыныштыкбай заявил, что автопарки Алматы находятся на грани разорения. 

"Вместо того чтобы сделать прозрачной нашу сферу, они всё в грязь утопили. Вдобавок, они занимаются махинациями и вымогательством денег. Топливо, запчасти подорожали, завтра мы встанем, скажем "до свидания", зачем это нужно? У меня осталось четыре месяца кредита за автобус. После этого сдам маршруты. Это невыгодно. Это не смешно. Ладно бы помогали нам. "Онай" не согласовываясь с нами что хочет, то и творит. По идее, можно было бы согласовать с нами и сделать всё цивилизованно", – подытожил директор автопарка.

Ранее Бекен Тыныштыкбай сообщал, что подал заявку в акимат на повышение тарифа за проезд.  В своих расчётах перевозчик отмечает, что дизтопливо и запчасти стали дорогими. 

По подсчётам другого, второго по величине перевозчика в Алматы – ТОО "Авто Алма-Транс" (бывший ТОО "Тулпар ЦДС") проезд в автобусах должен стоить 320-330 тенге.

Всего с просьбой увеличить стоимость проезда в акимат обратились пять перевозчиков. Когда все автопарки предоставят свои расчёты, акимат Алматы решит, будет ли повышаться стоимость проезда в общественном транспорте. А пока алматинцам беспокоится не о чём, в городской администрации успокаивают, что до конца года проезд в общественном транспорте будет стоить 80 тенге. 

Электронная оплата проезда в Алматы была введена в тестовом режиме в октябре 2015 года. Полный переход произошёл в январе 2016 года.