Пока вдоль казахстанских трасс и в районе достопримечательностей нет достаточного количества чистых, тёплых, комфортных туалетов, в которых всегда можно найти бумагу и мыло, все попытки развивать туризм бессмысленны. 

Ямы в полу грязных продуваемых кабинок – демонстрация неуважения и к гражданам страны, и к иностранцам, которым не посчастливится это увидеть. Но порой в путешествии по Казахстану встретить даже такой жуткий туалет – большая удача.

Как выглядят общественные туалеты в Казахстане

По данным национальной компании "КазАвтоЖол", на сегодня протяжённость автомобильных дорог общего пользования в Казахстане составляет 157 тысяч км. Сеть международных трасс и дорог республиканского значения – 24,9 тысячи км. Вдоль автодорог республиканского значения функционирует 1634 объектов придорожного сервиса. Это АЗС, модульные павильоны и кафе. Кроме того, есть 63 санитарно-гигиенических узла (СГУ). Но, по наблюдениям казахстанцев, далеко не все они отвечают минимальным санитарно-гигиеническим нормам.

Туалет столовой вдоль автотрассы Жезказган – Кызылорда / Фото Informburo.kz

Казахстанец Абдурахим Бейсен уже несколько лет работает дальнобойщиком и возит грузы по странам Европы. В тот момент, когда с ним связался корреспондент Informburo.kz, Абдурахим проезжал через территорию Нидерландов.

"Можно сказать, что в Казахстане дорожный сервис абсолютно не развит. Если сравнивать с Европой, на которую мы ориентируемся, то здесь на автобанах через каждые 15-25 км расположены автокемпинги, где водители и пассажиры могут остановиться, помыться, отдохнуть и поесть. Есть как государственные, так и частные объекты придорожного сервиса. Если вы везёте ценный груз, то лучше заночевать на платном частном паркинге, потому что во Франции, например, случаются кражи. Разумеется на каждом объекте есть санузлы, где обязательно имеются мыло, туалетная бумага, сушилки для рук, то есть все необходимое для гигиены. Есть детские аттракционы. И это всё бесплатно для легкового транспорта, а для грузовых авто – платно", – рассказал Абдурахим Бейсен.

По словам соотечественника, в Европе параллельно автобанам везде существуют бесплатные автотрассы, которые там называют "националки". На них в отличие от автобанов скоростной режим ограничен (до 80 и 100 км/ч), есть светофоры, много машин, так что быстро, как на автобане, ехать не получится.

"Однако нигде нет ям, выбоин, колдобин и заплаток. У нас же нет альтернативных дорог, большинство туалетов вдоль дорог такие же, как в аулах. Надеюсь, что и в Казахстане дороги и сервис будут как в Европе, но на сегодня никакого развития не ощущается. Будто ответственные за это организации и госорганы только и делают, что кладут деньги себе в карман. Нет чётких сроков исполнения, краткосрочных и долгосрочных целей. Никто не думает о простых людях. Мы, дальнобойщики, работающие в Европе, со своей стороны готовы помогать, делиться знаниями и опытом", – предложил казахстанец.

Туалет в одной из общеобразовательных школ Туркестанской области / Фото Informburo.kz

Без туалетов не может быть развития туризма – ни внешнего, ни внутреннего

В Казахстане потребность в общественных туалетах реально чувствуется не только вдоль дорог, но и в самих городах и сёлах. Население вынуждено проситься сходить по нужде в кафе или в торговые дома. Ситуация более-менее терпима в Алматы, Астане и Шымкенте. Но и в мегаполисах, когда проходят массовые гуляния, наступает антисанитарный апокалипсис. Не лучше ситуация на туристических объектах.  

Экоактивист из Балхаша Анар Адамбекова известна в городе своими волонтёрскими акциями по очистке берегов озера от мусора. Она не раз видела, что иностранные туристы, приезжая на Балхаш, любуются озером, но не купаются. На вопрос, почему, отвечают, что в прибрежной зоне нет общественных туалетов, и понятное дело, куда ходят по нужде люди.

"И это действительно так. Да и по городу ситуация не лучше. Мамы часто пишут мне как общественнику, что тяжело гулять с маленькими детьми, которые в любую минуту могут попроситься в туалет, а его рядом попросту нет. Конечно же, люди водят детей либо в кусты, либо в воду. Насколько я знаю, акимат сейчас планирует открывать общественные туалеты и в последующем передавать их частникам в доверительное управление. Без туалетов туристы просто не приедут к нам", – прокомментировала ситуацию Анар Адамбекова.

Казахстанский велопутешественник Дамир Кушеев в 2022 году на расширенном заседании коллегии Министерства культуры и спорта по вопросам туризма раскритиковал чиновников за отсутствие в стране придорожного сервиса, качественных дорог и туалетов. Выступление Кушеева вызвало резонанс в соцсетях. Позже Кушеев вошёл в комиссию при "КазАвтоЖоле", чтобы лично принять участие в инспектировании объектов придорожного сервиса.

Сейчас он путешествует на велосипеде по странам Ближнего Востока, и особенно его впечатлили дороги и сервис в ОАЭ. По его словам, там нет отдельно стоящих вдоль дорог санузлов. Они расположены на автозаправках, и все они бесплатные.

"Главное, что нужно человеку на дороге, это круглосуточный, чистый, тёплый и комфортабельный туалет. Когда я в 2020-2021 годах ездил по нашей стране, состояние дорог и отсутствие туалетов было реально удручающим, особенно в ВКО и Западном Казахстане. На юге страны сервис более развит, чем в других регионах – есть общепиты и придорожные туалеты. Судя по той информации, которой со мной делятся, сейчас по стране открываются десятки новых автозаправочных комплексов, придорожных объектов, туалетов, общепитов. Эта работа как бы делается, но там, где нет дорог, туалеты нет смысла делать. Новое руководство "КазАвтоЖола" по крайней мере работает с людьми, в отличие от предыдущего. Дай Бог, ситуация изменится", – поделился надеждами Дамир Кушеев.

В этом году Кушеев в очередной раз планирует проехаться на велосипеде по Казахстану и как член комиссии при "КазАвтоЖоле" хочет своими глазами увидеть, какая работа проводится в этом направлении.

Государство обещало помощь бизнесу, который строит туалеты

В Национальной палате предпринимателей "Атамекен" сообщили, что с 2021 года были запущены новые меры господдержки по субсидированию части затрат субъектов предпринимательства на содержание СГУ и строительство объектов придорожного сервиса (ОПС). Однако по итогам 2022 года по линии ОПС заявок не поступало, а по субсидированию СГУ поступило всего 22 заявки.

"Данные показатели связываем со слабой информированностью населения на местах. Вопрос "туалетизации" по стране действительно решается медленно. В основном это связано с вопросами финансирования как из республиканского, так и из местных бюджетов. Кроме того, наблюдается недостаточное внимание со стороны ответственных госорганов", – сообщили в палате в ответ на запрос Informburo.kz.

Как вернуть часть денег, потраченных на строительство объекта придорожного сервиса

В национальной компании Kazakh Tourism, которая отвечает за продвижение имиджа страны, привлечение инвестиций в туризм и реализацию Госпрограммы развития туризма до 2025 года, более подробно рассказали о госпомощи для субъектов придорожного сервиса.

По информации Kazakh Tourism, часть затрат предпринимателям, которые строят ОПС, возмещают акиматы.

Заявки принимаются ежегодно до 1 марта и рассматриваются комиссиями при акиматах исключительно по объектам, введённым в эксплуатацию после вступления в силу соответствующего приказа Министерства культуры и спорта от 1 января 2022 года.

Размер возмещения составляет 10% от стоимости строительства ОПС, указанной в заключении экспертизы проектно-сметной документации (ПСД).

К заявке на получение господдержки необходимо приложить следующие документы:
  1. Копии учредительных документов для ТОО / удостоверение личности для ИП, документ ИП /доверенность (при необходимости).
  2. Сведения об отсутствии (наличии) задолженности по налогам.
  3. Копию акта о приёмке объекта в эксплуатацию.
  4. Копию ПСД с положительной экспертизой.

На практике это выглядит так. Например, предприниматель построил придорожное кафе на трассе Караганда – Балхаш, затратив на строительство 20 млн тенге. После ввода объекта в эксплуатацию (не ранее 1 января 2022 года) он направляет в областной акимат заполненную заявку с документами в срок до 1 марта. После одобрения заявки предприниматель получит возмещение части затрат в размере 2 млн тенге.

Как получить субсидию на содержание туалета

Вторая мера господдержки – возмещение затрат по обслуживанию и содержанию санитарно-гигиенических узлов – предусматривает субсидию в размере 83 300 тенге в месяц.

Она распространяется на благоустроенное отдельно стоящее стационарное или передвижное сооружение, расположенное на привлекательных для туристов территориях или на пути следования к ним вдоль автодорог, а также на особо охраняемых природных территориях или входящее в объект придорожного сервиса, предназначенное для санитарных и гигиенических процедур. СГУ должен быть оборудован унитазами, раковинами, системами вентиляции, теплоснабжения, освещения и средствами личной гигиены.

Для получения субсидирования предприниматель подаёт заявку в местный исполнительный орган (МИО) для включения в перечень, который согласовывается с Министерством культуры и спорта. После согласования производятся выплаты от МИО.

Список документов для получения субсидии:
  1. Заявка.
  2. Копии учредительных документов для ТОО, удостоверение личности для ИП, документ ИП, доверенность (при необходимости).
  3. Копия документа, подтверждающего право собственности, владения или управления СГУ.
  4. Фото и видео заявленного СГУ и места его расположения.

К примеру, у предпринимателя имеется действующий отдельно стоящий, благоустроенный туалет на территории кафе, которое расположено на пляжном побережье озера Имантау. Для получения субсидирования предприниматель подаёт заявку с документами в областной акимат.

После одобрения заявки предприниматель может рассчитывать на субсидию и при круглогодичном функционировании туалета может получать её ежемесячно. То есть за год он получит от государства миллион тенге.

Сколько туалетов обещают построить в Казахстане

По данным Kazakh Tourism, в результате инвентаризации 2019 года по стране выявлена потребность в дополнительных 493 СГУ. При этом в 2020-2022 годах установлен 201 СГУ. По данным местных исполнительных органов, в 2023 году планируется установка 183 СГУ.

В компании со ссылкой на Министерство индустрии и инфраструктурного развития также сообщили, что из 1634 объектов придорожного сервиса, ныне работающих вдоль автодорог республиканского значения, лишь 74% отвечают требованиям национального стандарта.

В этом году планируется запустить ещё 78 объектов сервиса, из которых 53 объекта за счёт привлечения частных инвестиций. Это 25 АЗС, 28 пунктов питания и СГУ, а также 25 СГУ в рамках реконструкции и ремонта автодорог, что позволит по итогам 2023 года довести долю объектов сервиса соответствующих нацстандарту до 82%.

Кроме того, согласно постановлению правительства от 30 декабря 2022 года утверждена Концепция развития транспортно-логистического потенциала Республики Казахстан до 2030 года, которая предусматривает, что вдоль автодорог республиканского значения будет построено не менее 200 современных объектов придорожного сервиса, оснащённых инфраструктурой для полноценного отдыха, высокоскоростной связи и обогрева водителей в зимний период наряду с созданием сети зарядных станций для электромобилей.